Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
Конспект лекций
По дисциплине «Инновационный менеджмент»
Автор: к.э.н. Мкртчян Т.Р.
Санкт-Петербург
Г.
Содержание:
I. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Общие понятия инновационного процесса и его элементов
Innovation (лат.- обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения – инновация, нововведение, новшество.
В мировой экономической «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
|
|
Законодательно закрепленным в России следует считать следующее определение:
«Инновация– конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Выделяются следующие характерные черты инноваций:
- научно-техническая новизна
- проявление творческой деятельности
- достижение целевой эффективности
- возможность коммерческой реализации.
Инновационный процесс – процесс действия системы в ответ на изменение внешних условий, в первую очередь, на изменение требований рынка.
Инновационность системы – способность системы адекватно реагировать на изменения внешних условий, в первую очередь, на изменение требований рынка.
Результат инновационного процесса – результат, продукт, процесс или системное изменение, произведенное системой в результате реакции приспособления к изменениям внешних условий, в первую очередь, изменению требований рынка.
Инновационное предложение – интеллектуальный продукт, обладающий новизной, коммерческой или потенциальной ценностью и открывающий перспективы дальнейшего развития фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях и создания рыночноперспективного продукта.
|
|
Инновационная деятельность – выполнение работ и(или) оказание услуг, направленных:
- на создание, организацию производства и реализацию на рынке принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных или иных инноваций (нововведений) при разработке, организации производства, выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или рост объемов производства и продаж востребованной на рынке продукции.
Инновационная продукция – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для рыночной реализации.
Инновационное предприятие (организация) – это предприятие (организация), осуществляющее инновационную деятельность, разрабатывающее, производящее и реализующее востребованную на рынке, конкурентоспособную продукцию (товары, работы, услуги).
Цикличность и закономерность развития инновационного процесса
Характер инновационного процесса цикличен и закономерен, это видно из хронологического порядка появления новшеств в различных областях науки и техники. Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях, больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым увеличивается восприимчивость к инновациям.
Циклы можно разделить на:
1) короткие (продолжительность 3–3,5 года);
2) торгово-промышленные (средние) циклы (7—11 лет);
3) большие циклы (48–55 лет). Кардинальные изменения происходят в условиях экономической жизни общества и проявляются до начала и в начале повышающей волны каждого длинного экономического цикла инноваций, заключающиеся в глобальных изменениях технической оснащенности (чему предшествуют в свою очередь глобальные технические открытия и изобретения), привлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения.
Главная роль в цикличности и закономерности инновационных процессов принадлежит научно-техническим новациям. Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижающей на повышающую тенденцию. Инновации распределяются по отрезкам времени неравномерно, возникая группами (кластерами).
Часто объяснение экономических колебаний сводят к техническим новшествам и совершенствованию, к внедрению в эксплуатацию новых ресурсов и освоению новых территориальных сегментов. Периоды повышенной экономической активности являются отрезками времени, в течение которых развитие техники и открытие новых ресурсов дают возможность для роста инвестиций. В эти периоды времени темп технического прогресса увеличивается по сравнению с ожидаемым результатом. В периоды экспансии вводится в действие новая техника, создающая основу для увеличения массы капитальных благ и роста инвестиций. Когда новый процесс успешно претворен в действие, другие могут попросту имитировать его, что в итоге приводит к возникновению бума. В период кризиса экономическая система переходит в новое состояние равновесия и стабильности, которое следует за нарушениями, вызванными бумом, т. е. обстановка стабилизируется. Период депрессии определяется как период времени, а протяжении которого заканчиваются приспособление и адаптация к новой промышленной обстановке, которая была создана в предыдущий период внедрения инноваций.
|
|
1. 3. Классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров:
- Продуктовые (применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов);
- Процессные (новые методы организации производства, новые технологии).
По типу новизны для рынка:
- Инновации с абсолютной новизной (новые для отрасли в мире);
- Инновации с локальной новизной (новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
В зависимости от условий, в которых вводится инновация:
- Поддерживающие инновации, которые характерны для ситуации, когда конкурентная борьба вынуждает компанию производить более дорогие усовершенствованные продукты для своих основных потребителей. В такой ситуации компании-лидеры обязательно окажутся впереди.
- Подрывные инновации, цель которых - сделать коммерчески успешными более простые и удобные продукты, которые стоить будут меньше и вызовут интерес менее привлекательных или даже новых категорий потребителей. В этих условиях «атакующие» могут победить лидеров. Причем в качестве «атакующих» может выступать малый и средний бизнес.
По стимулу появления (источнику):
- Инновации, вызванные развитием науки и техники (основаны на концепции технологического проталкивания);
- Инновации, вызванные потребностями производства;
- Инновации, вызванные потребностями рынка (основаны на маркетинговых исследованиях).
По месту в системе (организации):
- Инновации на входе (сырье, оборудование, информация и др.);
- Инновации на выходе (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
- Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).
В зависимости от глубины вносимых изменений (по инновационному потенциалу) –
- Радикальные (базисные) инновации, которые коренным образом изменяют или могут изменить содержание различных видов деятельности в обществе (например, создание антибиотика пенициллина привело к появлению новых лекарственных форм на его основе), реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;
|
|
- Улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
- Модифицирующие инновации (псевдоинновации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии и обычно тормозящие технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).