Особеннсоти и проблемы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

2.1 Особенности пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

В структурах государственных органов предоставляются социальные гарантии для сотрудников и пенсионеров органах внутренних дел. Учитывая сложность работы и небольшие заработные платы, государство создало для этой категории госслужащих большое количество льгот и различных социальных выплат, включая пенсионное обеспечение с рядом доплат, в зависимости от стажа работы, при выходе на заслуженный отдых.

Все это указано федеральным законодательством, и цель данных льгот – сделать службу в органах внутренних дел более привлекательной, а также обеспечить достойные вознаграждения тем, кто уже служит в органах внутренних дел.

Основными нормативными правовыми актами в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел являются Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Действующий закон приводит список сотрудников государственных органов внутренних дел, имеющих полное право получать пенсионное обеспечение:

1) граждане, которые служили в офицерском составе, а также прапорщики/мичманы различных армейских структур, военных образований, военно-образовательных организаций и силовых госорганов;

 2) граждане, проходившие контрактную службу в качестве матросов, сержантов, солдат и старшин курсантов различных армейских структур, военных образований, военно-образовательных организаций и силовых госорганов;

3) граждане, которые являлись работниками органов правопорядка, органов контролирующих оборот наркотических средств, противопожарной службы и других внутренних структур;

 4) семьи, являющиеся иждивенцами на содержании гражданина относящегося к одной из перечисленных выше категорий[7].

 Для приведенных в перечне гражданских лиц и сотрудников, проходивших службу в органах внутренних дел, Федеральный закон гарантирует соответствующее пенсионное обеспечение.

Размер этого обеспечения определятся согласно причинам, на основании которых оно назначается. Законодательство предусматривает несколько категорий пенсий для работников органов внутренних дел.

Помимо классификации лиц, имеющих право претендовать на государственное обеспечение после выхода на пенсию, Конституция РФ также определяет и несколько подпунктов, на которые можно разделить пенсионное содержание. Список их выглядит следующим образом:

1) Пенсия, назначающаяся за выслугу для сотрудников госорганов внутренних дел. Гражданин может получить ее, только если имеет наработанный, предусмотренный законодательством срок службы в государственных структурах, таких как военная контрактная служба, и/или противопожарная служба РФ, и/или в органах внутренних дел, и/или в органах уголовно-исполнительной системы, и/или в органах, контролирующих оборот наркотических веществ и так далее.

2) Пенсия, назначающаяся лицу по инвалидности, заработанной во время службы в органах внутренних дел.

3) Социальные пенсии семьям-иждивенцам погибшего служащего органов внутренних дел.

4) Социальные пенсии семьям, умершего пенсионера органов внутренних дел[8].

При восстановлении на службе, выплаты пенсии за выслугу лет будут приостановлены, получать заработную плату и социальное пособие одновременно нельзя. Тем гражданам, которые получили травму во время службы в органах внутренних дел, следует знать, что стаж, наработанный в государственных структурах, не влияет на размер пенсии по инвалидности. Это относится и к размеру социальной поддержки семьям, утратившим кормильца.

Пару последних лет показатели государственного содержания для уволившихся сотрудников государственных органов внутренних дел постоянно росли. Пособия пересчитывали порядка 6 раз. Четыре из них напрямую связаны были с ростом заработных плат служащих органов внутренних дел, относительно которых как раз и вычислялась сумма пенсионных отчислений. Два других были вызваны необходимостью повышения рассветных долей для надбавок, которые требовались отдельным категориям пенсионеров.

После всех увеличений и пересчетов пенсионное обеспечение данной категории в среднем увеличилось примерно на 14,5%. Правительство РФ также с октября-ноября 2017 провело индексацию заработных плат для сотрудников органов внутренних дел. Она затронула не только офицерский состав, но также денежные довольствия рядовых работников. Увеличение суммы довольствий для органов внутренних дел обязательно повлек за собой рост пенсий.

Также согласно ФЗ № 4468-1, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел в обязательном порядке подлежит пересмотру и пересчету относительно расчетного размера базовой ставки и согласно ее увеличению.

Базовая часть соответствует размеру социально пенсии. И тот факт, что социальное обеспечение в 2017 году также подверглось индексации на 5,5%, говорит о том, что у пенсионеров органов внутренних дел повысились суммы денежных отчислений.  

Сотрудник органов внутренних дел, входящий в приведенный выше перечень лиц, может заслужить свое пенсионное содержание по выслуге лет двумя основными способами. Прежде всего, отработать в структурах Министерства внутренних дел на протяжении 20 полных лет. Это также дает возможность досрочного выхода на заслуженный отдых.

Вторым способом, который позволяет поучить данное обеспечение является смешанный рабочий стаж. Право на пенсию за выслугу предоставляется для тех сотрудников, которые отслужили в разных структурах органов внутренних дел не меньше 25 лет, и уволились после 45- летнего возраста по причине сокращения штата в органах внутренних дел либо по состоянию здоровья.

Для первого и второго способов существуют некоторые законодательные поблажки. Например, к двум годам рабочего стажа приравнивается год службы в отдельных регионах Крайнего Севера. Большинство сотрудников, увольняющихся из органов внутренних дел, уходя на отдых в 45-50 лет, также успевают заработать для себя и страховое обеспечение.  Согласно законодательству РФ пенсия по выслуге выплачивается от структур Министерства внутренних дел, страховая же отчисляется Пенсионным фондом. Чтобы заработать страховое обеспечение, требуется после увольнения найти гражданскую работу.

2.2 Проблемы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

На современном этапе функционирования правоохранительных органов, в условиях постоянных реформ, связанных как с социально-экономическими изменениями в стране, так и с реформацией деятельности правоохранительных органов, появляется необходимость в упорядочивании пенсионной и социальной системы сотрудников органов внутренних дел.

Вследствие этого появляется острая проблема необходимости развития механизмов пенсионной и социальной системы Министерства внутренних дел.

Меры, реализуемые в рамках «социального и пенсионного пакета», должны быть направлены не только на повышение социального уровня, но и на качественный рост их социально-профессионального статуса, стимулирование деятельности служащего с целью повышения эффективности правоохранительной службы, в целом, преодоление экономических первопричин коррупции в правоохранительных органах.

Исследуя данную тему, можно выделить несколько проблем:

1) Увеличение нижнего предела выслуги лет с 20 лет до 25 лет. Стоит отметить, что это лишь возможность увеличения предела выслуги лет, поскольку в законодательство по - прежнему не внесены изменения в этой части. В данном случае речь идет о перспективах развития законодательства, что является вполне обоснованным.

Однако следует отграничить «обычную» пенсию от пенсии по выслуге лет, т.к. субъектами последней является установленный Законом круг лиц, тем самым создаются привилегии для сотрудников органов внутренних дел в части их пенсионного обеспечения.

Соглашаясь с повышением нижнего предела выслуги лет, сторонники данной позиции ссылаются в первую очередь на необходимость экономии бюджетных средств.

Безусловно, при сложившейся экономической ситуации в стране необходима экономия бюджетных средств, однако представляется, что экономия денежных средств не должна осуществляться за счет пенсии по выслуге лет, полагаемой сотрудникам органов внутренних дел.[9]

Таким образом при изменении нижнего предела выслуги лет фактически произойдет изменение контракта в одностороннем порядке.

Так, сотрудник, заключив контракт на одних условиях, для продолжения прохождения службы будет вынужден подписать дополнительное соглашение к контракту, которое фактически ухудшит положение сотрудника.[10]

2) Некоторые ученые выделяют проблему с нормативными правовыми актами в которых не предусмотрена возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел времени обучения по заочной и вечерней формам обучения в высших или средних специальных учебных заведениях, предшествующего поступлению их на службу.

3) Также есть мнение, что проблемой является современный правовой механизм пенсионного обеспечения родителей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, который не предусматривает возможность учета при назначении им пенсии по случаю потери кормильца факта гибели двух и более детей.

4) Проблемой считается то, что сотрудники органов внутренних дел не уплачивают взносы в государственные внебюджетные фонды, и то, что у сотрудников органов внутренних дел не имеются накопления на индивидуальном счете застрахованного лица.

В итоге при выходе на пенсию сотрудники не могут претендовать на достойную пенсию, если они не будут работать после выхода на пенсию.

5) Проблемой является не назначение выплат пенсии лицам по старости, которые уволились из органов внутренних дел и лишились права на досрочное назначение пенсионного обеспечения.

6) Существует точка зрения, согласно которой в связи с изменением законодательства в части предельного возраста пребывания на службе, необходимо внести изменения в законодательство в части пенсионного обеспечения за выслугу лет. Так, п.п. 4 п. 1 ст. 88 No342-ФЗ установлен предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел –50 лет.

Стоит согласиться с В.С. Бялтом, С.Н. Трипутиным, которые предлагают внести изменения в п. б ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 No 4468-1, изложить в следующей редакции: «...достигшие на день увольнения 50-летнего возраста».[11]

7) Среди теоретиков также ведутся споры относительно отмены пенсий, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 No 4468-1. С данным мнением мы категорически не согласны. Во-первых, отмена пенсий подрывала бы престиж и военной службы, и службы в органах внутренних дел или других органах. Во – вторых, во многих случаях хорошая зарплата и пенсия оказываются стимулом к продолжению службы.

8) Также теоретиками и практиками предложено заменить пенсии серьезным по сумме выходным пособием в размере одной или двух годовых зарплат сотрудника. К данному предложению стоит отнестись критически, т.к. хоть пособие по своей сумме значительно превышает месячный размер пенсии, но носит разовый, единовременный характер.

Получив такое пособие, гражданин фактически лишается месячного содержания по выслуге лет, как правило, сотрудники органов внутренних дел и другие силовики выходят на пенсию в сравнительно молодом возрасте, соответственно право на пенсию по старости еще не возникло.

9) Одной из основных проблем также является финансово-экономическое обеспечение.

Для реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел потребуются дополнительные бюджетные ассигнования на выплату единовременных пособий и денежного довольствия, которые связаны с увольнением.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для выплаты пенсий является одной из важнейших и наиболее сложных для исполнения задач.

Для решения данной проблемы необходимо совершенствование законодательства в данной сфере и тщательный анализ всех возможных последствий, чтобы избежать потери платежеспособности бюджетной системы для реализации поставленной задачи.

Также внимание привлекает такая проблема, как назначение выплаты пенсии лицам по старости, которые уволились из органов внутренних дел и лишились права на досрочное назначение пенсионного обеспечения.[12]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Темой исследования являлось изучение пенсионного обеспечения одной из важных частей социальной защиты государственных служащих –сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

Проведен анализ современных подходов государственного пенсионного обеспечения указанной категории граждан в свете последних организационных реформ в системе органов внутренних дел. Выполнены следующие задачи, поставленные в начале исследования:

1) в первой главе изучено состояние пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей как часть российской пенсионной системы, также изучены понятие пенсии за выслугу лет,  по инвалидности, по потери кормильца и порядок их предоставления

2) рассмотрены основные виды и особенности пенсий, назначаемых сотрудникам органов внутренних дел в Российской Федерации;

3) рассмотрены виды и условия назначения выплаты пенсий;

4) рассмотрены порядки назначения, исчисления и выплаты пенсий;

5) во второй главе изучены особенности и выявлены проблемы современного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в органах внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, Федеральной миграционной службы и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно–исполнительной системы, и их семей».

Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей, в условиях повышающегося уровня жизни, роста инфляции требует постоянной корректировки с целью обеспечения их достойного существования.

Также необходимо серьезное реформирование пенсионной системы Российской Федерации направленное на дальнейшее усовершенствование Российской пенсионной системы.

Это связанно с тем, что проблема пенсионной системы является для страны вопросом жизнедеятельности нескольких поколений людей и поэтому требует серьезный и сложные по своему характеру методы и подходы, которые будут применяться при решении текущих проблем.

Это важно и для лиц служивших в органах внутренних дел Российской Федерации.

Предложения по решению обнаруженных проблем:

1) Предлагаю внести дополнения в пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, касающийся повышенного размера пенсионного обеспечения для родителей двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел.

Дополнить данный пункт следующим предложением: «Родители двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в двойном размере»;

2) Предлагаю внести изменения в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункт 10 ч. 2 ст. 38 данного Закона изложить в следующей редакции: «Время (не более шести лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной, очно-заочной, заочной формам при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы»;

3) Предлагаю не повышать срок прохождения службы для получения пенсии, а установить размеры пенсии в зависимости от срока службы.

Это позволит увеличить размеры пенсии при продолжении службы после 20 лет и будет являться мотивацией для сотрудников, чтобы они продолжали службу в органах внутренних дел.

Таким образом, нами исследованы проблемы назначения пенсии по выслуге лет.

Теоретиками и практиками активно обсуждаются вопросы о внесении изменений в законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел.

На наш взгляд, институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел нуждается в реформировании, однако в той части, в которой это не ухудшает нынешнее положение сотрудников органов внутренних дел

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: