Этапы становления и развития.
Одна из древнейших наук. Вавилонский царь Хаммурапи; “ ГУАНЬ - ЦЗЫ ” — один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тыс. иероглифов). Элементы экономического анализа модно найти только в древнегреческих работах.
“Ойкос” – дом, производство; “Номос” – правило.
Термин “ экономика ” был впервые введён Ксенофаном в “Домострое” и Аристотелем,
что в переводе означало искусство управлять домом.
- В эпоху Средневековья большой вклад внесли канонисты и теологи в становлении экономической науки. Также, вклад внёс Фома Аквинский (схоластика). Как систематизированное знание экономика сформировалась в 15-16 вв.
Возникали вопросы по типу: “Почему одни страны богатые, а другие бедные?”.
- Экономика в то время являлась наукой о торговле.
- Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото. Предлагали расширять ввоз золота.
· Политика протекционизма – защита местного рынка. Антуан де Монкретьен.
1615 год – трактат “Политическая экономия”.
· Физиократия – ‘власть природы”. Франсуа Кенэ.
Представители физиократов считали, что источников богатства является с/х. Вывод: только производственным трудом является с/х. Упор на с/х.
Идеи физиократов были развиты представителями английской классической экономии.
· Английская классическая политическая экономия возникла и развивалась в XVII - XVIII вв. Родоначальниками этой теоретической школы были Вильям Петти (1623 - 1687 гг.), Адам Смит (1723 - 1790 гг.) и Давид Рикардо (1772 - 1823 гг.). Они внесли выдающийся вклад в углубленное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства. Природа – мать. Труд – богатство. Смит в работе об исследовании богатства народа создаёт учение о рынке, развивает вопрос о конкуренции. Рынок – это невидимая рука. Рикардо видел основной задачей – обосновать распространение богатства. Он доказывал, что стоимость, созданная трудом, является общественной для формирования доходов всех классов.
Земля, капитал – не являются факторами производства. Труд создаёт стоимость.
· Карл Маркс, Фридрих Энгельс.
Своим трудом они создали экономическую теорию (марксизм), что является завершением работы Рикардо. Своим учением они показывают, что от эксплуатации можно избавиться только с помощью социалистической революции.
· Историческая школа (политическая экономия) сер. 19 века (Германия).
Представители считали, что экономика каждой страны с её определёнными особенностями развивается по своим законам. А общие законы они считали выдумкой.
Этапы развития экономического общества:
1) Пастуший.
2) Земледельческий.
3) Ремесленный.
4) Финансовый.
Предметом экономики считалась жизнедеятельность людей.
· Марженализм (предельный) - направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости. Курно, Гассер.
Предельная полезность, производительность, предельные издержки.
На базе субъективных понятий объясняют издержки производства, спрос, предложение. Ведут количественный анализ с точки зрения поведения отдельного человека (субъекта хоз. деятельности).
· Математическое направление. Леон Вальрас.
Он и его последователи разрабатывали модель общего экономического равновесия. В её основе лежит анализ спроса и предложения, ряд уравнений. Рыночную экономику они рассматривали как систему, способную достичь равновесия на основе анализа спроса и предложения.
· Современное направление.
· Неоклассическое направление - экономическая теория вместо политической экономии.
Предметом считали поведение людей в процессе производства и потребления материальных благ (в условиях ограниченности ресурсов).
Огромный вклад внёс Альфред Маршалл.
1890 год – “Принципы экономической науки”. Маршалл проанализировал механизм экономического взаимодействия спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос-предложение, рыночные цены.
Теория цены.
В начале 20 века появились работы, учитывающие влияние монополий.
1933 год – “Mонополистическая конкуренция” – Эдвард Чемберлин.
· Кейнсианское направление. Д. Кейнс.
1929 – 1933 гг. – мировой кризис.
Кейнс доказывает, что рынку необходима помощь со стороны государства.
1936 г. – “Общая теория занятости. Проценты и деньги.”
· Неолиберализм. Хайек, Мизес, Ойкен.
1) Рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования.
2) Отстаивали самостоятельность предпринимателей. Государство должно обеспечить условия для конкуренции.
1970 – е гг. – Монетаризм. Милтон Фридман.
В стабилизации экономики главную роль играют денежные факторы. Необходимо осуществлять контроль за деньгами.
· В 20 веке – Институционализм. Гелбрейн, Митчелл.
Воздействие неэкономических факторов (науч.-тех. прогресс). С помощью развития науч.-тех. прогресса можно решить проблемы общества.
· Эволюционная теория. Нельсон, Уинтер.
Экономические процессы осуществляются спонтанно и порождаются внутренними и внешними факторами. Особое внимание уделялось инновациям и конкуренции.
1982 г. – “Эволюционная теория экономических явлений”.
Предмет экономической теории и её роль в прогрессе общества. Метод исследования экономических явлений.
Предметом экономической теории является поведение людей в процессе производства, распространение обмена и потребления материальных благ с целью удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что требует их эффективное использование и вызывает конкуренцию.
I. Микроэкономика (поведение субъекта, отдельного рынка).
II. Макроэкономика (экономика в целом). Безработица, инфляция, экономический рост и т.д.)
Методы экономической теории:
1) Научная абстракция.
2) Индукция и дедукция
И т.д.
Роль:
1) Познавательная.
2) Прогностическая.
3) Методологическая.
4) Практическая.
Потребности. Факторы производства.
Экономические потребности – желание получить определенные товары и услуги, выражаемое на рынке в платежеспособном спросе. Необходимость удовлетворения экономических потребностей является первопричиной всех видов экономической деятельности.
Различают личные (в частности, норм питания, исходящих из данных медицинской науки, норм обеспечения населения одеждой и обувью, физиологически и социально необходимого минимума жилой площади и т.п.) и производственные (находят выражение в спросе на материально-техническое обеспечение, финансовые ресурсы, рабочую силу) потребности.
Потребности безграничны, а ресурсы ограничены.
Факторы производства:
Земля, труд, капитал, предпринимательские способности, знание и информация.
Ограниченность экономических ресурсов относительна, потому что:
1) Используются при данном уровне производственных сил общества.
2) При данном уровне науч.-тех. прогресса.