Культовые камни Псковской земли

Культовые камни дохристианского периода на Руси представляют интерес не только как памятники материальной но и духовной культуры древних народов. Культ камней отражает древнейшие представления людей о мироздании и месте человека в нем. Так, древние поселенцы Псковского края верили в то, что в священных камнях, в рощах и в журчащей воде обитают духи-покровители Земли. От них можно получить заступничество или пророчества о своей судьбе, а у родовых могильников услышать жизненные советы от ушедших из мира сего предков. Чтобы усилить магическое воздействие, заключенное в каменной тверди, валуны перемещали и устанавливали определенным порядком. На камни наносили священные знаки и символы. Что же такое культовые камни? Под этим термином подразумевается камень, имеющий какие либо четко выраженные символы на своей поверхности природного или искусственного характера. Такие камни имели сакральное значение в духовной культуре людей.

На территории современной Псковской области имеется не менее 130 культовых камней. Вероятно, их число значительно больше, поскольку информация о новых находках продолжает поступать. Часть таких камней пользовалась остаточным почитанием до недавнего времени, кое-где следы этого почитания сохранились и поныне. Несомненно, что эти камни дошли до нас далеко не полностью, так как часть их была уничтожена и смещена со своих мест в первой половине XVI веке. Зачастую на таких камнях присутствует рукотворная или естественная выемка на гигантском валуне могла считаться «следом» ноги или руки языческого бога, человека и животных, отчего подобные явления природы называют еще камнями – следовиками. Наиболле обычным на этих камнях является выбитое углубленное изображение отпечатка человеческой ступни, как правило с иммитацие обуви, но иногда встречаются изображения и босой ноги. Эти изображения в ряде случаев сопровождаются углублениями в виде следов животных, конского копыта, межвежей лапы, овечьего следа. Из других знаков, зафиксированы отпечатки человеческой руки, стрелка или черта. По современным трактовкам камни следовики могли быть пограничными знаками между владениями разных родов. Следы копыт могли быть посвященными богу Велесу, в языческой традиции почитающемуся покровителем домашнего скота. Иногда в преданиях валуны наоборот, ассоциируются с нечистой силой. Так в некоторых местах следовики называют следами черта и места возле культовых камней считаются заколдованными. Популярность таких камней была очень велика как в языческий, так и христианский периоды. Некоторые легенды, может быть, относятся к первоначальному пласту представлений. Так, камень с изображениями двух ступней у деревни Заклинские Горки связывается с отступлением «Литвы» во время войны. Камень следовик у деревни Зряковская Гора, по преданию, приносил удачу на охоте, так как на человеческий след приходили лоси, медведи и другие звери, где их ждали охотники. Камням приносили жертвы. Так, к камню следовику и священному колодцу у деревни Печки приносили полотенца, платки, деньги, а к камню у деревни Котья Гора – овощи и венки из цветов. Наиболее полная картина почитания подобных камней известна в деревне Мегузицы. Это так называемый Теплый камень, некогда находившийся на кургане и имевший изображения двух человеческих ступней. К камню в Иванов день приносили дары: масло, творог, лепешки, яйца. В часовне над камнем совершались молебны, после чего на камне зажигалась свеча и на него бросали в жертву творог или масло. Различные дары, раздаваемые при этом нищим, обязательно предварительно клались на камень или же ими прикасались к нему. Отмечено, что в обряде принимали участие почти исключительно только сету[9].

Размеры человеческих следов на камнях различны – от «детского» 14,5 см. до 52 см. Следует отметить, что из духов природы изменять свой рост может только леший, который принимает вид «человека огромного роста (с лесом вровень). Из соотношения, по которому длина ступни человека составляет 15 % его роста, при следе длиной 52 см. получаем рост 3,46 м. («С лесом вровень»). Леший же имеет определенную связь с животным миром: может принимать облик некоторых животных, помогает пасти скот, распоряжается лесными зверями, помогает при охоте. Леший кормит хлебом стадо волков. Относительно линии соотношения Велес – леший следует заметить, что образ лешего может быть связан с позднейшим переосмыслением имени и функций Велеса. Нечто подобное можно заметить и в образе христианского Власия, который исцелял болезни собиравшихся к нему зверей 18 и во многом заместил функции покровителя скота в уже христианизированной стране. Возможно, что образ Велеса после христианизации подвергся дуалистическому делению.

Особую категорию культовых камней представляют чашечные камни. На них имеются характерные круглые углубления различной величины и в разном количестве. Один из таких камней с двумя углублениями был обнаружен на вершине сопки у деревни Голенищево Локнянского района. Чашечные камни появляются, однако, раньше следовиков и, вероятно, существуют весьма длительное время.

Одной из причин длительной сохранности поклонения чашечным камням и следовикам является приписываемая им легендами способность исцелять – дождевая вода накапливающаяся в «следах» считалась лечебной, в некоторых районах предания приписывают такой воде способности исцелять от зубной боли, в других местах упоминаются исцеления от кожных и глазных болезней. Наиболее подробные сведения сохранились о подобном камне, расположенном на территории Печорского района. «Омутский камень» у деревни Кулье, который лежит в воде и по традиции считается старым лечебным камнем, куда в старину после захода солнца приводили детей и водой мыли глаза. Эту воду брали из углубления корытообразной формы, где она собиралась после дождя и от высокой воды. В Островском районе у деревни Кожино известно место под названием «могильник». На этом могильнике имеется камень, имеющий наверху углубление в роде четырехугольника. По народному поверью, в этом углублении постоянно находится вода, которая не усыхает даже и в самые жаркие дни. Воде этой  местное население, особенно женская его часть, приписывала целебные свойства, промывала ею глаза и пользовала от других различных болезней.

Кроме камней названных типов, известно 24 камня с изображениями козьих рогов, трезубца, круга, рыбы, треугольников, овала, ромба, с углублениями неправильной или грушевидной в плане форм и другие. Некоторые из этих камней, как и следовики, использовались как лечебные и жертвенные камни.

Относительно широко распространены бытовые и мистические сюжеты о сокрытых и заговоренных кладах, связанных с культовыми камнями – данная известность, несмотря на предупреждения легенд о том, что заговоренный клад «просто так» найти невозможно, сослужила дурную славу,

для многих культовых камней – они были разрушены само-

 

надеянными кладоискателями прошлых эпох. Во времена войн пришельцы-завоеватели также уничтожали культовые памятники побежденного народа, в том числе и камни. Тем самым покоряемые лишали народы своих священных мест, как духовных ориентиров.

Большинство культовых камней имеют разнообразные легенды созданные местными жителями на протяжении длительного периода времени. Любопытные сведения сохранились и о культовом камне у деревни Луговка Пушконогорского района. Рядом с узкой мелководной речушкой лежит наполовину вошедший в землю огромный камень с двумя небольшими, словно следы ног, продолговатыми углублениями. Местные поверья наделяют этот камень поэтичным вымыслом, якобы объясняющим его происхождение. Так по местному поверью, на этом камне был убит недобрыми людьми прохожий,  там, где лежала его голова, осталось углубление в камне, сам же убиенный он весь мало-помалу ушел в землю[10].

После принятия христианства люди продолжали поклоняться священным камням. В новую религию включали старые языческие верования, а сведения о сокральности камней вошли в темы христианских легенд. По указанию служителей церкви отдельные камни даже были «крещены», на них выбивали кресты или сам крест вырезали из камня. Такие камни получили название крестовики. С приходом христианства углубления на них стали считаться «следами» героев православной истории. При некоторых культовых камнях были возведены церкви и часовни. Иногда местные жители рассказывали, что на подобном камне следовике стояла сама Божья Матерь, называли такие камни получали название  «следок ангела» или «божий следок». Например, такой камень имеется у д. Заполица в Бежаницком районе.

Иногда народные предания приписывали таким камням и реальных деятелей русской истории. Так, например, Камень у деревни Шитики Островского района связывался обычно с именами псковских князей Всеволода-Гавриила или ДовмонтаТимофея. Место это называлось «Святик» и здесь располагался камень высотой около 70 см. яйцеобразной формы серого цвета. По преданию, сам князь Всеволод-Гавриил проткнул его рукой, и из камня полился источник воды. Теперь источника нет, но отверстие сохранилось и виден отпечаток в форме пальцев руки. Есть об этом камне и другие интересные сведения. Легенда гласит, что «камень с углублением, будто бы продавленным ногою святого князя Бориса, когда он с братом Глебом проходил этой местностью. Таким образом, этот наиболее почитаемый в округе камень связывался сразу с несколькими святыми: Борисом и Глебом, Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем.

     

Валуны, которые не вписывались в религиозные догматы, уничтожались – их разбивали, низвергали с холмов, топили в реке или озере. Однако почитание камней передавалось и сохранялось в памяти людей.

Четвертую группу культовых камней образуют каменные идолы. Их еще называют антропоморфными камнями. Каменные языческие идолы в Псковской земле известны по преданиям, письменным источникам и случайным находкам. На городище Савкина Горка, в Пушкиногорском заповеднике, стоит антропоморфная фигура языческого божества, найденная в районе деревни Велье. По очертаниям фигура крестовидная. Голова округлая, руки переданы боковыми выступами. На лицевой части головы выделяются глаза и схематично моделированный углубленными линиями на плоскости нос. В левой руке идол держит крест с округлыми боковыми лопастями. Очевидно это Услад – один из богов Владимирова пантеона. В начале ХХ века в Псковском музее хранился каменный антропоморфный идол, найденный в ручье Промежица близ Пскова и утраченный в период Великой Отечественной войны. Судя по сохранившейся фотографии, идол имел слабо моделированные руки, причем в правой он держал стрелу с достаточно четко выраженным наконечником, а в левой клинок. Моделированный в камне наконечник Перуна или громовой стрелы дал название подобным антропоморфным камням. Таких идолов принято называть «громовым стрелкам». Это памятники неолитической эпохи. В начале XX века в Пскове еще можно было видеть каменные антропоморфные изваяния, напоминавшие по облику Промежицкого идола. Одно из этих изваяний хранилось в часовне близ Власьевской башни, другое стояло в районе Елиазаровского кладбища на Завеличье. С этими идолами были связаны различные поверья. Интересны каменные идолы, хранящиеся в Себежском краеведческом музее. Первый, так называемый, идол в шляпе найденный в болоте под Идрицей. Он представляет собой изображение головы человека в остроконечной шапке с меховой опушкой. На лице моделированы глаза, нос, рот. На боку идола выбита до сих пор не расшифрованная надпись. По самым скромным подсчетам, этому идолу не менее тысячи лет. В археологической литературе он известен как просто Себежский идол. Он представляет собой изображение головы человека в остроконечной шапке с меховой опушкой. Другой идол – Пестун, представляет собой изображение женской груди. В переводе со старославянского «пестун» означает «воспитатель», «нянька». К нему приходили на поклон финно-угры и славяне со своими просьбами. Чаще всего приходили женщины и просили защиты и помощи в продолжении рода. Идола случайно обнаружили в глубоком болоте у деревни Техомичи в конце XIX века. Рядом с этим местом находился святой источник. Потом возле Пестуна местные священники стали служить молебны. Они убеждали прихожан в том, что идол – это вовсе не языческое божество, а нерукотворный образ Богородицы. В болото каменное изваяние угодило в 1772 году, после третьего раздела Польши. До этого Пестун был местом поклонения многочисленных паломников со всех концов Речи Посполитой. Люди как добропорядочные христиане, конечно же, посещали и храмы, но в особых ситуациях обращались за помощью к языческим божкам. Императрица Екатерина II решила покончить с пережитками древней Руси на новых территориях Российской империи самым решительным образом. Она прислала вооруженный отряд солдат, которые начали громить капища, как это делал еще при крещении Руси князь Владимир и его дружинники. Идолов разбивали или сбрасывали в болота. Однако есть сведения, что действующие языческие капища на Псковской земле существовали и в начале ХХ века[11]. Во дворе Себежского музея стоит каменная баба - находка белорусских археологов. На животе этого идола выбит крест в круге. По одной из трактовок, этот символ означает – Господь в утробе. По всей видимости уже в христианский период языческая каменная баба стала для славян Богоматерью.

Каменные идолы и различные культовые камни, повсеместно сохранившиеся на территории Псковского края, представляют собой уникальное явление симбиоза двух культур: язычества и христианства. Не сумев полностью вытеснить из сознания славян языческие традиции, православная церковь не только признала языческие камни, но поставила их на службу христианству, нанеся на них свои символы и создав этим памятникам культуры новые легенды и предания.

Уникальным культовым камнем является Гранитный валун с коническим отверстием в Бежаницком районе. Среди местных жителей этот камень получил название «Ухо Земли». Внутри его выдолблено отверстие диаметром около метра и полтора метра в длину. С юга отверстие более широкое, на севере – сужается. Эта непонятная конструкция ориентирована строго с востока на запад. Непонятно для чего понадобилась древним людям такая исключительная точность. Остался без ответа и вопрос, каким образом в начале первого тысячелетия люди смогли проделать в камне такое нешуточное отверстие? Как отмечают специалисты, камни с отверстиями искусственного происхождения встречаются в Германии и Англии. Если говорить о Восточной Европе, то науке известен единственный подобный камень, находящийся в Бежаницком районе. Есть целое поверье, связанное с культами деревьев. Так, больных людей протаскивали через дупло с отверстиями, либо сквозь расщепленное распорками дерево. Считалось, что болезнь останется в дереве. Очень редко для этих целей использовались камни с отверстиями. Известно, что местные жители вплоть до ХХ века пролазали в отверстие этого камня с целью восстановления утраченных сил и улучшения самочувствия.

Есть в Кудеверской волости Бежаницкого уезда еще два интересных камня. Один называют сторожевым. Он стоит в 1,3 километра юго-западнее деревни Подоржевки. Возможно, этот идол обозначал границу, жившего здесь племени. Он представляет собой голову воина с мечом, весьма грубой работы. На нем видны сколы. Воин пострадал от времени - ветры, вода, перепады температур сыграли свою роль. Мимо идола можно пройти и не заметить. Под ним проводились археологические раскопки, но никаких находок не нашли. Между воином и «Ухом земли» прямо в болоте есть еще один камень, имеющий форму птицы с раскрытыми крыльями. Его предназначение непонятно. По мнению ученых, три этих камня относятся к одному временному промежутку. Судя по наличию селищ и цепи курганов, проходящей по южной границе Бежаницкого района и уходящей в сторону Пустошки и Себежа, эти территории в начале тысячелетия были густо заселены.

Интересен и вертикальный менгирообразный камень у деревни Гривки Локнянского района не укладывается в общую типологию культовых камней Псковщины. Уникальность этого памятника обусловлена тем, ближайшие аналогичные менгирообразные камни известны только на Кавказе и Закавказье. В обкладке этого камня сохранилось 4 валуна. Вероятно, их было 5 или 6. В разрезе камень четырехугольный. С ним связано поверье, что если камень будет наклоняться (что с ним часто бывает), то его нужно выравнивать и ставить вертикально. Общая высота камня 2,1 м., хотя вероятно, он был еще выше. До того как камень был сломан жители находили в нем сходство с человеческой фигурой. Единственным объяснением природы этого культового камня может быть только то, что он представлял собой основание идола (вероятно, антропоморфного), верхняя часть которого была сколота в период христианизации.

 

 


Тема 5



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: