Регистровая форма наблюдения

Прокопьева Полина Павловна

АБ 11-18

Понятие статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно орга­низованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, кото­рое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы сово­купности.

Статистическое наблюдение проводится органами государственной статистики, на­учно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Статистическое наблюдение -первый этап статистического исследования.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

1) подготовка наблюдения;

2) проведение массового сбора данных;

3) подготовка данных к автоматизированной работе;

4) разработка предложений по совершенствованию стат. наблюдения.

Первый этап включает:

- определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации;

- разработку документов для сбора данных;

- выбор отчетной единицы, методов и средств получения данных и т.п.

Объект и единица наблюдения.

О бъект статистического наблюдения – совокупность явлений, предметов, охватываемых наблюдением.

Объект наблюдения состоит из определенных единиц.

Единицей совокупности может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.п.

Единица наблюдения является первичным элементом объекта статистического наблюдения. Этот элемент - носитель регистрируемых при наблюдении признаков.

Единица наблюдения - элемент совокупности, по которому собираются необходимые данные.

Программа наблюдения.

Программа наблюдения — это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. К бланку прилагается инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопросов.

Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления. Основные принципы составления программы следующие:

1. Программа должна содержать только те вопросы, которые безусловно необходимы для данного статистического исследования. Т.е. вопросов должно быть минимальное, но необходимое количество.

2. В программу следует включать лишь те вопросы, на которые можно получить точные ответы.

3. чтобы обеспечить единообразное толкование некоторые вопросы следует пояснять, давать подсказки в скобках или в виде вариантов ответов;

4. Не следует включать в программу вопросы, вызывающие подозрение, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым;

5. Программу наблюдения целесообразно строить так, чтобы ответы на одни вопросы позволяли контролировать ответы на другие.

Организационные вопросы статистического наблюдения связаны с определением субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

Организационный план статистического наблюдения.

Организационный план статистического наблюдения - это составная часть общего плана наблюдения, в которой изложен порядок его организации и проведения. В нем даются разъяснения программно-методологических и организационных вопросов. К первым относятся формулировки целей и задач наблюдения, определения его объекта и единицы, разработка программы. К организационным вопросам относятся: фиксация места, времени и сроков наблюдения, указание на то, кто его проводит, как оно проводится и как осуществляется поставка статистическими формулярами лиц, выполняющих наблюдения, способы доставки заполненных формуляров в соответствующие статистические органы. Сюда относят также ряд специфических подготовительных работ, в частности таких, как подбор и обучение кадров, привлекаемых к проведению наблюдения, подготовка графического материала и др.

В организационном плане статистического наблюдения конкретизируются права и обязанности отдельных учреждений и организаций, участвующих в мероприятиях наблюдения.

При планировании наблюдения в первую очередь определяют органы наблюдения - организаторов и исполнителей работ, а также права и обязанности каждого соисполнителя.

Программа и план статистического наблюдения разрабатывают органы государственной статистики на уровне Министерства Государственного комитета статистики Украины. Низовые органы государственной статистики преимущественно выполняют работу по сбору статистических данных, их первичном контроля и возведению по определенной программе.

В плане указывают срок проведения наблюдения, то есть время начала и окончания сбора сведений. Это время нельзя отождествлять со временем наблюдения, то есть тем, к которому относятся сведения. Статистические показатели характеризуют изучаемое явление или за определенный период, либо на определенный момент времени. Например, данные о количестве произведенной продукции можно взять только за период (день, декаду, месяц, квартал, год), а показатели запасов материальных ценностей могут быть представлены на определенный момент времени (на начало месяца, на начало квартала, на начало или конец года и т. д.).

Таким образом, организационный план статистического наблюдения предполагает: определение времени наблюдения, времени и места его проведения, порядок передачи материалов наблюдения, комплекс подготовительных работ, меры, обеспечивающие точность (вероятность) статистических данных. Каждой из названных выше категорий и этапов статистического наблюдения можно дать следующие определения.

Время наблюдения - это момент или период времени, к которому относится статистическая информация (данные). Например, информацию о производстве сельскохозяйственной продукции собирают за определенный период времени - день, декаду, месяц, квартал, год.

Перепись населения предполагает принадлежность данных к определенному (критического) момента времени. Так, критическим моментом переписи населения 1989 г.. Было 24 часа в ночь с 11 на 12 января 1989г.

Время проведения наблюдения, как правило, не совпадает со временем наблюдения. Например, перепись населения 1989 г.. Осуществлялся в течение восьми дней - с 12 до 19 января.

Место проведения наблюдения выбирают, исходя из способа наблюдения и особенностей объекта наблюдения. Так, информацию о производстве продукции сельскохозяйственным предприятием регистрируют в бухгалтерии предприятия, а при переписи населения - дома, в поездах, на вокзалах и т.

Органами наблюдения могут быть различные учреждения системы государственной статистики, ведомства, предприятия и общественные организации. Среди них определяют организатора (учреждение системы государственной статистики) и исполнителя. Права и обязанности каждого участника статистического наблюдения должны быть четко определены.

Органы государственной статистики должны не только организовывать проведение статистического наблюдения, но и тщательно проверять точность полученных результатов при его осуществлении. Проверка достоверности данных - важнейшее условие успешной работы в деле наблюдения. Чтобы обеспечить достоверность данных, необходимо повседневно, систематически контролировать, верно поняты и применяются статистические программы и инструкции, обеспечивается полнота полученных сведений, правильность данных бухгалтерского и оперативного учета.

В процессе осуществления наблюдения могут быть допущены ошибки, их называют ошибками наблюдения. Виды и природа возникновения таких ошибок будут рассмотрены далее.

6. Формы и виды статистического наблюдения: статистическая отчетность,
специально организованное статистическое наблюдение (переписи).

В отечественной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения:

Ø отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т.п.);

Ø специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);

Ø регистры.

Статистическая отчетность. Отчетность -это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность собираемых сведений, Таким образом, отчетность - это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т.п.

Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Для отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается органами государственной статистики. Представление информации по неутвержденным формам является нарушением отчетной дисциплины. Во-вторых, она имеет обязательный характер, т.е. все предприятия, учреждения, организации должны представлять ее в указанные сроки; юридическую силу, потому что подписывается руководителем предприятия (учреждения, организации); документальную обоснованность, так как все данные базируются на документах первичного учета.

Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

По способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.

Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись. Специально организованное наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись. Российская практическая статистика проводит переписи населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, неустановленного оборудования, строек незавершенного строительства, оборудования и др.

Перепись -это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Характерными особенностями переписи являются: одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием; единство программы наблюдения; регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени. Программа наблюдения, приемы и способы получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет обеспечить сопоставимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой совокупности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.


Регистровая форма наблюдения.

Регистровое наблюдение – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляются по мере изменения; третьи – представляют собой динамические ряды показателей с заранее известным периодом обновления. Все показатели хранятся до полного завершения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.

Регистр населения – поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменными в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак).

Регистр предприятий включает в себя все виды эконом деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени создания (регистрации предприятия), его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых (этот показатель отражает размер предприятия) и др.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: