Тема 1: Понятие рынка и его классификация. Организационно-правовые формы предприятий

Понятие рынка и его классификация.

       Рынок – это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предприятиями и передачей юридического права собственности после оплаты товара.

    Основными технико-экономическими условиями, обеспечивающими нормальное функционирование рыночного механизма, являются:

1. Перечень товаров и услуг, которые будут реализованы для удовлетворения потребностей общества.

2. Оценка потребностей в трудовых, материальных, денежных ресурсах, используемых в процессе производства (сырье, материалы, топливо, энергия, трудовые ресурсы).

3. Обеспечение экономически оправданного (обоснованного) сочетания средств и предметов труда, а также рабочей силы для производства материальных благ.

4. Управление процессом реализации товаров и услуг.

5. Мероприятия по перестройке технологического процесса производства с целью повышения конкурентоспособности продукции и спроса на нее.

Устройство рыночной экономики можно представить в виде следующей схемы:

 

 


Ресурсы
Факторы производства
 

 

                                 

 

Товары и услуги
Товары и услуги  
 

 

 


Товары и услуги
           

 

 


Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи составляют единое целое экономического механизма общества, однако большая роль отводится предприятию, т.к. эквивалентно-рыночный обмен возможен лишь при наличии производимой продукции.

    На первом этапе вся совокупность функций рынка может быть классифицирована по видам деятельности его участников, т.е. рынок может быть представлен следующими типами:

1. Производственный рынок – это составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и общества, удовлетворяющая их потребность в средствах производства и предметах производства.

Рынок средств производства – это сфера товарного обращения, в которой отражаются экономические отношения между товаропроизводителями и потребителем.

Потребительский рынок – это рынок товарного обращения, где осуществляется купля-продажа предметов потребления.

2. Непроизводственный рынок (рынок рабочей силы) – сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы (работодателем) и продавцом способностей человека, который в дальнейшем используется в процессе материального производства.

3. Финансовый рынок – это совокупность операций по ссудам и займам купли-продажи иностранных валют, обмена ценных бумаг и долговых обязательств.

Финансовый рынок включает:

· рынок капитала;

· рынок ценных бумаг;

· валютный и ссудный рынок.

4. Интеллектуальный рынок включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также механические и духовные идеи и завершенные в этой области работы.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: