ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ (УРОКА)
Учебный предмет: Скульптура. Лепка головы
Раздел программы: Основы скульптуры
Тема раздела: Основы анатомии
Тема программы: "Анатомия человека"
Тема занятия: Анатомия головы (4 часа).
Преподаватель:
Цель урока:
- изучение анатомии
- закрепление базы
Задачи урока:
Образовательные:
- получение знаний об анатомии;
- формирование пространственного мышления.
Развивающие:
-развитие мелкой моторики;
-развитие памяти;
-развитие познавательной и творческой активности;
-развитие интереса к искусству;
Воспитательные:
-воспитание интереса к скульптуре;
-воспитание эстетического вкуса к искусству скульптуры.
Тип урока: изучение нового материала
Ведущие методы: беседа, рассказ, практическая работа.
Оснащение урока:
Для преподавателя: наглядное пособие, презентация с использованием ИКТ.
Для учащихся: глина, стэк, брусок, каркас, сменная одежда.
Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся: включение обучающихся в активные виды учебной деятельности – наблюдение, сравнение, обсуждение в парах, оценивание собственных работ по критериям, формулировка выводов.
|
|
Уровень усвоения: 3.
№ п/п | Этапы урока, t Задачи этапа | Деятель-ность преподава-теля | Деятельность обучающихся | Применя-емые методы | Ожидае-мый результат |
1 | Вводно-мотивационный этап 5 минут | Приветствие. Организационный момент – проверка готовности к уроку. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация к активной деятельности. | Подготовка рабочего места. Понимание темы урока. Принятие целей и задач своей деятельности. | Беседа | Понимание темы, цели и задач урока |
2 | Основная часть урока. Этап изучения нового материала 20 мин | Объяснение учителем последовательности работы Разбор основных моментов лепки, разбор анатомии | Восприятие рассказа учителя. Название групп мышц и костей головы. | Рассказ учителя с демонстра-цией презентации Беседа по новому материалу. | Понимание темы Базовое знание анатомии |
3 | Закрепление новых знаний через алгоритмизацию действий обучающе- гося по стилизации природных объектов. 30 мин | Организует предварительную эскизно-зарисовочную работу | Делают зарисовки головы, с определением основных выступающих групп мышц и костей | Алгоритмизация своих действий. | Понимание строения головы |
4 | Практическая работа (применение полученных знаний на практике) 155 мин | Организует практическую работу. Называет задание и условия его выполнения. | Выполняют практическую работу по составленному алгоритму. | Практическая работа | Умение правильно передать форму головы, правильная последовательность действий. |
5 | Контрольно-оценочный этап 20 мин | Организует проверку работ с разбором ошибок | Анализируют и оценивают творческие работы. | Контрольно-оценочные | Умение видеть плюсы и минусы своей работы, оценить по названным критериям. |
6 | Подведение итогов урока. 10 мин | Подводит итоги урока. Выясняет достижение цели, выполнение задач урока. Делает вывод по уроку. | Определяют степень достижения цели урока, уровень сформированности умений лепки | Беседа | Понимание работы с материалом, закрепление базы анатомии. |
|
|
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап
Приветствие.
Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели и задач.
Основная часть урока. Этап изучения нового материала. Объяснение учителем сущности новых понятий.
Учитель рассказывает о последовательности работы над созданием головы, этапы подготовки рабочего места и последовательность выполнения работы.
Понятие последовательности работы.
Сегодняшней темой занятия будет лепка головы человека в натуральную величину или размером немного меньше.
При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов: лепка головы не отличается от лепки фигуры какими-то иными принципами, приемами, средствами, использованием других материалов.
Во всех случаях пластический язык скульптуры должен быть подчинен аналогичным требованиям передачи объемно-пространственной характеристики предмета.
Поэтому, для того чтобы эта характеристика была точной и выразительной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составные части, их взаимосвязь и взаимозависимость, уяснить себе основные формы этих частей и их влияние на форму предмета в целом. Иными словами, нужно проанализировать конструкцию модели и исходя из этого анализа определить структуру объема и характер поверхности предмета, своеобразие его форм.
Таким образом, задачи при лепке головы ставятся те же, что и при лепке любого другого предмета; разница заключается лишь в особенностях предмета, а не в ином к нему отношении. Поэтому остаются в силе три последовательно решаемые задачи:
Нахождение расположения частей в пространстве (движение),
Нахождение их относительных размеров (пропорции),
Нахождение формы (лепка в собственном смысле этого слова) как всего предмета в целом, так и его частей.
Предварительная эскизно-зарисовочная работа – не всегда обязательный этап в лепке головы. Прежде чем приступать к такой сложной работе, учащиеся должны иметь некоторые представления об анатомии черепа, который в свою очередь желательно зарисовывать.
Зарисовки головы помогают «ощупать» форму предмета, выступающие части, на которых следует остановить свое внимание, а так же закрепление анатомических частей головы.
Практическая работа (применение полученных знаний на практике).
Учитель объясняет задание на практическую работу и называет условия ее выполнения.
Совместно с обучающимися формулирует критерии оценки работы.
Лепку головы необходимо начинать с наложения массы глины на намоченный каркас для лучшего сцепления с деревом. Вначале проще работать руками. Глина должна быть не жидкой, не сильно твердой, а легко разминающейся. Так же в работе понадобятся такие инструменты как молоток и брусок на начальных этапах.
Изучение скульптуры головы лучше начинать с лепки мужской головы, а не женской, так как формы ее определенней.
Изучение скульптуры головы лучше начинать с лепки мужской головы, а не женской, так как формы ее определенней. Когда мы входим в затемненную комнату, зная, где и какие стоят в ней предметы, мы легче их можем увидеть, нежели в том случае, если этого знания у нас нет. Точно так же и в лепке. Если скульптор знает строение предмета понимает, чем обусловлены выпуклости и вогнутости его поверхности, то ему легче их увидеть, а значит, и вылепить, чем человеку, не имеющему о них понятия. До того как приступить к лепке головы, очень полезно вылепить череп человека, потому что форма головы и лица главным образом обусловливается строением черепа.
|
|
Особую задачу составляет лепка волос. По самой своей структуре волосяной покров, состоящий из множества отдельных тонких волосков, не может быть воспроизведен в скульптуре точно таким, каким он является в натуре. Да этого и не нужно. Чтобы передать его пластические свойства, важно уметь увидеть основные массы — локоны, пряди и, поняв их общую форму, постараться воспроизвести. При этом не нужно изображать каждый волосок в отдельности, главное — постараться показать только их общую форму и характер.
С трудностями пластического выражения мы встречаемся также при лепке глаза, где роговица и зрачок, расположенные на шарообразном глазном яблоке, почти только цветом отличаются от окружающего их белка. В этом случае для того, чтобы показать цвет, а не форму, приходится плоской линией намечать окружность роговицы, а зрачок углублять, делая на его месте более или яснее глубокую ямку.