Информационная экономика - материальная основа общества знаний

Содержание

Введение

1. Системы управления качеством в экономике развитых стран

2. Информационная экономика - материальная основа общества знаний

3. Роль информации в развитии информационной экономики

Заключение

Список литературы



Введение

 

Одна из основных проблем в экономической теории считается исследование вопросов о эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей экономических субъектов. В современных условиях эта проблема все чаще рассматривается в контексте регулирования социально-экономическом развитии сложных макроэкономических систем. Эта эволюция неразрывно связано с неопределенностью результатов деятельности хозяйствующих субъектов, которые могут быть снижены путем выявления необходимой информации. Анализ информации также является важным условием для принятия рациональных решений. Тем не менее, как и во всех экономических благах, информация обычно ограничивается. Принятие решений в условиях неполной информации имеет свои последствия. Один из них является то, что мы должны рисковать.

Риск - это часть нашей жизни. Будущее не всегда развиваются в соответствии с нашими прогнозами. Решения, принятые нами, часто ошибочные, выгоды - скромны, а затраты - больше, чем мы ожидали. За ошибки приходится платить. К тому же, необходимо оплатить и за то что бы застраховаться от ошибок. Это относится ко всем: потребителям и производителям, покупателям и продавцам. Неопределенность становится серьезным препятствием на пути к эффективному рынку, приводит к значительным затратам сил, средств, времени и энергии неоптимального распределения товаров и ресурсов. За последние несколько лет становится все более очевидным, что приход "новой экономики " уже не за горами. На смену "старому индустриальному порядку" приходит экономика, двигаемая информационными технологиями и Интернетом. Новая экономика является динамичной, основанной и чутко реагирует на изменения.

С технологической точки зрения, быстрое и широкое распространение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) может рассматриваться как следующий этап научно-технического прогресса. Однако функция расширения научно-технической революции является то, что она вторгается в сферу информации, охватывающих такие существенные для всех процессов деятельности человека, таких как производства, переработки и передачи информации. Это приводит к фундаментальным социальным преобразованиям в экономике, политике, культуре, к изменения в сознании людей, возникновению нового постиндустриального типа общества. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что объектом нашего исследования является информационная экономика.



Системы управления качеством в экономике развитых стран

 

Предприниматели во многих странах Запада убеждены, что следует стремиться к некоему оптимальному уровню качества, так как склонность потребителей оплачивать дополнительные усилия по улучшению продукции имеет свои границы. Японские производители следуют стратегии, которая, не игнорируя затраты на повышение качества, базируется на той предпосылке, что постоянное улучшение качества обуславливает неуклонное расширение доли рынка и стремление завоевать в конечном итоге весь рынок.

Следует признать, что термин "нулевой эффект”, созвучный термину "совершенство”, является изобретением американской промышленности, он возник в первые годы реализации программы вывода человека в космос. И если управляющего японской компании спросить, какова его цель в отношении качества продукции, он, вероятно, ответит: "Нуль дефектов”.

Понятие "нуль дефектов” хорошо известно и на Западе; на словах его признают довольно многие фирмы. Кроме того, немало компаний имеют программы "нулевых дефектов”, в рамках которых рабочим внушается мысль о неприемлемости брака, т.е. полное соответствие изделия проектным характеристикам реально достижимо и может быть поставлено в качестве цели борьбы за качество. В большинстве этих программ основной упор сделан на метод убеждения. Идея "нулевого брака" на самом деле настолько убедительна, что приносит большие успехи. Практически единственной организационной мерой является назначение координатора программы "нулевых дефектов” и учреждение специального комитета. Единственный методический прием состоит из вывешивания на видном месте схем, демонстрирующих способы устранения причин брака, с тем, чтобы рабочие могли видеть, что им мешает на пути к бездефектности.

В противоположность этому японская система комплексного управления качеством с ее ориентацией на создание совершенного изделия связана с полным перераспределением ответственности за обеспечение качества и опирается на множество вспомогательных принципов, концепций, методов и средств достижения этой цели,привычка к улучшениям, стремление к совершенству.

Из этого следует, что японцам больше нравится термин "нуль дефектов”, а не "совершенство”. Термин "нуль дефектов” более точно отражает суть японской стратегии маркетинга, заключающейся в том, чтобы эффективнее бороться за улучшенное качество с целью расширения рынка.

Информационная экономика - материальная основа общества знаний

 

В наше время в индустриально развитых странах происходит повышение квалификации сотрудников, интеллектуализация их труда, что связано с внедрением высоких технологий и расширением сферы информационных услуг. Зарождение новой отрасли - информационной экономики привело к становлению предприятий принципиально нового типа. Именно информационная экономика является материальной основой информационного общества (схема 1).

 

бездефектное управление информационная экономика

Как видно из схемы, решающую роль в информационной экономике играют творческие виды деятельности, в том числе управление и различные виды образования. Поистине огромное коммерческое значение приобрели в последние годы сфера новых знаний, воплощаемых в новейших технологиях и производстве оборудования, а также подготовка кадров и организация производственного процесса в сфере информационной экономики. На их долю в развитых странах Запада приходится более 80% прироста производства ВВП. По данным экспертов, ежегодный оборот на рынке новых технологий и наукоемкой готовой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты, газ и древесину. Речь идет уже не о миллиардах, а о триллионах долларов.

Это приводит к глубоким социальным преобразованиям. Резко сокращается число занятых рабочих мест в промышленности и сельском хозяйстве. В ближайшие годы, по имеющимся прогнозам, в развитых странах лишь один из десяти работающих будет трудиться в промышленности. Центр тяжести в сфере занятости перемещается из индустрии в область сервиса, а в деловой активности - из материального производства в сферы финансовых и иных трансакций. Происходит увеличение фиктивного финансового капитала, искусственное раздувание рекламы и развитие торговли, ориентированных не на обслуживание, а на подчинение потребителя и подталкивающие его к росту престижного - и в этом смысле фиктивного - потребления. Увеличивается число занятых в бюрократическом (т.е. работающем прежде всего на воспроизводство "бюро" - аппарата) управлении всех уровней, что наблюдается и России. Широкое распространение получило развитие массовой культуры - не развивающей, а разрушающей творческий потенциал человека.

"Ключевой проблемой прогресса человеческого сообщества в XXI веке становится освобождение творческой деятельности от форм, которые ей навязываются в превратном секторе (Превратный (фиктивный) сектор - сфера, где не создаются ни утилитарные материальные, ни культурные ценности, где преимущественно производятся и воспроизводятся фиктивные блага, предназначение которых - обслуживание трансакций, трансформаций одних превращенных форм в другие), выдавливание этого сектора и использование высвобождаемых ресурсов для прогресса креатосферы - мира культуры, общедоступной творческой деятельности и, соответственно, сфер, в которых создаются культурные ценности, идет процесс формирования, воспитания, обучения и развития человека как свободной, всесторонне развивающейся личности".

Развитие личности (а не просто обучение, переобучение, повышение квалификации) провозглашалось высшей целью общества многими философами прошлого. В наши дни об этом говорят уже практики. "Только воспитание и разностороннее обучение в сочетании с формированием всесторонне развитой личности создают подлинный капитал нашего общества", - пишет Э. фон Кюнхайм - президент автомобильного концерна БМВ (Германия). И подчеркивает: только реализация этой триединой задачи позволит Германии в будущем удерживать позиции в группе ведущих индустриальных стран мира. В Германии пока так и не услышали призыва Эбергарда фон Кюнхайма.

Там продолжают недооценивать важности триединства: воспитание - обучение - формирование личности. В итоге качество подготовки выпускников немецких вузов уже сегодня не отвечает потребностям рынка. К тому же уровень подготовки в вузах Германии очень низок: по итогам международного исследования ("Pisa-Studien") они занимают 32 место в мире. В итоге руководитель немецкого отделения McKinsey Юрген Клюге вынужден с тревогой писать: "Положение в системе немецкого образования критическое. Даже если мы по мановению волшебной палочки уже завтра имели бы наилучшую в мире систему образования, потребовалось бы 20 лет для того, чтобы она принесла свой эффект. За эти годы молодой человек окончил бы свое школьное образование и получил специальность в вузе. Именно поэтому мы должны действовать быстро, поскольку отсталость системы образования Германии ведет нас к серьезному экономическому кризису" (Die Welt, 5. Mai 2003.

Более подробно проблемы образования и современной экономики Ю. Клюге рассматривает в своей последней книге "Покончить с нищетой образования. Концепция оздоровления", которая вышла в Германии (Kluge J. Schluss mit der Bildungsmisere. Ein Sanierungskonzept. - Campus Verlag, Frankfurt-New York, 2003)). Более широкий подход к оценке роли образования у нашего ученого: "Образование и воспитание становятся своего рода "первым подразделением" общественной деятельности в рамках мира культуры", - замечает А.В. Бузгалин (А.В. Бузгалин, указ. соч., с.90).

Причем, образование и воспитание, как единый процесс развития человека, станут "первым подразделением" креатосферы в той мере, в какой обеспечат формирование человека, обладающего творческими способностями. Они призваны содействовать формированию человека, способного увидеть проблемы, противоречия этого мира, способного распредметить его, способного найти новые комбинации известных элементов и своей деятельностью создать недостающие элементы для того, чтобы творческое озарение породило новую культурную деятельность. Говоря языком Э. Фромма, этот человек должен быть, а не иметь. Леонтьевская школа психологии (МГУ им. М.В. Ломоносова) в данном случае делает акцент именно на деятельностной стороне человека, а не просто его способности быть.

В то же время в современном мире "формирование профессионала, его деятельность, потребление им массовой культуры или узкопрофессиональных знаний становятся слагаемыми единого процесса функционирования псевдокультуры, псевдовоспитания и псевдообучения, точнее культуры, воспитания и обучения в превращенных формах, характерных для современного информационного общества или общества профессионалов". Фактически, речь идет о проблемам зарождающегося общества знаний. В нем растет разделение труда, обостряется профессионализм меньшинства при культурно-творческой деградации большинства.

Работник сферы обслуживания значит сегодня в обществе больше, чем работник промышленного предприятия. Тот, кто желает добиться власти, стремится не столько к владению средствами производства, сколько к владению средствами коммуникаций. Именно этим обусловлена политическая борьба за новые средства массовой информации. В России в 2000-2008 гг. мы наглядно видим эту борьбу, которую ведут влиятельные "олигархи" и власть.

Наши ученые также отмечали еще в середине 80-х годов, что третья промышленная революция ведет нас в информационную эру. "Наши потомки будут жить в информационном обществе, - писал Г.Г. Воробьев. - Это означает, что профессии многих будут связаны с производством и обработкой информации, а это потребует больших изменений в условиях и методах труда и даже в образе жизни". Можно сделать вывод, что в информационном обществе важнейшими производственными факторами становятся новые виды "товаров" - интеллект и фантазия.

Основой информационного общества вместо земли и труда (в прошлом) становятся интеллект, информация и интерес. Генезис нового общества в развитых странах на рубеже XX - XXI веков, называемого сначала постиндустриальным, а затем информационным (с множеством разновидностей: общество профессионалов, общество знаний и т.п.), стал почти общепризнанным. Основные характеристики этого общества, - по определению А.В. Бузгалина, - превращение производства know how и особенно информационных технологий в ключевой фактор прогресса (экономического процветания, геополитической власти), вытеснение индустрии сферой услуг; изменение структуры производства, институциональной системы (в частности, новая природа фирм и систем управления), поселений; превращение профессионалов и центров "производства" в ключевые параметры развития.

Различные сферы информационной экономики породили спрос на работников особо высокой квалификации, которых в настоящее время не хватает во многих странах мира, в том числе в России. В дальнейшем рабочая сила еще более усложнится. В частности, почти все новые рабочие места, которые будут созданы в ближайшие 10 лет, потребуют специалистов с высшим образованием. Это предъявляет новое требование к обществу, которое будет вынуждено перейти к всеобщему высшему образованию, как обязательной предпосылке дальнейшего трудоустройства своих граждан и конкурентоспособности своей экономики в глобализирующемся мире.

Все это серьезно влияет на стратегию управления персоналом, поскольку приходится учитывать новый тип работника, новый характер его труда и меняющийся образ жизни всего общества.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: