Историографическая справка

Проблема падения античного общества - одна из самых сложных и спорных в историографии. Ее поставили еще современники событий.

Библейские авторы как бы "предвидели" это событие: "Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то" (Мрк 3, 24). Еще первое падение Рима в 410г. вызвало шоковую реакцию. Язычники объясняли это забвением древних богов и винили христиан в том, что они забыли их. Многие христиане по этой же причине вернулись в язычество. Против этих обвинений выступил североафриканский епископ Аврелий Августин (354 - 430). В своем сочинении "De civitate Dei" (О граде Божьем) он, сокрушаясь о так называемом первом падении Рима 410г., все же не терял надежды на его восстановление.

Сам факт захвата Рима Аларихом поставил перед христианами в острой форме проблему поисков смысла истории. Античность устраивала мифология, где миф отвечал на вопросы и прошлого, и настоящего, и будущего. Все может или даже должно повториться, почему миф никак не мог быть привязан ко времени. Христианство еще на библейском уровне начинало отсчет от такого "события", где вневременное начало проявилось во времени, Поэтому уже в шестодневе отдельные акты привязаны к "дням".

Само по себе падение Рима говорило о чудовищных грехах людей (Рим становился подобен Содому). Именно с этой точки зрения Августин и пытается понять это падение. Вся римская история представляет из себя сплошные войны. Готы же милосердны, но только благодаря тому, что приняли имя и дело Христа.

Августин поручает Павлу Орозию показать на фактах неприглядность дохристианской (профанной) истории. В посвящении своего труда Августину Орозий писал: "Вы просили меня открыть на основе всех доступных данных, содержащихся в историях и анналах, любые примеры прошлых времен, когда обрушивались бремя войны, опустошающие эпидемии, ужасы голода, страшные землетрясения, необычные наводнения, извержения огня и т. п.".

Сам Августин занялся более фундаментальными вопросами:

когда и как возник мир?

что было до этого?

в чем природа времени?

человек и фатум.

где возникла цивилизация?

насколько древнее мудрость греков? И др.

Отталкивался он от Евсевия Кесарийского, который впервые, пожалуй, попытался создать универсальную хронологию истории, в центре коей находится воплощение Христа:

все что было до него - " preparatio evangelica" ("приуготовление евангелия"). Христос явился в мир в должный момент, в другое время мир был бы не готов принять его.

все, что было после - история последствий воплощения.

Практически Евсевий заложил основы векторной хронологии, где события датируются либо по нисходящей (до Рождества Христова), либо по восходящей (после Рождества Христова).

Эту хронологию будет разрабатывать и Исидор Севильский, а введет в широкий оборот Беда Достопочтенный.

Если Евсевий говорил о благосклонности провидения, то Августин настаивал на безразличии Бога. Благодать дается всем. Бог вознаграждает за доблести даже язычников. Бог помогал и Риму, пока они боролись за свою свободу. После захвата Карфагена они стали угнетателями, начинается в их государстве упадок дисциплины, нравов, общественных интересов. Поэтому римляне сами уготовали себе место в аду.

Но есть и большие заслуги у Рима. Августин был первым христианским теологом, который на основе интерпретации Иеронима и книги пр. Даниила развил положение, по которому история развертывается последовательно с востока на запад. Рим теперь, говорит он, занял место Вавилона. Он стал той мировой державой, посредством которой Бог захотел объединить в единое политическое целое "круг земель". Он бегло рисует историю Рима в 19 - 26 главах 18-й книги (от Энея до низложения царей).

Августин не верит в "вечность" Рима: если рушатся небо и земля, то почему должен уцелеть Рим?! Кроме того он стал "вавилонской блудницей". Однако продолжение Рима возможно:

Судьба города (urbs) - это не судьба империи (orbis Romanus). Константинополю ведь варвары не угрожают.

Земному, преходящему городу, который гибнет под тяжестью язычества и человеческих грехов, они противопоставил "истинный Рим" = Царство Божье, вечное и неискоренимое.

Мнение Августина о том, что Рим страдает за свои грехи поддержали и другие авторы. Испанский священник Павел Орозий, бывший одно время другом и сотрудником Августина, всю историю Рима излагает как свидетельство и доказательство того, что падение Рима есть возмездие за старые преступления.

Языческие авторы протестовали. Рутилий Намациан надеялся на восстановление былой славы Рима, ибо он всегда был и останется "непокоренный, вечный Рим" (invicta Roma aeterna). Зосима считал падение Рима результатом отступления от старой религии. Сальвиан удивлялся сумасшествию римлян: "Народ Рима гибнет и смеется".

В средние века параболу Августина о противостоянии земного Вавилона и небесного Иерусалима восприняли Иоахим Флорский, авторы старофранцузских романов о Граале (противопоставили таинственное братство рыцарей, наследников Иосифа Аримафейского, светскому государству), составители гуситских гимнов (проклинали императора Сигизмунда и его "вавилонское царство"), Мартин Лютер и другие реформаторы.

Гуманисты эпохи Возрождения, преклонявшиеся перед античной культурой именно имперского периода (акад. Н. И. Конрад когда - то установил, что "возрождался" период 1 в. до н. э. - 1 в. н. э.), считали, что великая культура не могла умереть своей смертью (иначе она и не может быть названа великой), - ее сгубили варвары.

Их идеи развивали просветители, которых, собственно, и можно считать первыми медиевистами в полном смысле этого слова, ибо они немало сделали для изучения истории средних веков. К этой истории они относились еще более резко, чем гуманисты. Именно в эту эпоху сложился "приговор" средним векам. Наиболее яркое выражение враждебное отношение к средневековью получило у Вольтера (1694 - 1778). По его мнению, высказанному в своем "Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории от Карла Великого до Людовика XIII " при рассмотрении истории варварских народов, погубивших Римскую империю "испытываешь чувство, похожее на чувство путешественника, который покинул великолепный город и оказался в пустыне, покрытой терниями". Мир в этот период выглядел как покинутый жителями великолепный город, от которого остались варварские дороги, обломки культуры и т. п.: "Вместо прекрасного латинского языка - 20 варварских наречий, вместо культуры и законов - только варварские обычаи. Цирки и амфитеатры, возвышавшиеся во всех провинциях, сменились хижинами, крытыми соломой. Большие дороги, такие красивые и прочные, проведенные от подножия Капитолия до гор Тавра, покрылись стоячими водами. Такой же переворот произошел в умах; Григорий Турский и монах Фредегар из Сен-Галлена - это наши Полибии и Титы Ливии. Человеческий разум огрубел среди самых подлых и бессмысленных суеверий... Вся Европа коснеет в этом унижении до 16 в. и освобождается от него лишь путем ужасных судорог". "Историю этого времени, - добавляет он, - необходимо знать лишь для того, чтобы ее презирать". Средневековье он считал чистым порождением религии или глупости (синоним религии). Религия же для него не более как изобретение "первого мошенника, встретившего первого дурака", а богословские споры он приравнивал к нелепым столкновениям "папистов, которые едят бога вместо хлеба, лютеран, съедающих бога вместе с хлебом, и кальвинистов, которые кушают хлеб, но совсем не кушают бога". История Византии для Вольтера тоже лишена смысла: "Существует другая история, более забавная, чем история Рима после времен Тацита; это - история Византии, бесценная "коллекция", не содержащая ничего, кроме декламаций и чудес. Это - насмешка над человеческим разумом".

Таким образом, несмотря на то, что Вольтер, в противоположность гуманистам, развенчал историю античности, все же переход к средним векам, к эпохе, когда зарождаются и крепнут самые ненавистные для буржуазии 18в. учреждения - католическая церковь и феодализм, представляется ему как глубочайшее падение культуры и в то же время как рост самых глупых и бессмысленных суеверий. Здесь у Вольтера выступает уже известная нам периодизация истории, деление ее на древнюю, среднюю и новую с характеристикой эпох преимущественно по культурному признаку. Грубое варварство отличает Европу после германского нашествия; города и торговля приходят в упадок, нравы грубеют. Вольтер издевается над варварскими "правдами", которые оценивают человеческую жизнь в солидах, и говорит, что вообще правосудие отличается дикостью и суеверием. Вся история тогдашних королевских домов, особенно Меровингов, является сплошным рядом ужасающих преступлений, свидетельствующих о глубочайшем упадке нравов. Этому мрачному средневековью Вольтер противопоставляет эпоху Возрождения как "прогресс человеческого ума". " Природа в это время произвела, - по его мнению, - исключительных людей во всех областях, особенно в Италии".

Так, попутно замечу, складывается "приговор" средним векам. Его появление вполне понятно в то время, когда шла ожесточенная борьба старого и нового, когда буржуазия начала штурмовать твердыни феодального общества. Однако, как справедливо писала Е. В. Гутнова, "при всей снисходительности к этому безапелляционному приговору, нельзя не заметить, что даже тот уровень исторических знаний не давал оснований для столь однозначно отрицательной оценки средневековья. Он исходил прежде всего из потребностей современной идейной борьбы и грешил недостатком историзма".

Ш. Монтескье основную причину гибели Римской империи в упадке римской доблести и простоты, что явилось результатом завоевания Римом богатых восточных стран.

Итальянский мыслитель того времени Джамбатиста Вико (1668 - 1744), автор знаменитых "Оснований новой науки об общей природе наций", считал, что история человеческого рода подчиняется тем же вечным законам, что и мир природы. История Рима, по его мнению, приходит на "век богов". Это - догосударственный строй, когда возникают семья, религия, письменность, право. Его сменит "век героев" - период господства феодализма, плебейства, классовой борьбы.

Особое место занимает, конечно, выдающийся английский историк Эдуард Гиббон (1737 - 1794). Его основной труд "История упадка и разрушения Римской империи" считается классическим и уже вошел в библиотеку "Великих книг Западного мира" из 60 томов. Римскую империю он считал периодом, когда человеческий род был "самым счастливым и процветающим", особенно во время правления Антонинов.

В 38-й и 71-й главах своего труда Гиббон подробно анализировал причины упадка и крушения Римской империи, в том числе не только Западной, но и Восточной. В 38-1 главе он приводит более двух десятков факторов В целом на страницах его труда, как подсчитал один исследователь, разбросано 243 негативных момента, но общий вывод Гиббона прост и категоричен: "триумф варварства и религии" (VII, 489). Р. Д. Колингвуд в свое время из - за этого отнес его к "ретроградной" или "исторической" тенденции в историографии 18в., для представителей которой история - это всего лишь "зрелище иррациональных сил". Получается, действительно, парадоксально: все время существования Римской империи (13 веков!) - период непрерывного гниения и разложения. Гибель цивилизации и торжество варваров, с точки зрения Гиббона, неизбежны, но это касается лишь римского мира. Что же касается всего человечества, то:

"с каждым веком увеличивались и до сих пор увеличиваются материальные богатства, благосостояние, знания и, быть может, добродетели человеческого рода",

"ни один народ не возвратится в свое первобытное состояние",

если, конечно, не изменится "внешний вид природы", т. е. не произойдет какой-либо глобальной экологической катастрофы.

Девятнадцатый век смотрит на эту проблему более пристально и разнообразно.

Эдуард Мейер (1855 - 1930), немецкий историк, автор пятитомной "Истории древности" рассматривал историю Рима на широком фоне общечеловеческой истории:

история человеческих цивилизаций находится в постоянном взаимодействии,

Þ необходимо синхронно излагать факты,

смешение культур приводит к созданию больших государств,

вводится понятие "культурный комплекс" как результат взаимодействия материальной и духовной культур,

отдельные народы обладают особой духовной организацией, способной создать более высокую духовную культуру,

народы Китая и Индии не являются "культурными народами", поскольку их взаимодействие с европейскими народами началось лишь с эпохи эллинизма,

особое значение имеют переселения народов,

используется циклическая теория,

но эти циклы повторяются регулярно,

древность знала те же стадии, что и европейское общество

после расцвета капитализма в эпоху Римской империи снова начинается возвращение к натуральному хозяйству.

Другие историки 19 -20 вв. выделяли другие факторы:

прогрессивное уменьшение населения (Гартман),

социальная борьба в последние века Римской империи как следствия развития рядом с капитализмом социализма и коммунизма (Пёльман),

проникновение "прибрежной" античной культуры в глубь страны и экстенсивное ее распространение как причина потери интенсивности и возврата к старым, натуральным формам хозяйства (Макс Вебер),

противоречие между городом и деревней, борьба между "муниципальной буржуазией", на которую опиралась империя и низами города и деревни, что и приводит к революции, выражением которой являются военные мятежи (М. Ростовцев),

распространение культуры (М. Ростовцев: "Не связана ли каждая цивилизация с закатом, как скоро она начинает проникать в массы?"). Не могу удержаться от "шалости" и привожу известные слова Игоря Губермана:

Возглавляя партии и классы,

лидеры вовек не брали в толк,

что идея, брошенная в массы, -

это девка, брошенная в полк.

разлагающее влияние греческой культуры после поглощения греческого полиса Римской империй (Белох),

прогрессивное уменьшение числа людей, причастных к управлению государственной жизнью (представительной формы античность не знает) - Хейтланд,

негативная роль правящей личности. Например, переход власти от Марка Аврелия к Коммоду -

сенат теряет свой прежний авторитет, а на авторитете этого старинного учреждения и покоилось могущество римского государства (Ферреро Г. Величие и падение Рима).

сокращение, начиная с Августа римской пограничной армии, что препятствовало надежной защите империи (Корнеман),

упадок городской жизни,

сокращение населения (амер. историк А. Е. Р. Боак),

обезлюдение многих областей,

абсентеизм, т. е. уклонение от участия в выборах большинства свободного населения,

христианство как религия сочувствия ко всем неудачникам, слабым и низким, которое возникло на основе "смертельной вражды к реальности" и стало "вампиром" Римской империи ("этой самой величественной формы организации") и "свело на нет огромное дело римлян", "лишило нас жатвы античной культуры" (Ф. Ницше),

прогрессирующее истребление "лучших людей" (О. Зеек, А. Гитлер).

потеря римлянами расовой чистоты (А. Гитлер, фашистские германские и итальянские историки, американский исследователь Тенни Франк),

"революция рабов". Это сталинская теория. Толчок к ее возникновению был дан в выступлении И. В. Сталина на первом всесоюзном колхозников - ударников 19 февраля 1933г. Пытаясь донести до делегатов, значительная часть которой была далека от тонкостей марксистской историографии и даже идеологии, абрис картины всемирной истории, где решающую роль всегда играли революции, придать большую наглядность марксистско-ленинскому положению о решающей роли народных масс в истории, он заявил: "История народов знает немало революций. Они отличаются от Октябрьской революции тем, что все они были однобокими революциями. Сменялась одна форма эксплуатации трудящихся другой формой эксплуатации, но сама эксплуатация оставалась. Сменялись одни эксплуататоры и угнетатели другими эксплуататорами и угнетателями, но сами эксплуататоры и угнетатели оставались. Только Октябрьская революция поставила себе целью - уничтожить всякую эксплуатацию и ликвидировать всех и всяких эксплуататоров и угнетателей.

Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплуатации трудящихся. Но вместо них она поставила крепостников и крепостническую форму эксплуатации трудящихся. Одни эксплуататоры сменились другими эксплуататорами. При рабстве "закон" разрешал рабовладельцам убивать рабов. При крепостных порядках "закон" разрешал крепостникам "только" продавать крепостных."

Специалисты быстро обнаружили противоречие этого высказывания с исторической действительностью и некоторыми высказываниями классиков марксизма-ленинизма. В.И. Ленин, например, прямо указывал, что "рабы, как мы знаем, восставали, устраивали бунты, открывали гражданские войны, но никогда не могли создать сознательного большинства, руководящих борьбой партий, не могли ясно понять, к какой цели идут, и даже в наиболее революционные моменты истории всегда оказывались пешками в руках господствовавших классов". И. В. Сталин учел это и в следующем своем выступлении, в отчетном докладе 17-му съезду партии 26 января 1934г. преподнес почти готовую теорию:

"Известно, что старый Рим точно так же смотрел на предков нынешних германцев и французов, как смотрят теперь представители "высшей расы" на славянские племена. Известно, что старый Рим третировал их "низшей расой", "варварами", призванными быть в вечном подчинении "высшей расе", "великому Риму", причем, - между нами будь сказано, - старый Рим имел для этого некоторое основание, чего нельзя сказать о представителях нынешней "высшей расы". А что из этого вышло?

Вышло то, что не-римляне, т.е. все "варвары", объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим."

Авторы первых советских учебников и первых исследований "революции рабов" пытались расширить эту формулу, в соответствии с полученными указаниями, показывая участие в "революции" наряду с рабами и римских колонов, а также на роль варварских вторжений в гибели империи.

"Теория революции рабов" дожила до 50-х годов и, несмотря на свою явную абсурдность, все же сыграла в определенном смысле положительную роль, заставив исследователей обратить более пристальное внимание на изучение конкретной истории античной цивилизации и средневековой Европы, попытаться разобраться в теоретических аспектах средневековой истории. После 20 съезда КПСС на первое место вообще выдвигается проблема генезиса феодализма, специалисты стали стремиться глубже проникнуть в самую сущность процесса синтеза римских и варварских общественных отношений, выявить все его стадии и особенности в различных странах (С. Д. Сказкин, Е. А. Косминский, А. И. Неусыхин, А. Р. Корсунский, А. Д. Удальцов, М. А. Барг).

"наступление старости античного мира",

"необъяснимое истощение жизненных сил античного человека".

гибель от ран. Так погибает и человек, подвергшийся яростному нападению убийц (фр. Историк Андрэ Пиганьоль: "Римская цивилизация погибла не естественной смертью, она была убита", 1947г.). Это очень напоминает позицию итальянских гуманистов. Варвары в саду античной культуры (М. М. Наринский)

отсутствие единства в экономическом и национальном отношении. Римская империя была "военно - административным объединением" (И. В. Сталин).

И многие, многие другие!!!

Историческая справка

Попробуем посмотреть на эту проблему комплексно, прежде всего учитывая имперский характер римского государства. Сразу хочу оговориться, что ни одну из упомянутых выше точек зрения я не хочу отвергать. "Неправильных" теорий, как мне кажется, в принципе быть не может, ибо каждая из них отмечает какой-либо не замеченный ранее факт или нюанс, а "неправильной" она становится только тогда, когда абсолютизирует этот факт и превращает его в единственную причину чего - либо. Перечисление различных теории к тому же избавляет меня от подробного описания того, что творилось в период Поздней Римской империи и было следствием (не причиной!) тех процессов, которые и обусловили специфику развития и гибель Западной Римской империи.

Можно смело предполагать, что причина падения империи связана со спецификой ее развития как имперского государства, а это значит, что надо видеть совокупность факторов:

I. внутренние причины = те социальные, экономические, политические, этнические и демографические процессы, которые были связаны со "сшиванием лоскутков", т. е. с трансформацией прежних полисов, цивитас, номов и т. п. В силу всего этого империя становится нестабильным государством.

Этих причин недостаточно для падения государства, но для ослабления вполне достаточно.

II. Достижение государством пределов своего "жизненного пространства".

Империя достигла географических пределов прежде всего. Такими пределами стали Атлантика, Сахара, леса и болота Европы к северу от Альп. "Облысеет" Европа именно в средние века. Империя соприкоснулась с народами, экономика и культура которых была государству неинтересна. Несмотря на кризис, о котором будет сказано ниже, в Средиземноморье был достаточно высокий уровень развития товарно - денежных отношений и империя нуждалась в экономических и культурных связях не с "варварами", а с более развитыми регионами земного шара, т. е. с Востоком.

Как писал английский исследователь Х. Мосс, "Во времена Августа империя достигла своих самих далеких границ, и наследники Августа были заняты главным образом укреплением того, что уже было приобретено. Области, простиравшиеся за укрепленными рубежами вдоль Рейна, Дуная и Евфрата, пересекались сетью дорог, связывавших огромную территорию Рима - от границ Шотландии до Аравийских пустынь. По этим путям непрестанно нарастало движение не только войск и государственных чиновников, но также купеческих караванов и даже туристов. Обмен товарами между провинциями быстро развивался и скоро достиг уровня, небывалого в истории прежних веков; его удалось вновь достичь лишь за несколько столетий до нашего времени".

III. Специфика культурного, религиозного и идеологического развития. Происходит крушение прежних родовых культов, связанных с полисами, и, как следствие этого, два процесса:

синтезирование своих собственных культурных достижений с целью создать непротиворечивую систему новых представлений, основанную все же на собственных традициях,

"великое религиозное наступление с Востока", когда в империю проникают различные религиозно - мифологические системы и культы (зороастризм, гностицизм, иудаизм, манихейство, культ Вакха, культ Озириса, культ Митры, культ Кибелы - матери богов и др.). Среди этих "пришельцев" затерялся и незаметный культик "распятого софиста" Христа. Великое начинается с незаметного, непохожего на свое.

Итогом этого станет постепенное формирование новой религиозной ситуации, о чем уже говорилось раньше.

В результате действия трех этих комплексов причин империя станет "слабым" государством. Реальная военная мощь все же будет существовать. Несмотря на то, что будет происходит сокращение армии из - за невозможности более активно использовать в качестве рекрутов крестьян (все хваленые римские ветераны - это, как правило, крестьяне по происхождению), из - за обширности территорий, к тому же неспокойных, где должны были размещаться именно римские, а не варварские отряды, а также будет идти "варваризация" армии (использование варваров в качестве наемников или федератов), роль насилия будет неизменно повышаться. Большая роль насилия - классическая особенность традиционного общества, где насилие помогает решать, прежде всего, экономические задачи: не хватает территории для обеспечения продовольственными ресурсами собственного населения, можно захватить другую территорию, добычу, угнать полезных людей или людей, которых можно продать в рабство и т. п.

Решающую роль сыграют внешние факторы:

1. Прежде всего, это так называемая "встреча экономик". В состав Римской империи вошли развитые восточные провинции, зоны древней и устойчивой городской традиции. Римская империя нуждается в восточных продуктах и товарах. Но хлынувшие в империю "сникерсы" и "памперсы" "позволили" не развивать свои собственные ремесла и внутреннюю торговлю. Это также повлияло на сворачивание торговли и ремесел, городской жизни.

Таким образом, наряду с трансформацией полисного пространства экономическая "интервенция" Востока дестабилизировали положение государства. Практически, вся история римской империи - это внешне история упадка ее. Можно сказать и так: период Римской империи - это период гибели римского государства. Нужно, однако сказать, что гибель в данном случае вовсе необязательна. В связи с этим не могу не привести красивые слова Фридриха Энгельса о том, что римская империя "могла загнивать бесконечно долго". Это действительно была мощная государственная, экономическая и идеологическая машина, которая могла самореставрироваться, саморемонтироваться. Свидетельством тому период домината 4в. н. э., когда империя вновь заблистала на внешнеполитическом небосклоне. Поэтому решающим стал другой внешний фактор:

2. "Великое переселение народов". Что это такое - не знает никто. Описан этот процесс подробно и блестяще, нашел отражение во множестве литературных произведений, но объяснения внятного массовые миграции населения на всем пространстве земного шара не получили до сих пор.

Как бы то ни было, краем своим этот процесс затронул и Римскую империю.

Но и здесь необходимо некоторое пояснение. Практически сразу же встает вопрос: почему погибла именно Западная, а не Восточная Римская империя? Отвечают на него по-разному:

Не подошла просто еще очередь Византии.

Варвары стремились разрушить именно политический центр государства.

Византия была более могущественной в военном отношении государством.

И т. д., и.т. п.

Для того, чтобы понять причины этого обстоятельства, надо вспомнить, что Римская империя для "варваров" (кельтов, германцев, славян) всегда казалась сказочно богатой. Таковой она и была для них. Но что составляло основной вид богаства? Ко времени, когда у варваров сложилась ситуация перенаселения, когда они медленно стали оседать на землю, переходя от присваивающей экономики к производящей, первой формой которой является именно земледелие, главным видом богатства стала именно земля. Не ради богатства, добычи или рабов шли на юг варвары, а ради земли. А земли больше всего было именно в Западной, а не Восточной империи. Кстати, именно особая роль земли и станет базисным фактором, обусловившим отличие феодализма от других эпох. Земля всегда играла заметную роль в хозяйстве рабовладельческого средиземноморского римско-греческого Юга и родоплеменного кельто-германского Севера.

Таким образом, падение Римской империи было результатом действия множества факторов. Подобную же ситуацию можно найти в истории любой другой империи, хотя, еще раз повторяю, гибель империи не обязательна.

Имперская идея долго не исчезает после падения конкретной империи. До тех пор, пока не начнется формирование сословно - представительных, а потом и абсолютистских государств, империи будут возникать с завидной регулярностью. Почему?

Рассмотрим это опять же на примере классической Римской империи.

Причин сохранения идеи здесь несколько.

Как уже говорилось, особую роль играет земля. Территории, экономика которых основана на земледелии, не нуждаются в централизации. По этой причине вместо идеи землевладения в средние века распространяется идея землепользования. Это обуславливает появление вертикальной модели общества (т. наз. "феодальная лестница"). Особую роль начинает играть война и военное сословие.

Pax Romana после расселения на территории Римской империи "варварских" племен (франков, готов, вандалов, лангобардов, англо - саксов и др.) превратился в латинско - христианский Pax Europeana, а, следовательно, "лоскутная" ситуация сохранялась. Это и обусловило в конечном итоге такую специфику феодального государства как его "имперский тип", для которого характерны:

"номинальность" центральной власти, которая выступает регулятором отношений многочисленных социальных и этнических прослоек,

стремление к максимальному объединению континента, ибо "империя" = механизм организации пространства в борьбе с многочисленными врагами (внешние: славяне, викинги, арабы, турки; внутренние - субэтносы, еретики, горожане)

"империя"= специфический механизм организации общеевропейских торговых и культурных связей,

"империя"= механизм организации идеологического пространства,

монархический тип (идея республики= это уже городская идея)

специфическая система управления:

адвокаты - посланцы короля, решающие какие-нибудь проблемы. Они назывались также фогтами, шайр - рифами и т. п. Типичным "адвокатом" был, скажем, Илья Муромец.

чересполосица, когда владения короля намеренно расположены между владениями феодалов, чтобы не дать им соединиться, а также предупредить возможное сопротивление социальных низов.

"делегирование" полномочий феодалам.

использование церковной структуры.

дипломатия. Складывается настоящая концепция "равновесия сил". Это связано с особой ролью внешнеполитического фактора в истории средневековой Европы вообще:

Европа = "клетка". Благоприятствующие географические условия:

окруженность морями и океанами,

изрезанность реками,

отсутствие "самодостаточных" территорий Þ

высокая роль торговли и обмена (Ренан),

недостаток свободных земель ® перенаселение Þ

особая роль войны и дипломатии.

Система миров Евразии: Романский мир - Кельто-Германский мир - Славянский мир - Халифат.

Европа как давняя часть полицентричного мира, но и

Европа = "задворки" мира.

особая роль насилия. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: "Око за око, зуб за зуб, строгое право, бентамовский принцип утилитарности, то есть здраво понятой пользы, - вот закон внешней политики, закон отношений государства к государству. Тут нет места закону любви и самопожертвования".

идеологический надзор.

Имперский период = апогей развития цивилизации, поэтому существует представление о "конце истории". Что еще может быть лучше существующего строя? Ф. Фукуяма: "В конце истории нет никакой необходимости, чтобы либеральными были все общества, достаточно, чтобы были забыты идеологические претензии на иные, более высокие формы общежития". Добавлю еще его слова: "Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории...Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?".

Сказалась и специфика средневекового права:

акцент на поземельных отношениях,

идея сосуществования,

максимальная идеологизированность,

обязательность для всех ("истина"= Правда),

но и этажность, т. е. неравенство,

использование традиции в качестве регулирующего фактора,

обязательная связь с одной религией.

Особую роль продолжает играть религия, специфическими чертами которой являются:

монотеизм,

единственность христианства (если не считать иудаизма),

католичность и православность как обязательные характеристики, цели,

роль идеологического "Щита",

роль "арматуры" Европы=христианского мира

Особая роль в этом государстве принадлежит и церкви:

помощь в управлении, когда церковная структура используется даже вместо бюрократического аппарата,

тесная связь с государством, хотя политический и религиозный центры не совпадают,

решает локальные и общеевропейские проблемы (например, Крестовые походы),

господствует не в одном каком-то государстве, а в Европе в целом,

монархичность: Ф. Энгельс:" Подобно тому, как над князьями и дворянством стоял император, так над высшим и низшим духовенством стоял папа".

На существование имперского типа государства повлияла и уникальность средневековой культуры:

обширные регионы: кельто -германо-романский Запад и греко-сирийско-коптский Восток,

идея найденной истины. Истиной является не то, что есть, а то, что должно быть. Вспомним известные сцены из романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита", когда Понтий Пилат приказывает бить Иешуа га - Ноцри за то, что тот зовет его добрым человеком и смеется, когда Иешуа говорит о том, что знает истину ("Что есть истина?"). Христос сам понимает, что П. Пилат не добр, но он должен быть таким, ибо человек - богоподобное существо. Если Бог - совершенство, то человек постоянно стремится к совершенству, в этом его залог "возвращения в Эдем". Если же есть одна истина, то она обязательно будет навязываться, а это можно сделать только с помощью насилия.

письменность,

сакральность,

этажность,

школьность,

духовный максимализм,

текстовость,

эмоциональность,

рецептурность,

скачок в "абсурд" (Кьеркегор),

религиозная нетерпимость,

амбивалентность ("двуличность") сознания,

эсхатологичность,

примат веры, а не разума.

регулярность "Возрождений".

До тех пор, пока не начнется формирование сословно - представительных, а потом и абсолютистских государств, империи будут возникать с завидной регулярностью. С ними будет связана так называемая теория "трансляции Римской империи". Появилась она таким образом. В 475г. в выходец из Паннонии по имени Орест. Он сам не стал императором, а возвел на престол Западной Римско1 империи произошел очередной государственный переворот. К власти пришел своего малолетнего сына. По иронии истории в тронном имени последнего римского императора соединились имена основателя города Рима Ромула и основателя империи Августа. Он стал зваться Ромул Август. Поскольку он был малолетним и реально правил его отец, в народе он получил прозвище Ромул Августул (Августишка). В следующем 476г. предводитель варварских отрядов Одоакр потребовал от императора треть Италии для размещения своих воинов. Орест от имени сына отказал ему. Воины Одоакра подняли мятеж. Орест был убит, сын его сослан в бывшее поместье Лукулла, замок Кастель дель Ово (Замок Яйца). Одоакр не захотел сам взойти на императорский престол, объявил себя италийским конунгом и по его настоянию римский сенат принял постановление о том, что Западной Римской империи не нужен больше свой особый император, пусть будет один правитель в Константинополе. Знаки императорского достоинства были отосланы императору Зенону в Константинополь. Таким образом, внешне падение Римской империи выглядело как воссоединение двух половинок, Восточной и Западной, появившихся в конце 3в. при императоре Диоклетиане. Средневековые люди по этой причине всегда считали себя жителями Римской империи. В течении всего средневековья "Рим" "транслировался" несколько раз:

    

номер трансляции

"западный" вариант

"восточный" вариант

1 476г. Константинополь 476г. Константино-поль
2 800г. Каролингская империя 1453г. Москва ("Москва - третий Рим, а четвертому не быти")
3 962г. Священная Римская империя    
4 Эпоха Возрож-дения "Пятый" или истинный Рим гуманистов    

 

Речь идет не просто о возобновлении некоей римской государственной традиции, а о духовном Возрождении как возвращении в первобытное состояние, т. е. состояние до грехопадения. Это произошло, как считали средневековые авторы, именно во времена Константина Великого (4в. н. э.). Именно тогда произошла реализация августиновского града Божьего. Духовное "возрождение" (regeneratione opus) Рима совпало с естественным "рождением" (generatione) нового типа государства. О Renîvatio Imperii Romanorum (восстановлении Римской империи, 998г.) будет говорить и Оттон III, который, как и его отец Оттон II, носил титул "императора римлян" (Imperator Romanorum) вместо титула "императора августа". Вообще-то, если быть предельно точным, то после падения Рима в 5в. имели место две тенденции:

считали, что Рим так и не был сокрушен, следовательно, появляется Новый Рим,

место Рима занимает церковь.

На Западе эти две тенденции парадоксально и причудливо переплетались. Византия реализовывала только первую тенденцию. С историей европейских империй, как правило, всегда связана серия Возрождений. Но здесь надо опять вернуться к значению этого термина.

Практически вплоть до послевоенного времени слово "Возрождение" применялось почти исключительно лишь к эпохе 14 - 16вв. Но в свое время академик Н. И. Конрад, выдвигая свою концепцию Восточного или Китайского Ренессанса, практически (может быть, сам того не ведая!) поставил проблему универсальности Возрождения. Он считал, в духе того времени, что если везде есть формации, то и везде есть культура перехода от феодализма к капитализму, т. е. раннебуржуазная культура Возрождения. Но дело в том, что были еще Каролингское Возрождение, Оттоновское Возрождение, Возрождение 5 - 7вв., "городской ренессанс 12в.", ренессансы или "ренессансные явления" в других регионах планеты. Как объяснить их существование? Где здесь капитализм?

Кроме того, все эти ренессансы так или иначе связаны с какими-либо империями. Случайно ли это?

Не стану в данном случае подробно разбирать происхождение, значение и эволюцию термина "Возрождение", различные точки зрения на него и т. д. Это тема отдельного большого разговора. Сформулирую только основную мысль: "Возрождение" - особенность развития культуры в целом. Когда общество попадает в ситуацию стресса, неопределенности, трансформации, интервенции любого рода, выбора и т. п., она обращается в поисках ответа на возникающие вопросы прежде всего к своему прошлому. Каждая цивилизация имеет свою систему понятий, свой язык и складывается он в начале ее истории. Если учесть, что ни одна цивилизация не развивается в изоляции и периодически испытывает на себе интервенции извне, не только и не столько военные, сколько культурно - идеологические и экономические и, противостоя им должна выставлять "навстречу" некий "щит" в виде непротиворечивой и популярной системы философско - религиозных и социально - политических идей. Империи, обратим внимание, тоже возникают в такие "стрессовые" ситуации, когда действует совокупность внутренних (пестрота лоскутков) и внешних факторов. В средневековой Европе, а именно тогда феномен империи достиг своего максимального расцвета, подобные "вызовы" имели место несколько раз.

Возьмем в качестве примера Каролингскую империю.

В конце 7в. у южных "стен" Европы появились арабы. В начале 8 века началось мусульманское вторжение в Испанию. В июле 710г. небольшой мусульманский отряд в 400 всадников высадился на юге Пиренейского полуострова. Это была разведка боем. Арабы воочию убедились в богатстве и слабости Испании, находившейся под властью вестготов. В следующем 711 году началось собственно завоевание Испании. Отряды в 7 тыс., 5 тыс. и т. д. Появились на юге. Вестготы стремительно откатывались на север. Последний вестготский король Родерик (знаменитый Родриго из испанского фольклора) погиб в бою. К 715г. основные испанские города были захвачены. Полуостров был превращен в провинцию Арабского халифата.

Вскоре арабы появились и в Сицилии. Первый их набег состоялся в 692г.,когда были разграблены Сиракузы. Систематические же нападения стали возможны только после того, как они построили флот не хуже византийского. Завоевание острова связано с событиями IX в. В 800г. к власти в Тунисе пришла династия Аглабидов. В 827г одна из враждующих феодальных группировок в Сицилии позвала их на помощь. Они пришли на помощь и... остались. В 831г. пал город Палермо, около 843г. - Мессина. Сиракузы держались до 878г. Весь остров подчинился арабам лишь к 902г.

На протяжении этого IX в. они периодически вторгались и в Италию. Видимо, особенно удачными были их экспедиции в Сев. Италии, где враждовали между собой ломбардские князья. В 837г. они осадили Неаполь. В 846 и 849гг. арабы - угрожают Риму. Даже папа Иоанн VIII (872 - 882) около 2 лет должен был платить им дань.

Есть предположение, что арабы совершали набеги через Альпы на континентальную Европу. В источниках упоминаются нападения неких "сарацин". Но слово это многозначное, о чем будет сказано ниже, поэтому трудно понять, кто именуются в данном случае в виду - собственно арабы или другие люди, "не вошедшие в завет". Это могли быть даже какие-либо европейские феодальные отряды.

В конечном итоге из Италии арабы были изгнаны объединенными усилиями местных феодалов и византийцев. На Сицилии же арабы остались и упрочились. В 909г. Фатимиды изгнали Аглабидов из Туниса и Сицилия превратилась в фатимидскую провинцию.

В итоге пределом распространения мусульман в Европе стала Центральная Франция, где в битве при Пуатье в 732г. они были остановлены майордомом франского меровингского королевства Карлом Мартеллом (Молотом). В знаменитой семидневной битве он сражался отважно и упорно и однажды утром не обнаружил врага. Арабы отступили и в последующие несколько десятилетий были вытеснены за Пиренеи. Удар арабов, как видим, был отбит сравнительно легко, словно теннисный мячик. Но... рядом с христианским миром выстроился новый мир - мусульманский. Арабский халифат Аббасидов, в состав которого входили Кордовский эмират и североафриканские государства, был огромнейшим конгломератом народов, экономик и культур. Его религиозную и культурную мощь Европа почувствовала сразу. И практически сразу же появляется так наз. Каролингское Возрождение, в рамках которого европейская цивилизация обращается за помощью к своим истокам. Знаменательно, что в качестве истоков был выбран 4 век - время Константина Великого, первых вселенских соборов, Никейского символа веры, патристики, - время, когда, по меткому наблюдению С., Аверинцева, оформились две великие силы, поддерживавшие порядок на тонущем "Титанике" Западной Римской империи - цезаризм (империя) и христианство. Это хорошо видно и в стихах византийской поэтессы 9в. Кассии:

Когда Август на земле воцарился,

истребляется народов многовластие;

Когда Бог от Пречистой воплотился,

упраздняется кумиров многобожие.

Единому царству дольнему

страны служат;

В единого Бога горнего

люди верят.

Исчисляются народы волею Кесаря;

Знаменуются святые именем Господа.

Добавим, что это и время окончательного оформления двух основ средневековой цивилизации - христианства и "вульгарной", т. е. общеупотребительной, латыни. Религия - набор базисных, культурообразующих идей, а язык - форма их выражения и трансляции.

Это было время, которое и сами средневековые авторы считали началом новой эпохи. Византийский хронист 9в. Георгий Амартол писал: "Начало с божией помощью христианской державы". Речь идет не о чем ином, как о реализации августинова Града Божьего на земле.

Термин "Каролингское Возрождение" впервые появился в 19в. в немецкой (К. Бэр) и французской историографии (Ж. Ампер). В нынешнем столетии он получил широкое распространение.

Основанием для этого термина стали слова самих участников Каролингского Возрождения:

К древним обычаям вновь возвращаются нравы людские:

Снова Рим золотой, обновясь возродился для мира... (Муадвин)

"Не новые ли Афины сотворились во франкской земле, только многажды блистательнейшие, ибо они прославленные учительством господа Христа, превосходят всю премудрость академических упражнений". (Алкуин)

Упорядочивать, обновлять, просвещать. От Пипина Короткого до Карла Толстого все каролингские правители пытались претворить в жизнь эту программу, отвечающую: устроить земную жизнь как можно лучше в соответствии с Божественным планом. Карл Великий был убежден, что для построения града Божьего на земле и спасения христианского общества в мире ином необходимо было поднять его моральный и интеллектуальный уровень.

Более того, созданный Каролингами государственный организм для своего нормального функционирования нуждался в светски образованных чиновниках. Это и определило направленность культурной политики Карла Великого. Поэтому первоочередной задачей Карл Великий считал создание эффективной системы образования, включающей и светские элементы. Эта задача реализовалась путем создания широкой сети школ при монастырях Сент-Эниан, Сент-Лифар, Флери, Сен-Дени, Корби, Туре и т.д., центром которой была придворная школа и сложившаяся на ее основе "Академия". Создание системы образования, ставшие насущной проблемой времени, могло базироваться только на "возрождении" античного наследия. Монастырские библиотеки обогатились трудами отцов церкви, латинских грамматиков, энциклопедистов поздней античности и даже авторов классической латыни. При Карле Великом также было развернуто строительство дворцов и храмов.

Жак Ле Гофф отмечает значительную роль Каролингского возрождения которое "было одним из этапов становления интеллектуального и художественного арсенала средневекового Запада. Оригинальные сочинения каролингских писателей составили после Раннего средневековья пласт знаний, оказавшихся в распоряжении образованных людей последующих веков, некоторые архитектурные памятники Каролингской эпохи стали образцами для подражания. Наконец Каролингское возрождение произвело шедевры миниатюры, в которых вновь проявился реализм, вкус к конкретным деталям свобода линии и яркость цвета".

Европа не видела особой опасности со стороны арабов и в целом, если не считать, разумеется, испанцев, отнеслась к их появлению и дальнейшему существованию непосредственно возле границ христианского мира довольно равнодушно. Но в поисках ответа на вопрос, кто такие арабы и откуда они взялись, она обратилась к тем же самым истокам своей цивилизации. Конечно, и в античности какой-то ответ искали тоже. На отношение к арабам повлияли сложившиеся еще в античности представления о жителях Востока в целом.

Развитие европейской цивилизации шло всегда под определяющим воздействием дихотомии "Восток - Запад". Если индивидуальное сознание определяет свое место в мире в соответствии с принципом "Я и ОН", то массовое сознание противопоставляет МЫ и ОНИ. В истории средиземноморской Европы противопоставление Востока и Запада играло ключевую роль еще в древнейший период. Как минимум, во время Гомера сложились сами понятия "Европа" и "Азия", являющиеся фактически переводом семито-хамитских корней "Эреб" (Запад) и "Асу"(Восток). Средиземноморскую античную цивилизацию позволительно будет назвать "широтной" и ее развитие проиллюстрировать неким движением маятника: из Греции - на запад, из Рима - опять на восток. В средние века начнет складываться "меридиональная" цивилизация, когда Средиземноморье, сократившее до предела свои связи с востоком, начнет ориентироваться на северных "варваров". Межконтинентальный характер Троянской и греко-персидских войн подчеркивался Гомером в его поэмах "Илиада" и "Одиссея", Эсхилом в "Персах". О взаимоотношениях Азии и Европы как своеобразной "войне миров", по сути, говорит в своих сочинениях и "отец истории" Геродот.

Уже в эпоху античности, таким образом, можно говорить о зарождении в европейском сознании негативного образа "азиата".

На появление ислама христианское сознание реагировало в том же ключе. Страх перед регулярными военными и идеологическими "наступлениями" с востока обусловил соответствующее отношение и к арабам. В итоге образ "азиата" преображается в образ "неверного".

Арабы практически не были известны европейцам до 7 века, когда впервые вторглись в южные провинции Византии. Их знали в Средиземноморье преимущественно как сарацин, т.е. " людей Востока " (от араб. корня аш-шарк). Появление арабов в Сирии, Северной Африке, а впоследствии в Испании и Италии, поэтому было воспринято как еще одно свидетельство извечной борьбы двух миров, Запада и Востока, продолжение Троянской и Греко-Персидских войн. Христианская Европа восприняла пришельцев, кроме того, и как одного из многочисленных врагов, угрожавших христианству со всех сторон и не видела на первых порах особой разницы между ними и "примитивными язычниками" с севера и востока (викингами, славянами и мадьярами). Однако латинские авторы не могли не обратить внимания на монотеизм ислама, т.е. его кардинальное отличие от восточного язычества. Поскольку арабская экспансия быстро выдохлась и в битве при Пуатье (732г.) Карл Мартелл остановил их продвижение по Европе, жители большинства европейских стран довольно равнодушно встретили их появление на международной арене. Этим и объясняется стремление ученой Европы с 700 по 1100 гг. определить лишь их происхождение и родственную связь с уже известными народами.

Чтобы понять значение и специфику отношения европейцев к арабам, надо обратить внимание на восприятие европейцами истории в целом в период господства христианства. За этот период меняется значение термина "исторические народы". Если в античную эпоху так именовались народы, сыгравшие особую роль в развитии цивилизации (греки, римляне), то теперь под ними начинают понимать уже не только и не столько жителей Римской империи, сколько бывших "варваров". Широкое применение в историографии этого периода получают схема Евсевия - Иеронима и идеи Аврелия Августина, в соответствии с чем "профанная" история понимается как часть истории священной, как ее продолжение и завершение. Периодизация по четырем монархиям, разработанная Евсевием и Иеронимом, основывалась на библейской книге Даниила, освоенной христианской традицией. Если, однако, сам автор этой книги, писавший во время успешной борьбы евреев против монархии Селевкидов, четвертым из последовательных насильнических и угнетательских царств считал эллинистическое государство, то Иероним в своем комментарии последней земной монархией именует Римскую империю. По апокалиптическому видению Даниила гибель четвертой монархии последует за появлением Мессии, а перед пятой произойдет воскресение мертвых.

Перед Аврелием Августином, жившим в период агонии Рима, встала серьезная проблема. Надо было каким-то образом объяснить падение этого четвертого царства, ведь вслед за ним сразу же должно было наступить пятое "вечное" Божье царство. Его буквально засыпали письмами, в которых требовали разъяснения вопросов, связанных с приближением конца мира.

Но церковь не могла принять прежнюю актуальную эсхатологию, ибо это мешало бы складыванию организации. Поэтому было только два выхода: признать, что Рим никогда не был сокрушен или поставить на его место другую монархию. Так уже первое падение Рима в 410г. поставило целый ряд проблем. Прежде всего, это проблема периодизации "профанной" истории.

Кроме того, земная власть в соответствии с христианским вероучением, была результатом грехопадения. Если ей приписать "конечный" характер, то произойдет подмена религиозной эсхатологии политической. Поэтому-то Августин и заметил, что "те, кто обещают земным царствам вечность, не руководимы истиной". Но обойтись без теории четырех монархий христианская церковь тоже не могла.

Она возникла в Персии примерно в первой половине 2 века до н. э., незадолго до написания кн. Даниила, но именно в его формулировке и через его комментатора Иеронима (4 в. н. э.) эта периодизация стала, по словам немецкого историка Ц. Трибера, "краеугольным камнем исторического мировоззрения на протяжении всего средневековья". Она тесно связана с представлением о прямолинейном прогрессивном движении человечества. По апокалиптическому видению Даниила гибель четвертой монархии последует за появлением Мессии, а перед пятой произойдет воскресение мертвых.

Все известные европейцам народы имеют свое строго определенное место в этом процессе, вплоть до загадочных серов. Неудивительно, что ближайшей своей задачей латинские авторы ставили привязку мусульман к священной истории. "Ключом" к тайне сарацин здесь естественно стала Библия, ибо в то время почти исключительно она помогала объяснить происхождение и предпосылки современных событий, в частности, давала возможность найти следы древнейших упоминаний сарацин в ветхозаветной истории и установить их родство с известными народами и религиями. Она же давала ответ и на вопрос о дальнейшей судьбе мусульман, их месте в предстоящем конце всего сущего.

Неудивительно поэтому, что ближайшей своей задачей после появления арабов у "стен" европейской цивилизации латинские авторы ставили привязку мусульман к священной истории.

Среди всех авторов тогдашнего латинского христианского мира, использовавших Библию как высокоэффективный интеллектуальный инструмент для разгадки "тайны" ислама, для нас особенно интересен Беда Достопочтенный (Bede Venerabilis, 674? - 26.V. 735). Именно он, пожалуй, первым попытался осмыслить место арабов и ислама в мире, его выводы стали основой для латинских авторов вплоть до конца XII в. Беда - один из крупнейших писателей, историков и теологов раннего средневековья. Это был, по словам Ольги Антоновны Добиаш - Рождественской, "первый замечательный энциклопедист заальпийского Запада". Для своего времени это был действительно один из самых образованных людей. Он знал латинский, греческий и немного древнееврейский языки. Его перу принадлежат трактаты по истории, философии, теологии, хронологии, математике, орфографии, астрономии, музыке, грамматике и другим наукам того времени, в которых он, по словам И.П. Стрельниковой, собирал " ученость, сложившуюся до него в Европе, и предлагал ее в доступной форме своим соотечественникам".

Наиболее значительным произведением Беды является " Церковная история народа англов"(Historia ecclesiastica gentis anglorum) в пяти книгах, которая не потеряла ценности до сих пор, будучи чуть ли не единственным источником по ранней истории Англии. Она была уже закончена Бедой, когда произошла битва при Пуатье 732г. Беда возвращается к тексту и вносит в соответствующее добавление. О сарацинах здесь он пишет спокойно и равнодушно. Более обстоятелен он в своих библейских комментариях и некоторых трактатах. Главной идеей сочинений Беды Достопочтенного является идея превосходства христианства над остальными религиями. История для него - это прямолинейный прогрессирующий процесс, у которого одинаково важны начало и конец. В трактатах " О неделе " и " О шести возрастах мира " он дает развернутое историко-философское построение, где история человечества представлена как трудовая неделя, приготовляющая к блаженству вечной субботы.

Логическим завершением этой идеи было принятие Бедой счета времени от Рождества Христова, предложенного римским диаконом, папским архивариусом Дионисием Петавиусом (Малым) в 525 году. Дионисий, продолжая работу Кирилла Александрийского по определению срока Пасхи в течении малого индиктиона 153 - 247 гг. Эры Диоклетиана, вместо следующего 248 года поставил 532-й год от Рождества Христова (или 1285 год ab urbe condita, от основания Рима). Рождество Христово пришлось, таким образом, на 754 год от основания Рима. Новая периодизация на континенте долго не принималась. Если в Англии одна королевская хартия помечена уже 604 годом, то первый датированный диплом Карломана относится к 742 году. Окончательно новый счет времени был принят только в 963 г. Роль Беды в его распространении очень велика: он ввел его в свои труды и сделал расчет новых пасхальных таблиц до 1064 г., т.е. на следующий после 532 г. великий индиктион.

Дорога истории представляется ему весьма длинной, ведь мир стар (Mundus senescit - мир стареет) и Беда, подобно Аврелию Августину или Иоахиму Флорскому, ощущает себя близким к пределу времени.

Отдельно он рассматривает симптомы приближения "субботы" (трактаты "О шести возрастах мира", "О неделе"). Шестой трудовой день уже наступил. Сколько лет или веков осталось - не знает никто, но симптомы приближения субботы несомненны. Появляются "христианские государства", в Англии он сам видел "святых царей и святые битвы", где бился "сам Христос". Среди этих признаков и остановка арабской экспансии Карлом Мартеллом.

Если в "Церковной истории" арабы привлекаются лишь в качестве примера и вся информация о них укладывается в одно предложение (отмечается их опустошение и должный отпор, который они получили при Пуатье), то в своих библейских комментариях он пишет об арабах более основательно и более эмоционально. В частности, детально останавливается он на вопросе о происхождении сарацин. Делает это Беда с помощью Библии (Бытие 16, 1 - 6) и считает их потомками Агари - египетской жены Авраама. Агарь была вывезена из Египта в числе прочих даров, которыми снабдили Авраама египтяне (Быт 12-16). Имя ее означает "бегство", дано оно было либо в соответствии с пророческим предсказанием, либо благодаря последующему воспоминанию о ее двукратном бегстве из дома госпожи своей (Быт 16-6; 21-14). Прошло десять лет с тех пор, как Бог обещал Авраму и Саре многочисленное потомство, а у них все еще не родилось ни одного сына. Сара виноватой считала себя (Быт 16,1-16), потому и предложила мужу Агарь. Она основывалась при этом на обычае эпохи: дети мужа от служанки считались законными детьми и принадлежали мужу и жене (Быт 30-3). Агарь стала как бы женой второго ранга, хотя и была лишь временной наложницей (Быт 25-6). Впоследствии она стала презирать Сару, ибо на Древнем Востоке, особенно у евреев, многодетность была признаком божественного благословения, составляла фамильную гордость (Быт 21-6; 24-60; Исх 23-26; Втор 7-14), а бесплодие считалось несчастьем и бесчестием (Быт 19-31; 30-1;30-23; Лев 20-20; Лк 1-48 и др.). Агарь стала непочтительно обращаться с Сарою, поэтому стала Сара упрекать Аврама и тот в конце концов отдал наложницу жене. От притеснений Сары Агарь вынуждена была бежать в Египет, но в пустыне Сур (в северо-западном углу аравийского полуострова, теперь известна как пустыня Джафар), на пути между Египтом и Ассирией, ее нашел Ангел Господень и велел покориться Саре, предсказав: " вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя: Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на нем; жить будет он пред лицом всех братьев своих " (Быт 16-11,12), потомство его будет великое. Агарь вернулась и родила 86 -летнему Авраму сына. Его имя Измаил означало "слышит Бог": "Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих" (Быт 16-11,12). Потомство его должно было быть великое. Эта идентификация проведена была не Бедой, а Евсевием в начале 4 в., а, может быть, и раньше. Непосредственным источником Беды были комментарии на книгу "Бытие" Исидора Севильского. Но Исидор традиционно отождествлял агарян с евреями. Данное отождествление идет от ап. Павла: "Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве " (Галатам 4-25; более подробно см. Галатам 4-22-26,30). У Авраама было два сына: Исаак от Сары и Измаил от ее рабыни, " но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию "(Галатам 4 -22,23). Отсюда, по представлениям средневековых христиан, Исаак как сын свободной женщины был прообразом Христа (его потомки и составили Церковь), а Измаил и его потомки были аллегорией евреев.

Однако более тщательный анализ Библии позволял под потомками Измаила понимать и сарацин:

Измаил был в пустыне (Быт 21 - 20-21), имел 12 сыновей, которые стали родоначальниками 12 племен аравийских (Быт 25 - 12-18; 17-20), но ведь и арабы пришли из пустыни.

В Библии часто встречается имя измаильтян. Братья Иосифа видят караван именно измаильтян (Быт 37-25). Измаильтяне и мадианитяне - это одно и то же (Быт 37-28; Судей 8-24). Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" (I,12; II,4) говорит, что потомки Измаила занимали свою страну от р. Евфрата до Чермного моря. Любопытно, что мусульмане поддерживали эту интерпретацию. В их преданиях подробно рассказывается, что Измаил был старшим сыном Ибрахима от невольницы Хаджар. Из-за вражды и ревности своей жены Сары Ибрахим увел Хаджар и Измаила в Аравию и оставил их одних в безводной пустыне. Мальчика очень мучила жажда, мать искала колодец или оазис. На помощь пришел главный ангел Джибрил, по воле которого там, где Измаил топнул ножкой, забил священный источник Земзем. Ибрахим часто посещал своего сына, именно они вдвоем построили мекканский храм Кааба. По арабской генеалогии от Измаила произошли все североарабские племена. Традиционная его могила располагается возле Каабы.

Измаил был диким, необузданным человеком ("рука его на всех"). Это давало возможность и было достаточным для средневековых авторов, чтобы провести параллели между ним и арабами, которые обладали таким же бешеным нравом.

Измаил был исключен из завета (Быт 17 - 20-21), как и сарацины.

Помимо этих способов были и другие, с помощью которых арабов отождествляли с измаильтянами. Беда не первый сделал это, но именно он ввел эту идентификацию в средневековую традицию библейской экзегетики, после него это становится общим местом для латинских авторов. Тем самым Беда дал мусульманам "нишу" в священной истории, привязал их к ней. Он и его последователи доказывали, что мусульмане, будучи "сынами рабы", изъяты из истории спасения. Вместе с тем эта идентификация подняла и ряд сложных проблем. Почему эти люди именовались сарацинами, если произошли от Агарь, а не Сары? Греческие авторы (Иоанн Дамаскин и др.) связывали это со словами Агарь "Sarra vacuam me dimisit"(Сара отпустила меня пустой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: