Ответственность как способ управления жизнью

Далее нужно сказать, что чувство ответственности может быть связанно, эмоционально окрашено различными видами других чувств – ощущение вины (не выполнение чего-либо обещанного, тогда я становлюсь ответственным, чтобы не чувствовать себя виноватым); страха (страх перед правосудием); гордости (я буду ответственным, чтобы собой гордится) и т.д.

Таким образом, ответственность это не отдельное чувство – это сложное отношение к своим действиям, мыслям, чувствам и т.д.

Тема сегодняшней лекции: «Ответственность как способ управления жизнью».

В прошлый раз мы говорили о различных видах ответственности.

Расскажите, что вы запомнили об этом?

В чем разница между видами ответственности?

Сегодня речь пойдет о личной ответственности, как о способе управления жизнью. В конце прошлой лекции, я сказала о том, что ответственность это сложное чувство – это отношение к своим действия, мыслям. Она может быть эмоционально окрашена другими видами чувств, чаще всего это страх наказания и вина. И отсюда возникает далеко не приятное чувство тяжести, груза, когда мы слышим слово «ответственность».

Знакомо ли вам это?

Первое, что необходимо осознать, что ответственность не равна вине. Ответственность помогает знать, что ваша жизнь в ваших руках, вы можете ее изменять так, как хотите. Вина же делает вас жертвой. Если вы — автор своей жизни, если вы сами создали ситуацию, в которой вы живете (а это так, вы с этим уже согласились), это значит, что вы же сами можете ее и исправить, изменить, развить по вашему желанию.

Ответственность не равна грузу. Поскольку отвечаем мы только за свою жизнь и только за свои чувства. Исключением является ответственность за детей — до тех пор, пока они не выросли. И то только потому, что родители принимали решение рожать детей, и поэтому до тех пор, пока дети не становятся взрослыми, родители отвечают за их здоровье, образование и обучение искусству жизни. Но никто из нас не отвечает за то, какие выборы делают другие люди, за то, что они чувствуют.

Так что же из себя представляет ответственность, которая дает нам возможность «рулить» своей жизнью?

В первую очередь она состоит из 4 компонентов:

1. Мотивационный - причина;

2. Когнитивный - мысли;

3. Эмоциональный - чувства;

4. Поведенческий - действия.

Итак, мотивационный компонент – это причина. Как вы это понимаете? Какие могут быть мотивы для того, чтобы брать ответственность?

Следовательно мотивационный компонент осознается значимость ответственности для своего личностного становления. Это установка на ответственность. Можно ли изменять свои мотивы и установки?

После этого возникают мысли - то, что мы думаем об ответственности. Осознание ее сущности. Знание определения и смысла понятия ответственности, знание нормативных актов, осознанное применение знаний в жизни. Почему необходимо знать понятие ответственности, нормативные акты?

Что вы можете сказать об эмоциональном компоненте? Его значении?

Таким образом, сюда можно отнести: эмоционально окрашенные реакции к окружающему миру, эмоциональное оценивание действительности, эмоциональное переживание происходящего.

В результате всего мы совершаем действие – это поведенческий компонент. Сюда нужно включить - опыт ответственного поведения; формы проявления ответственного поведения; самоанализ поведения, поступков; самоконтроль; степень устойчивости ответственного поведения.

Какие возникли вопросы? Что осталось не ясным?

Ответственность условно можно разделить на три блока, для того чтобы можно было детально рассмотреть способы избегания ответственности, осознание чего даст возможность скорректировать свои установки.

Первый блок – это осознание ответственности в актуальном времени. Делится на следующие компоненты:

1. Осознание выбора – это адекватная оценка возможностей. Важным фактом является то, что наша возможность осознавать всю полную картину всегда ограниченна. И люди пытаются снять с себя ответственность – «Я не ожидал, что столкнусь с такими трудностями (перекладывание ответственности на чрезмерные трудности)». Как вы уже знаете – это самообман.

2. Совершение осознанного выбора – выбор это действие, при котором предположительна одна из альтернатив. Как вы это понимаете? Нужно понимать, что при отказе принимать ответственность, личная ответственность не реализуется, а вмененная не снимается.

3. Феномен виденья альтернатив. «Безвыходных ситуаций не бывает», – говорил Барон Мюнхгаузен. Но довольно часто можно услышать: «У меня не было выбора?». Это искажение реальности – способ уйти от ответственности. Если хорошо подумать, то выбор всегда есть. Таким образом, ответственность будет реализовываться если человек признает наличие альтернатив, даже самых нежелательных для него. Существует мнение о том, что даже в случае смерти, например, тяжело больной, совершает выбор умереть. Можно только добавить, что отказ принимать альтернативы не снимает ответственность.

4. Авторство – признание того, что именно сам человек совершил выбор, а не родители, случай и т.д. В таком случае может возникнуть ложное предположение, что любое действие, мысль влияет на весь окружающий мир. Например, мои мысли вызвали землетрясение, и спровоцировали перелом разозлившего соседа. Это объективно не так. Такое понимание связанно с мистическим мышлением, в котором нет границ. Либо Бог управляет всем и я не могу на это повлиять, либо я сам Бог, тогда мои мысли могут вызвать землетрясение. Реальность такова, что мы ограниченны всегда некоторыми рамками – наша кожа, стены в домах, границы государств. Так и ответственность имеет границы, выходя из которых она перестает быть ответственностью. Например, я ничего не могу сделать если вы не захотите меня слушать. Я могу совершить некоторые попытки, накричать, постыдить и т.д., но это не означает, что вы совершите выбор в пользу того, чтобы меня слушать. Если вы перестанете разговаривать, то начнете смотреть в окно и думать конечно о своем. Поэтому моя ответственность заканчивается на том, чтобы правильно преподносить материал. На большее я повлиять не могу.

Второй блок – осознание ответственности в перспективе:

Для того, чтобы действительно принимать ответственность, необходим прогноз последствий. Это виденье возможных результатов выбора. Прогноз необходим минимум в двух направлениях – что произойдет если я выберу одно и, что произойдет если я выберу другое. Сразу может возникнуть вопрос: «Является ли человек ответственным, если он не прогнозировал, но потом принял последствия?».

Так как мы говорим о личной ответственности как способу управлять свой жизнью, то отказ от прогнозирования несмотря, на последствия, не дает реализации ответственности. В этом случае речь идет об неосознанном выборе. «Да, я это сделал, но я же не думал, что так будет».

Третий блок – осознание ответственности в ретроспективе:

1. Принятие последствий – эта задача встает после совершения выбора (действия). Любой человек склонен при негативных последствиях своего выбора снять с себя ответственность, приписывая неудачу внешним обстоятельствам. Например, плохой судья, погода, встал не с той ноги и т.д. Это стремление вызвано необходимостью человека сохранять положительное восприятие себя. А вот принимать отрицательные стороны личности, отрицательные по нашему мнению, а не других, способна уже достаточно зрелая личность.

2. Принятие авторства – снова становится задачей после осуществления выбора. В предыдущем блоке авторство значило – «Да, это делаю я». На данном этапе – «Да, это сделал я, несмотря на последствия». Избеганием будет – «Это был не я, я был не в себе».

Вывод: Ответственность сложный многоуровневый феномен. Ответственность может быть социальной (внешней – извне) и личной. Для того чтобы ответственность стала инструментом управления жизнью человека, необходима ее реализация на все уровнях ее структуры.

Ответственность связана с индивидуальным опытом человека, его личностными особенностями, опытом других людей, с воздействием идеологии, культуры и т.д. Она реализуется в этих рамках.

Какие возникли вопросы?

6. Упражнение «Что мешает?» (30 мин):

Цель: почувствовать границы своей ответственности.

Закончите следующие предложения:

- быть ответственным для меня означает...

- некоторые люди более ответственны, чем другие, это люди, которые...

- безответственные люди – это...

- свою ответственность к другим я проявляю через...

- самый трудный для меня вид ответственности – это...

- ответственного человека я узнаю по...

- чем сильнее моя ответственность, тем больше я...

- я побоялся бы нести ответственность за... быть ответственным по отношению к себе – это...

- я несу ответственность за...

Рефлексивные вопросы:

1. Какие предложения было сложнее всего закончить?

2. Какие не вызвали затруднений?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: