МАТЕМАТИКА
Группа 87
Машинист крана (крановщик)
Марта 2020 г.
Практическое занятие
Тема: «Равносильность равнений»
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся уравнений с одной переменной;
- развитие мышления учащихся; развитие познавательного интереса и умений учебно-познавательной деятельности;
- воспитание организованности, самоконтроля и взаимоконтроля.
Продолжительность занятия - 2 часа
Оборудование: карточки с заданиями, чертежные инструменты, ручка, тетрадь
Краткие теоретические сведения:
Краткое обсуждение тех теоретических знаний, которыми они обладают и пользуются при решении уравнений.
Допустим, нам необходимо решить уравнение
3-(2х- 5) = 2х + 5.
Преобразуем данное уравнение, выстраивая цепочку уравнений и стараясь получить уравнение вида а х = b, т.е. линейное уравнение
6х - 15 = 2х + 5, 6х - 2х = 5 + 15, 4х = 20.
Откуда получаем, что 5 - корень уравнения. Причём, как последнего уравнения, так и любого из уравнений данной цепочки, так как они являются равносильными уравнениями. По сути, решением уравнения и является выстраивание подобных цепочек уравнений.
|
|
1) Определение. Два уравнения с одной переменной f(х) = g(х) и h(х) = р(х) называют равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.
Например, уравнения - 4 = 0 и (х + 2)(2Х - 4) = 0 равносильны; равносильны и уравнения х2 + 1 = 0 и = - 2 - они не имеют корней.
2) Определение. Если каждый корень уравнения f(х) = g(х) (1)
является в то же время корнем уравнения h(х) = р(х) (2),
то уравнение (2) называется следствием уравнения (1).
Например, уравнение х - 2 = 3 имеет корень 5, уравнение - 25 = 0 имеет корни ± 5. Так как корень уравнения х - 2 = 3 является корнем уравнения х2 - 25 = 0, то уравнение х2 - 25 = 0 является следствием,, уравнения х - 2 = 3.
Следовательно, два уравнения называют равносильными тогда и только тогда, когда каждое из них является следствием другого.
3) Если в ходе преобразований, при переходе от одного из уравнений к уравнению-следствию, мы неуверенны в равносильности выполняемогоперехода, то у последнего уравнения могут появиться посторонние корни в отношении исходного уравнения. Поэтому все полученные корни уравнения- следствия необходимо проверить, подставляя их в исходное уравнение. Тем самым, проверка найденных корней уравнения является не проверкой верности выполненных технических преобразований, а неотъемлемой частью, этапом решения уравнения.
4) Итак, мы выяснили, что в процессе решения уравнений (а ещё более при решении неравенств) на каждом этапе преобразований крайне важно знать, равносильный ли переход мы совершаем. Сформулируем и обсудим ряд важных для нас положений.
|
|
Теорема 1. Если какой-либо член уравнения перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, то получится уравнение, равносильное данному уравнению.
Теорема 2. Если обе части уравнения возвести в одну и ту же нечётную степень, то получится уравнение, равносильное данному уравнению.
Теорема 3. Показательное уравнение (где > 1, 1) равносильно уравнению f(х) = g(х).
Определение. Областью определения уравнения f(х) = g(х) или ОДЗ переменной уравнения называется множество тех значений х, при которых одновременно имеют смысл обе части уравнения f(х) = g(х).
Теорема 4. Если обе части уравнения f(х) = g(х) умножить на одно и то же выражение h(х), которое имеет смысл всюду в области определения (ОДЗ) уравнения f(х) = g(х) и при этом нигде в этой области h(х) 0, то уравнения f(х) = g(х) и h(х)∙f(х) =h(х) g(х) равносильны.
То есть, мы можем обе части уравнения умножать или делить на одно и то же отличное от нуля число, не нарушая при этом равносильности уравнений.
Теорема 5. Если обе части уравнения f(х) = g(х) неотрицательны на ОДЗ уравнения, то после возведения обеих его частей в одну и ту же степень n получится уравнение gn(x), равносильное исходному уравнению.
Теорема 6. Если f(х)>0, = g(х)>0, то уравнение logα2 f(x) = logα g(x), где а>0, , равносильно уравнению f(х) = g(х).
6) Выводы. Исходное уравнение преобразуется в процессе решения в уравнение-следствие, значит, необходимо обязательное выполнение проверки всех найденных корней, если: расширилась ОДЗ уравнения; возводились в одну и ту же чётную степень обе части уравнения; выполнялось умножение обеих частей уравнения на одно и тоже выражение с переменной.
Пусть на дано уравнение g(x) Возведя в квадрат обе части уравнения, получим уравнение f(х) = g2(х) которое можно записать так:
( -g(x)) ( +g(x))=0
Откуда получаем совокупность уравнений: .
Имеем постороннее уравнение, и могут появиться посторонние корни. Следовательно, необходима проверка корней. Если мы захотим выполнить равносильный переход и обойтись без проверки, то исходное уравнение
равносильно смешанной системе:
5) Выводы. При решении иррациональных уравнений - возведении обеих частей уравнения в чётную степень, принадлежность полученных корней ОДЗ уравнения не позволяет сделать вывод, о том являются ли эти корни посторонними или нет. Поэтому выполнение проверки корней обязательно и это этап решения уравнения. Если корень не принадлежит ОДЗ то он, конечно, посторонний корень уравнения. В то же время, записывая систему равносильную уравнению, мы не нарушаем логики решения уравнения: ведь уравнение с пустой ОДЗ равносильно системе, не имеющей решений.
Задания для практической работы
Вариант 1
1. Найти функцию, обратную к данной:
а) у = – 3х + 2; б) у = 2 – х3; в) у = .
2. Выяснить равносильны ли уравнения:
2х² - 9х – 5 = 0 и х(6х – 13) = 14х +15
3. Решить уравнения:
а) ; б) );
4. Решить уравнение:
Вариант 2
1. Найти функцию, обратную к данной:
а) у = 2х – 3; б) у = х2 – 3; в) у =
2. Выяснить равносильны ли уравнения:
5 х² + 4х – 1 = 0 и х(2х +11) = - 6 - х²
3.Решить уравнения:
а) s w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> ; б) .
4. Решить уравнение:
Домашнее задание:
Оформить отчет по практической работе
Список литературы:
Алгебра и начала математического анализа, автор Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, учебник для общеобразовательных организаций, базовый и углубленный уровни, 5 издание, Москва «Просвещение», 2019г.