Цикличность и закономерность развития инновационного процесса

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

Конспект лекций

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

                                                                                                            Автор: к.э.н. Мкртчян Т.Р.

 

 

Санкт-Петербург

Г.

Содержание:

I. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Общие понятия инновационного  процесса и его элементов

  Innovation (лат.- обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения – инновация, нововведение, новшество.

  В мировой экономической «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

  Законодательно закрепленным в России следует считать следующее определение:

«Инновация– конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Выделяются следующие характерные черты инноваций:

- научно-техническая новизна

- проявление творческой деятельности

- достижение целевой эффективности

- возможность коммерческой реализации.

Инновационный процесс – процесс действия системы в ответ на изменение внешних условий, в первую очередь, на изменение требований рынка.

Инновационность системы – способность системы адекватно реагировать на изменения внешних условий, в первую очередь, на изменение требований рынка.

Результат инновационного процесса – результат, продукт, процесс или системное изменение, произведенное системой в результате реакции приспособления к изменениям внешних условий, в первую очередь, изменению требований рынка.

Инновационное предложение – интеллектуальный продукт, обладающий новизной, коммерческой или потенциальной ценностью и открывающий перспективы дальнейшего развития фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях и создания рыночноперспективного продукта.

Инновационная деятельность – выполнение работ и(или) оказание услуг, направленных:

- на создание, организацию производства и реализацию на рынке принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных или иных инноваций (нововведений) при разработке, организации производства, выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или рост объемов производства и продаж востребованной на рынке продукции.

Инновационная продукция – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для рыночной реализации.

Инновационное предприятие (организация) – это предприятие (организация), осуществляющее инновационную деятельность, разрабатывающее, производящее и реализующее востребованную на рынке, конкурентоспособную продукцию (товары, работы, услуги).

 

Цикличность и закономерность развития инновационного процесса

Характер инновационного процесса цикличен и закономерен, это видно из хронологического порядка появления новшеств в различных областях науки и техники. Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях, больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым увеличивается восприимчивость к инновациям.

Циклы можно разделить на:

1) короткие (продолжительность 3–3,5 года);

2) торгово-промышленные (средние) циклы (7—11 лет);

3) большие циклы (48–55 лет). Кардинальные изменения происходят в условиях экономической жизни общества и проявляются до начала и в начале повышающей волны каждого длинного экономического цикла инноваций, заключающиеся в глобальных изменениях технической оснащенности (чему предшествуют в свою очередь глобальные технические открытия и изобретения), привлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения.

  Главная роль в цикличности и закономерности инновационных процессов принадлежит научно-техническим новациям. Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижающей на повышающую тенденцию. Инновации распределяются по отрезкам времени неравномерно, возникая группами (кластерами).

 

   Часто объяснение экономических колебаний сводят к техническим новшествам и совершенствованию, к внедрению в эксплуатацию новых ресурсов и освоению новых территориальных сегментов. Периоды повышенной экономической активности являются отрезками времени, в течение которых развитие техники и открытие новых ресурсов дают возможность для роста инвестиций. В эти периоды времени темп технического прогресса увеличивается по сравнению с ожидаемым результатом. В периоды экспансии вводится в действие новая техника, создающая основу для увеличения массы капитальных благ и роста инвестиций. Когда новый процесс успешно претворен в действие, другие могут попросту имитировать его, что в итоге приводит к возникновению бума. В период кризиса экономическая система переходит в новое состояние равновесия и стабильности, которое следует за нарушениями, вызванными бумом, т. е. обстановка стабилизируется. Период депрессии определяется как период времени, а протяжении которого заканчиваются приспособление и адаптация к новой промышленной обстановке, которая была создана в предыдущий период внедрения инноваций.

 

1. 3.  Классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров:

- Продуктовые (применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов);

-  Процессные (новые методы организации производства, новые технологии).

По типу новизны для рынка:

- Инновации с абсолютной новизной (новые для отрасли в мире);

- Инновации с локальной новизной (новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

В зависимости от условий, в которых вводится инновация:

-   Поддерживающие инновации, которые характерны для ситуации, когда конкурентная борьба вынуждает компанию производить более дорогие усовершенствованные продукты для своих основных потребителей. В такой ситуации компании-лидеры обязательно окажутся впереди.

- Подрывные инновации, цель которых - сделать коммерчески успешными более простые и удобные продукты, которые стоить будут меньше и вызовут интерес менее привлекательных или даже новых категорий потребителей. В этих условиях «атакующие» могут победить лидеров. Причем в качестве «атакующих» может выступать малый и средний бизнес.

По стимулу появления (источнику):

- Инновации, вызванные развитием науки и техники (основаны на концепции технологического проталкивания);

- Инновации, вызванные потребностями производства;

- Инновации, вызванные потребностями рынка (основаны на маркетинговых исследованиях).

По месту в системе (организации):         

- Инновации на входе (сырье, оборудование, информация и др.);

- Инновации на выходе (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

 - Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

В зависимости от глубины вносимых изменений (по инновационному потенциалу) –

- Радикальные (базисные) инновации, которые коренным образом изменяют или могут изменить содержание различных видов деятельности в обществе (например, создание антибиотика пенициллина привело к появлению новых лекарственных форм на его основе), реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;

- Улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

- Модифицирующие инновации (псевдоинновации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии и обычно тормозящие технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: