Что такое философия вообще
Если бы мне пришлось создавать курс введения в философию, то я бы в первую очередь обратил внимания на особенность труда древних мудрецов – это потом Гегель назовёт трудной работой понятия и
…здесь я мало и слабо выразил готовность и способность древних подыскивать слова для наименования таких идей, смыслов, понятий и ценностей, которые естественным языком никак не названы. Мудрец сначала долго трудился для того, чтобы отыскать ответ на свой вопрос, но когда отыскал смысл ответа, то оказалось, что слов в языке не хватает. Отсюда обилие иносказаний и терминологических экспериментов у древних. «Вода» Фалеса Милетского – это никакая не вода, а та пульсирующая, брызжущая, текучая, испаряющаяся на солнце и взрывающаяся от удара о берег странная реальность, которая способна испаряться и обжигать в кипении своём, которая способна быть стеклом и камнем в обледенении, которая способна таять и залить огонь, заставить огонь шипеть и гаснуть, она способна утолять жажду человека и спасать человека, и она же способна утопить человека и корабли в себе, заставить его захлебнуться и расстаться с жизнью.
|
|
Это не «просто вода», это «ВОДА КАК ВСЁ В МИРЕ».
У Фалеса это то, из чего состоит вся вселенная.
Это то, что потом назовут «субстанция».
У греков не было слова «температура», они не могли дать название информационным взаимодействиям облучений и звёзд космоса. У них не было идеи связи информационно – энергетических взаимодействий микромира и макромира в размеренной упорядоченности закономерных импульсных потоках.
Греки не могли.
Но Гераклит смог: «Этот огонь, (который у него есть и сам разум) - есть то, из чего состоит весь мир, не созданный никем не из Богов ни из людей мерами возгорающийся и мерами же угасающий…»
Для того, чтобы стать носителем того понимания, для которого не хватает слов в языке – для этого требуется оперировать множеством тех знаков и символов, которые помогают уловить объективные связи и закономерности любой реальности, сущность этой реальности и те причинно-следственные связи, которые просто так не увидишь.
ПОЭТОМУ
Маркс вовремя осознает и напишет –
«БЕЗ ФИЛОСОФИИ МНЕ НЕ ПРОБИТЬСЯ ВПЕРЁД».
Также
На то, что учение о категориях создавалось всего два раза в истории человечества – впервые – Аристотелем и второй раз Кантом.
Аристотель впервые в истории человечества – пусть и с ошибками – но привёл несколько понятий логики в такую систему, что они стали каркасом для применения КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ – проверяемости – системности – достоверности – прогрессизма – логической непротиворечивости… Это позволило почти 2000 лет необратимо накапливать корпус литературы действительно научной.
|
|
Но эта конструкция была элементарна, она не давала никаких проектных возможностей. Когда КАНТ спрашивает о том как возможна математика – как возможны синтетические суждения априори – то – 1 – он вопрошает о возможном – а на эту зыбкую почву сциентисты до сих пор боятся ступить и о возможном науку не строят – и – 2 – он требует предъявить адекватную модель суждения и модель математического конструкта.
НЕ пример привести, а модель явить через дефиниции сущностных смысловых связей – чем и займутся все последователи – Фихте – Шеллинг. И завершит явлением науки логики Гегель.
Базовые ступени НАПОЛНЕНИЯ смыслом любой идеи:
Понимание понятий: 1. Слово. 2. Понятие. 3. Категория.
Категория.
Категориальность – будет итогом нашего сегодняшнего рассмотрения, поэтому здесь о нём пока что только азы.
Слово – понимание значения и смысла. Словарный запас в детстве усваивается и с годами мы оперируем ими как знаками. Но это не понятия.
Понятие это понимание сущности названного.
ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ
идея | слово | Понятие | Категория |
Атом | Знают и дети. | В Таблице Менделеева | Знают создатели синхрофазотрона |
Комический корабль | Знают и дети. | знают инженеры и ремонтники этих кораблей | Знает главный конструктор |
Воспитание | Знают и дети. | Система мер для трансляции ценностн. отн.: знают те, кто умеет воспитывать. | Преобразователи педагогики как науки в целом |
Яичница | Знают | Знают | Знают |
Итак – если классический носитель профессиональных понятий – это идеальный ремонтник, который любую систему понимает во всех деталях, не хуже чем Менделеев – элементы таблицы, то носитель КАТЕГОРИИ аналогичен БОГУ по своей роли в создании новых систем.
Категория позволяет развивать сущность.
После Карла Макса никто не мог продолжить исследование (а Энгельс просто привёл в читабельный вид огромный ТЕКСТ) по той причине, что они не пытались усвоить категориальный аппарат и методологическую культуру немецкой классической философии.
Ленин проштудировал Науку логики, но сущность категориального аппарата у него оставалась на уровне Аристотелевского понимания категорий.
А у Маркса методологическая культура была после-кантовской.
То есть Маркс мог не только уточнять отдельные идеи Гегеля как Ленин.
Маркс мог бы переписать всю науку логики, но жизни не хватило.
Да и приятнее было на старости лет собираться проанализировать Бальзака – о чём Маркс писал – потому что он знал – что переписать всю логику после ГЕГЕЛЯ – Это каторжная работа – ведь сам Гегель около 30 лет работал.
Трудность формирования методологических подходов обусловлена тем, что для компоновки и обсуждения требуются несколько специалистов, которые носят в себе категориальный аппарат, а не только и не просто аппарат понятийный.
Но для коллективов школы или колледжа проблема стояла не столь остро, потому, что министерства всегда брали на себя как РЕШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБНОВЛЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ, так и ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ для применения, для прикладного решения наиболее часто встречающихся проблем. Министерство призвано отыскать в большой стране носителей профессионального категориального аппарата. Для этого в министерствах формируются НИИ, например в Китае создан НИИ педагогики Сухомлинского В.
Немного забегая вперёд – объявим, что методология невозможна без понимания сущности ПРОЦЕССА… С детства мы связываем сущность с ответом на вопрос: «Что это?». который мы реализуем.
ЕСТЬ СУЩНОСТЬ Процесса действий.
|
|
ЕСТЬ СУЩНОСТЬ Процесса переживаний, сопровождающих действия.
ЕСТЬ СУЩНОСТЬ Процесса понимания, сопровождающего переживания и дела.
И большинство проблем для понимания существуют из-за того, что мы пытаемся опираться на знание слов, тогда как понятие – а оно ФИКСИРУЕТСЯ И «названо» этим же словом – совсем не слово.
Слово – носитель смысла. Понятие – знание сущности.
Слово и понятие нуждаются друг в друге но их различие достойно бдительного внимания, их никогда не стоит приравнивать друг к другу.
Далее материал вставлен из моего учебника по философии который я писал в 1990-1993 году.
ТЕПЕРЬ РАЗДЕЛ О фуекциях = ролях философии
в формировании СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ
И
СТРАНИЧКА О ПОЯВЛЕНИИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА.
Стиль мысли – это такой метод и система методов, который не только решает проблемы собственно МЕТОДА, но и удовлетворяет эстетические потребности – то есть доведён до совершенства.
Функций = ролей философии – много, выделим то, что срочно и важно сейчас.
1.. “Познавательная функция философии”. Так говорят о том, что все знания всех наук добывались благодаря философии, поскольку мудрость породила и старые, родившиеся до философии науки, и новые науки.
Специфика, своеобразие философских знаний - в их особом предназначении, так наука решает частную задачу, философия же обязана гарантировать исход судьбы личности, народа, человечества. Поэтому сильные стороны науки, например точность и строгость мысли, присущи философии вполне, но для мудрости научности мало.
Умение ценить и умение практически действовать от мудрости неотделимы. Серьёзные учёные видят цель любой науки в служении человечеству, народу, когда учёным удаётся строить развитие науки мудро, то говорят о философичности науки.
2. Мировоззренческие вопросы - это вопросы типа “Что есть что?”, “Кто есть кто?”. Умение реально видеть жизнь - это умение понимать сущее. А умение понимать что именно от жизни, от судьбы надо называется отношением к сущему с позиций должного. Мироощущение, миропредставление, миропонимание и мироотношение - это грани понятия “мировоззрение”, его структура. Кто изучает философию должен сам объяснить и прочитать о различии мировоззрений: мифологического, наивно - реалистического, религиозного, философского. Что может оказаться главной проблемой, основными вопросами философии? В чём противоположны материализм и идеализм, что считается в этих учениях основой бытия, познания?
|
|
3. Методологической ролью (функцией) философии являются ответы на вопросы типа “Как действовать?”, “Как жить?”, “Как работать?” Всеми ли средствами можно пользоваться для достижения целей, и как ставить цель? Это вопросы методологические. Как познать реальность, как понимать добытое знание и как преобразить реальность к лучшему - это различение методов познания, понимания, преобразования мира. Огромные проблемы и много споров ведётся вокруг вопросов о том, каково естественное развитие природы и есть ли оно вообще во вселенной, так религия учила веками, что “нет ничего нового”, но в ней же есть мудрое понятие о том, что бог ничего “не возвращает”, он “творит всё новое”.
Диалектическая философия учит, что развитие, движение абсолютны, а покой относителен, метафизическая философия учит противоположному: что покой вечен и абсолютен.
Люди больше всего ненавидят, когда их воспитывают безуспешно, а успешнее всего воспитывают детей родители - любовью. Любовь же к мудрости безуспешной и безответной не бывает.
4. Мудрец обязан ответить на вопрос – что ценнее всего в мире. Это ценностная роль философии = аксиологическая.
Недаром говорят, что “философия - квинтэссенция духовной культуры человечества”. Слово “квинтэссенция” употребляли часто алхимики, чтобы назвать раствор или концентрат вещества, в котором нет совершенно ничего лишнего или бесполезного. Как эссенция = концентрат, так и квинт эссенция – почти сухой остаток.
Мудрость любой человек должен в юности обрести, “должен” не кому- то, а для будущей жизни.
Мудрость, якобы обретаемая к старости - абсурд, самообман непонятного назначения, если она не развилась из юношеской.
Кроме того философия - это “эпоха, схваченная в мысли” (Гегель). К кругу исключительно философских вопросов относятся вопросы об осмыслении бытия, о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле человеческого существования, счастьи и несчастии, о ценности людского бытия.
Ответ на вопрос “что такое философия?” требует дополнительно сопоставить её как науку, как мироотношение, как искусство и форму духовной культуры с иными формами духовной культуры.
СТРАНИЧКА О ПОЯВЛЕНИИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА.
Материализм: в древней Греции был поиск первоначала – «архэ». Аристотель предложил считать таким первоначалом материю = «строительные леса» мироздания.
А Платон настаивал на том, что идея вещи – прочнее, надёжнее и долговечнее, чем сама вещ и – значит – идея была вечна. Это и есть идеализм. Демокрит настаивал на том, что «в мнении – вкус, цвет, холодное, тёплое… в реальности только атомы и пустота…»
То есть по Демокриту атомы вечны.
Христианство настаивало на духовной сути Бога – троицы – отец –сын-дух святой триедины. Все религии – это идеалистическое мировоззрение.
Около 200 лет тому назад в университетах европы широко распространились поиски такой истории вселенной, в которой Бог вообще никак не участвует. («Я не нуждался в этой гипотезе…») Это параллельно научному атеизму Маркса рождается естественно-научные атеистические идеи учёных. Атеизм – вид материализма.
Материалист обязан разгадать загадки эволюции мироздания – рождения мира и перехода от неживой материи к живой, затем формирования нервных систем живых организмов и переход к мыслительной жизни социума.
Идеалист обязан в рамках науки отыскать процессы детерминации духом всем процессов в природе и обществе.
Это академический спор и болезненная реакция непросвещённых людей на эту тему говорит о слабом знании всех сложностей истории науки.
ВОЗHИКHОВЕHИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИЗМА: К.Маpкс соединил диалектические идеи с матеpиализмом, атеизмом, экономической теоpией, учением об идеале высокооpганизованного общества. Теоpетические источники маpксизма: 1.HКФ.2.Английская политэкономия.3.Идеи утопического социализма (Анpи Сен-Симон, Шаpль Фуpье, Робеpт Оуэн). Сами К.Маpкс и Ф.Энгельс сделали 2 откpытия: 1.Откpытие понятие пpибавочной стоимости ("Капитал") что ускорило математизацию политэкономии. 2:Понятие о матеpиалистическом понимании истоpии - о том, что судьбы наpодов и политика зависят от умения pазвивать хозяйство, экономику.
Естественнонаучные пpедпосылки этих откpытий: Даpвинизм, откpытие клеточного стpоения живого, закон сохpанения и пpевpащения энеpгии. В начале ХХ века Ленин В.И. на основе маpксизма pазpаботал стpатегию и тактику политической боpьбы и послеpеволюционного коопеpиpования тpудящихся для pазвития хозяйства.
В философии В.И.Ленин пpедложил понятие отpажения как основу понимания духа, сознания, духовности и углубил, грамотно истолковал понятие матеpии. До абот Ленина широко было распространено приравнивание материи к веществу, но – специально изучив физику – Ленин настоял на том, что любое физическое поле – гравитация, радиация и так далее – любое поле это тоже материя.
Кстати – современные исследования информационных потоков микромира уже начинают истолковывать так, словно это присутствие духа. Но свойство многогранного и многокачественного опережающего и организовывающего отражения – часть теории отражения в диалектическом материализме.
Совpеменные философы Запада относят идеалы коммунизма к виду пpосветительских идеалов пpогpесса с установкой на pазумность большинства населения, веpой в возможность поднять pазумность пpостонаpодья, аналогично с идеалами фpанцузских пpосветителей и pеволюционеpов. Хотя принципиально Маркс отделил себя от Просвещения в том, что он видел историю как процесс ОБЪЕКТИВНЫЙ.
По Марксу не прогресс зависит от просвещённости, а просвещённость от прогресса. Марксизм – это не вид просветительской философии.
Есть множество попыток сводить философию Маркса к той или иной грани или стороне специализированных подходов. Этот приём называется РЕДУКЦИЯ.
В его основе лежит цинизм = грубая правда. Например всё, что касается классовой борьбы много раз сводили к конфликтологическим исследованиям и объявляли марксизм исторически устаревшим типом конфликтологии.
Например – признание требования извлекать пользу из социальных наук быстро было истоковано как приравнивание марксизма к исторически устаревшим типам позитивизма – в нём польза – высшая ценность.
Например – частью теории социальной коммуникации объявляют любой анализ идеологических процессов и истории духовного мира в диамате и истмате.
Сколько граней у диамата и истмата – столько может быть вполне циничных попыток редуцировать эту философию к одной из граней.
Но инициаторы таких «приговоров» не знают о сущности философских систем – они в принципе не редуцируются, будь то система Гегеля или Маркса.
Спектр их возможностей, конечно, исторически ограничен всегда – но он ограничен всем понятийным и категориальным аппаратом в целом.
А когда теорию заслоняют фрагментом теории – то это значит, что требуют её игнорировать. А это – доказательство её мировоззренческой опасности для тех, кто не может создать более дифференцированную философию с учётом всех тех граней, которые есть в философии хрестоматийной.
Многогранность диалектического и исторического материализма – не ниже, чем многогранность Немецкой классики и идей Спинозы, более того – эта теория открыта для теоертического развёртывания, это «не догма а руководство к действию». В этой философии есть множество НЕДОСКАЗАННОГО но это не её слабость, а её историческая сила и дальновидность – в ней множество прямых опор на Гегеля, на Спинозу, на Фейербаха, на Вейтлинга и других авторов.
И надо знать этих авторов, чтобы понять опоры и вектора развития предлагаемого мировоззрения.
Диалектика.
Диалектическая философия учит, что развитие, движение абсолютны, а покой относителен, метафизическая философия учит противоположному: что покой вечен и абсолютен.
Старое название философии и её синоним «метафизика» уже 200 лет используют как тот тип философии, который осмысливает состояния, но процессы осмыслить не в силах – то есть не диалектически мыслят они.