В 2007 г. Правительством Российской Федерации было принято новое Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (от 10.04.2007 г. №219). В соответствии с Положением организация и осуществление мониторинга закреплены за Росводресурсами, Роснедрами, Росгидрометом и Росприроднадзором с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный мониторинг водных объектов состоит из:
мониторинга поверхностных водных объектов (ГМПВО);
мониторинга подземных водных объектов (МПВО);
Мониторинг поверхностных водных объектов
Государственная наблюдательная сеть за загрязнением поверхностных вод Росгидромета предназначена для решения следующих задач:
наблюдения за уровнем загрязнения вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ, оценки и прогноза состояния водных ресурсов, определения эффективности мероприятий по их защите;
обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий;
обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны и рационального использования водных ресурсов, составления планов развития экономики с учетом состояния водных ресурсов.
В настоящее время с помощью Государственной сети мониторинга поверхностных вод, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений:
за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;
за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
за фоновым загрязнением водных объектов;
за радиоактивным загрязнением водных объектов.
Система базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках.
По состоянию на 1 января 2012 г. количественный состав службы следующий:
наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производятся в 6 гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам (программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей);
наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 320 станциях в прибрежных районах 11 морей, омывающих территорию Российской Федерации (в отобранных пробах определяются до 24 ингредиента);
наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1187 водных объектов (из них 1037 водотоков и 150 водоемов), на которых находится 1815 пунктов (2489 створов, 2826 вертикалей, 3260 горизонтов). В 2007 г. отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах (2390 створов);
сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 130 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 133 пунктов, в которых в оперативном порядке измеряется только величина рН (пробы осадков на содержание от 11 до 20 компонентов анализируются в 12 кустовых лабораториях);
Государственный мониторинг водных объектов в системе Минприроды России осуществляется в целях:
своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов;
оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий;
информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.
Государственный мониторинг водных объектов включает:
регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод;
сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;
создание и ведение банков данных;
оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.
Мониторинг подземных водных объектов
Мониторинг подземных вод (МПВ) является одной из основных и наиболее разработанных подсистем государственного мониторинга состояния недр (ГМСН).
Организация и осуществление ГМСН обеспечивается Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра).
Основными целями МПВ являются анализ и оценка изменения подземных вод по количественным и качественным показателям и прогноз изменения этого состояния под воздействием природных и техногенных факторов, как информационной основы управления ресурсной базой подземных вод и их охраны от истощения и загрязнения путем проведения регулярных наблюдений сбора, накопления, обработки и обобщения полученной информации. Для этого в составе МПВ решаются следующие задачи:
оценка состояния (режима) подземных вод основных водоносных горизонтов (в т.ч. грунтового) по количественным и качественным показателям и краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование этих изменений, под влиянием природных и техногенных факторов;
обеспечение информацией постоянно действующих моделей отдельных гидрогеологических структур для управления режимом эксплуатации подземных вод;
обобщение данных наблюдений и других источников информации путем ведения фактографических и картографических баз данных, формирования и периодического представления табличных и графических материалов, характеризующих пространственно-временные изменения состояния подземных вод;
составление ежегодных дежурных карт состояния подземных вод;
оценка изменения состояния трансграничных подземных водных объектов;
ведение государственного учета подземных вод с целью оценки обеспеченности населения и объектов экономики ресурсами и запасами различных типов подземных вод;
информационное обеспечение лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод, извлечения их с целью водопонижения и природоохранных мероприятий, сброса (захоронения) сточных вод в глубокие водоносные горизонты, а также проведения государственного геологического и водного контроля;
информационное обеспечение и подготовка предложений и рекомендаций для разработки мероприятий по рациональному использованию и охране подземных вод от загрязнения и истощения, оценки эффективности этих мероприятий;
регулярное информирование в установленном порядке органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния подземных вод.
Действующая система мониторинга позволяет дать объективную оценку гидрохимического состояния водных объектов, оценить эффективность выполнения водоохранных мероприятий, принять оперативные меры в случае залповых поступлений загрязняющих веществ.






