Соотношение истории и философии. Является ли история наукой

«История и философия – родные сестры», сказал Цицерон (106-43 гг. до н.э.) Он называл Геродота «отцом истории». Как греческая поэзия начинается с Гомера, так и историография начинается с Геродота. Но исходя из современного понимания истории, ее основателем, как и основателем исторической критики, был Фукидид (460-400 гг. д.н.э.). Он говорил, что история – это философия с примерами, ее цель – отыскание истины. Гегель (1770-1831 гг.) говорил, что «история учит лишь тому, что она никогда ничему не учила народы». Французский философ и математик, представитель классического рационализма, один из родоначальников новой философии и новой науки Рене Декарт (1596-1650 гг.) предлагал пересмотреть всю прошлую традицию с точки зрения важности философии, его учение, по латинской транслитерации его имени, называется «картезианством». Он говорил: «философия, поскольку она распространяется на все, доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей, и тем варвары и тем более гражданственные народы…. дополнить»

«этика» - от греч. «касающаяся нравственности» философская наука, объектом которой является изучение морали как специфического явления общественной жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природы, структуру, происхождение и развитие, обосновывает ту или иную ее систему.

«эстетика» - от греч. «чувствующая», философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру, и сферу художественной деятельности людей. Ее центральная категория – «прекрасное», но вообще категории в ней всегда парные, если есть «прекрасное», обязательно должно быть безобразное. Эстетика есть уже в сочинениях пифагорейцев, Сократа, Аристотеля, Платона. «Эстет» - несколько ироничный термин, обозначающий человека, не обращающего внимание на материальные блага в пользу высокого и прекрасного.

Представление об историческом познании вводится Кантом (1724-1804 гг.), вводит он его через возможность рассмотрения знания с объективной стороны: «если я, отвлекаясь от всего содержания знания, рассматриваемого объективно, то субъективно всякое знание есть или историческое, или рациональное. В конце XVIII в. задачу истории сформулировал Фридрих Шиллер, для него вся история – достижение философского ума, стремящееся к усовершенствованию, ибо он всегда любит истину больше, чем свою систему. «Она дает людям предметы для изучения, важные разъяснения и примеры для подражания».

Философам редко удаётся представить даже историю философии как единый процесс и показать реальные связи различных школ. Один из важнейших элементов, позволяющий видеть философию и историю в их взаимосвязи – нравственно-эстетическая сфера, она объединяет историю, философию и искусство. Вывод: философия и история находятся в неразрывном единстве.

Но вечно существует проблема о том, является ли история наукой или искусством? Еще Аристотель, сравнивая историков и поэтов утверждал, что разница между ними только в том, что одни говорят о том, что было, а другие о том, что могло бы быть. Такое суждение возобновилось на пороге нового времени, в эпоху Возрождения. Френсис Бэкон полагал, что под именем поэзии мы рассматриваем историю, произвольно воссозданную сознанием писателя. Рене Декарт считал историю родом литературы, но не наукой. Потом поздние немецкие романтики возродили разделы творческого, интуитивного подхода к истории – например, Ф.В. Шеллинг (ему следовал петербургский кружок любомудров В.Ф. Одоевского и Веневитинова), он называл историю историческим искусством. В конце XIX - начале XX в. представление об истории как об искусстве отстаивал Бенеденто Кроче (проверить), так же считал английский математик Бертран Рассел. На это особенно настаивали постмодернисты и антисциентисты. Они утверждают, что история – не наука. Постмодернизм – широкое и модное течение в культуре второй половины XX  - начала XXI в. в философии, истории, искусстве. Он не представляет целой, единой философской системы. Они, обращаясь к культурному наследию прошлого, рассматривают его как объект игрового освоения, цитируя его, они делают это стилизованно, окказионально, с нотками иронии. Еще в 1870-м году английский художник Чатман для обозначения живописи после импрессионизма ввел понятие «постмодернизм». Современный смысл «постмодернизм» приобрел у историка Арнольда Тойнби. Жан Франсуа Леотари осмыслил постмодернизм с позиций философии в книге «состояние постмодерна». Постмодернистом был и австрийский философ Витгенштейн, французские философы Жак Дильда и Жан Падрияр, немецкий философ баденской школы Энгельбанд, американский философ Феербанд (книга «Против метода»). Их главный тезис - науку нельзя рассматривать как базовый источник восприятия, ибо таковым является система ценностей и норм, с помощью которой человек познает мир. Они отвергают закономерность как руководящий принцип исторического познания. Но все же большинство самих историков считает историю наукой.

Презентисты утверждают, что история все время переписывается с позиций настоящего и никакого объективного представления о прошлом не дает. Р. Коллингвуд в своей книге-автобиографии «Идея истории» пишет об этом.

Есть еще один подход, предлагающий рассматривать историю через призму деятельности и ее результатов, в таком виде история предстает как живая деятельность, позволяющая установить связь между прошлым, будущим и настоящим.

Определение науки. Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, который взаимодействует с другими видами сознания. Каждая наука имеет свой понятийно-категориальный аппарат, который помогает глубже понять объект исследования. Категория –от греч. «высказывание», идейно общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи реальной действительности и познания, устойчивые формы, помогающие организовать процесс мышления, они воспроизводят формы процессов бытия и познания. Категории впервые появились в сочинениях Аристотеля, в его «Категориях», где есть их таблица, там понятия «количество», «качество», «место», «отношение», «время», «положение», «действие», «страдание». Учение о категориях развивалось под влиянием Аристотеля вплоть до нового времени, когда тут произошли определенные изменения.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности, процесс реконструкции, воспроизведения исторического процесса, а также его объяснения и понимания с главной целью понять и объяснить прошлое на основе накопления данных и их анализа. Т.е. историческое познание – механизм, удерживающий связь времен, ставит и отчасти решает задачу восстановления этой связи. Благодаря историческому познанию прошлое не умирает, а продолжает жить и служить современности. Более сложное явление – историческое сознание: с одной стороны, результат исторического познания, а с другой ценностное отношение людей к событиям прошлого. Оно может быть определено как совокупность знаний людей о прошлом, его цель также познание и объяснение прошлого. Особая философская категория исторического, - это историко-логическая категория отношения между исторически развивающейся объективной действительностью и ее отражением в теоретическом познании, процесс становления и развития объекта. Термин «историзм» был введен Вильгельмом Дильтеем, используется для характеристики политических воззрений французских материалистов, особенно Вольтера и Руссо, Дидро. Они выдвинули идею социального прогресса, поступательного развития человечества от низшего к высшему. В XIX в. возникла на этой почве философия истории, выдающуюся роль в которой сыграла немецкая классическая философия и Гегель. Бог, Творец, абсолютный дух, «мировой дух» дает толчок к появлению и функционированию истории. Философ Вилько выдвинул теорию «исторических круговоротов», он насчитывает три таких круговорота: божественный (безгосударственный, подчинение жрецам), героический (аристократический), человеческий (демократический).

 

Первые философские учения возникли в древней Индии, Китае и Греции. Индийская философия носит родовой, локальный характер. Одним из ее направлений был джайнитизм (джайнизм), одна из наиболее влиятельных религий в Индии, возникла в 5 в до н.э., название от основателя - Джины Махавира. Ее тексты написаны на санскрите, новоиндийском. Здесь появилась логика – наука о законах и процессе мышления. В основе современной логики лежат идеи Аристотеля, который первый выделил логические ошибки. В индийской философии отдельными направлениями были буддизм или индуизм. Буддизм 5-6 вв. до н.э., философское течение, постепенно превратившееся в первую мировую религию, его основатель Сидхарта Гуатама, на территории РФ буддизм особенно распространен в Калмыкии и Бурятии. В буддизме есть две школы: гелуе и школа кармы. В этой религии нет бога-демиурга, нет бога-личности, нет таинства искупления грехов, нет ересей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: