Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»

Цветочная роспись

  Этот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях «массовых», так как он наиболее прост в исполнении. Так, украшая солонку, художник изображал па передней стенке изделия и его крышке по одному цветку с расходящимися от него листьями. На более крупных изделиях, таких, как поставки, декоративные блюда, хлебницы, разделочные доски и детская мебель, композиции цветочного орнамента богаче и разнообразнее, они продуманы мастерами более тщательно. Например, на боковых стенках поставка часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки.

  «Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

  «Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся перпендикулярно осях.

  Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах.

  «Цветочная полоса» - сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ленточную же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например поставков, круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

 

  «Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда, крышки поставка или шкатулки.

  Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Даже если художник и использует различные цвета при нанесении подмалевка на деревянную основу, по тону эти цвета одинаковые. Благодаря этому в росписи нет одностороннего перевеса элементов. Цвета в росписи используют яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным.   Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».

  Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи. Его можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках.

  С включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету.

  В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.

Схема цветочной композиции с изображением птицы

Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут; симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». Но асимметрия не будет бросаться в глаза, так как художник, приступая к росписи, продумывает размещение мотивов в целом. На протяжении всей работы она присутствует в его сознании, он вдумчиво и четко прорабатывает каждую деталь, каждый элемент росписи.

  Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др.

Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

  Сюжетная роспись

  Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.

Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет на крупных по размеру изделиях: декоративных панно, сундучках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. По сути, это возвращение мастеров к тем уникальным росписям, которые выполнялись на подарочных прялках. Такие работы делались мастерами редко, с большим прилежанием и вкусом. Только опытный мастер мог позволить себе выполнять «уникальную» прялку. Поэтому сюжет композиции был очень тщательно продуман и выстроен.

  При выполнении сюжетной росписи на разделочных досках городецкие художники нередко опираются на те традиционные композиции, которые были распространены на городецких прялках. Это роспись в два или три яруса, когда в верхней части доски пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы. Так, свадебный сюжет может сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; праздничное застолье - приездом гостей или подготовкой к застолью. Средняя часть, разделяющая верхний и нижний ярусы, представлена в виде цветочной полосы.

  Если доски имеют недостаточно вытянутую форму, то художники обходятся без нижнего яруса, изображая главную сюжетную сцену и опоясывая ее цветочной полосой.

  Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам; и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера; огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев — барышень и кавалеров — совсем не изменилась. Только краски теперь используются более звучные и сочные. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом.

  В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.

  Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами — это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы.

  Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти. Таким образом, зритель или хозяин изделия видят в герое самого себя или кого-то из своих ближайших друзей и товарищей, а в окружающем их персонажей антураже тот мир, в котором хотелось бы жить и ему.

  Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские домишки с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней.

  Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.

 Под ногами у главных героев нередко пишутся животные - собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж.

  Удивительно разнообразны иллюстрации к сказкам. Особенно любят художники сказки А. С. Пушкина. В росписях они часто используют те сцены, которые окружают их в жизни: застолья, всадников, девушек, сидящих за работой и пр. Лишь по некоторым деталям росписи можно понять, что это иллюстрация к какой-то сказке, а, проанализировав весь сюжет, понять, к какому произведению относится данная иллюстрация. Наверное, поэтому, художники подписывают работы, (например, "Панно по "Сказке о мертвой царевне"). Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Такого же рода пословицы и нравоучительные высказывания мы встречаем под картинками русского лубка. Это подтверждает общность и огромное влияние, которое оказали лубочные картинки в целом на народное искусство.

  Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в подарочное изделие ("Муж да жена — одна душа", "Работай до поту, поешь хлеба в охоту" и др.).

 

Глава 2 Городецкая роспись в ХХ веке и в современное время.

 

 

Старинный городецкий промысел нашел себя и в современных изделиях – сувенирах, посуде, мебели, детских игрушках, ключницах и многом другом. Сегодня мастера начали использовать масляную краску, что значительно разнообразило цветовую палитру городецкой росписи, однако мотивы, сюжеты и образы остались традиционными. Расписные изделия несут в себе не только декоративную функцию, но и используются по своему прямому назначению: в солонках хранят соль, в хлебницах – хлеб, на разделочных досках – нарезают продукты и т.п.

Мебель с городецкой росписью способна придать особый насыщенный колорит даже самому скромному помещению. Однако здесь следует учитывать, что городецкая роспись уже сама по себе яркая и красочная, поэтому помещение, куда вы планируете ее поместить, не должно быть перегружено насыщенными цветами. Например, замечательно смотрится мебель с городецкой росписью, окруженная спокойным однотонным интерьером – в этом случае она во всей полноте проявляет свою нарядность и красоту. По той же причине не рекомендуется в одном помещении размещать большое количество предметов, украшенных городецкой росписью.

Одним из популярных направлений дизайна интерьеров является выполнение городецкой росписи на колоннах, стенах, настенных панелях, бордюрах, фризах и др.

После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. В1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.

В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера Городецкой росписи. Его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле.

C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс Городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый Городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с Городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 году туда же приходят такие мастера, как А.В. Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н.А. Столесникова, Л. А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций.[7]

Выбор первых работ пал на темы и композиции застолий с чаепитием у самовара. Все поиски основывались первоначально на старательном следовании приемам старых мастеров. Одновременно шел поиск типа изделий, в росписи которых целесообразно помещать сюжеты. Эта работа велась при помощи Института художественной промышленности. Наиболее оригинальной работой этих лет стало прямоугольное панно Лилии Федоровны Беспаловой «Художественный совет». В этой композиции в схему традиционного Городецкого застолья вместо посуды и самовара включены художественные изделия городчан. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы Городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе. Они расписывали хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами поставков или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др.В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Несмотря на сложности переходного периода конца XX века Городецкая роспись устояла. Меняется тематика росписи, появляются новые, не привычные для старых работ, мотивы. При сохранения художественной традиции и стилистики, идущих от XIX века, современная Городецкая роспись развивается и принимает новые формы. С 1995 года работает творческая мастерская иконописи, где возрождена технология иконописи XIV-XV веков с соблюдением всех церковных канонов.

Сохраняются Городецкими мастерами и традиции глухой резьбы, которая в современных условиях нашла свое применение в изделиях геральдики, резных иконах и уникальных авторских работах. Многие резчики Нижегородского края учились у выдающихся современных мастеров М.А. Логинова и А.Я. Колова.

В настоящее время предприятие «Городецкая роспись» находится в частной собственности. На нем работают 300 человек.Многие из них являются членами Союза художников России. Их работы экспонируются на многочисленных российских и зарубежных выставках, приобретаются музеями, частными галереями и коллекционерами.[8]

 Сегодня фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву. Это хлебницы, пирожные и разделочные доски, кухонные многопредметные наборы, наборы для чая и специй, поставки, шкатулки, солонки, ларцы, декоративные настенные панно. Разнообразна выпускаемая предприятием детская мебель: столы, стулья, скамейки, кровати, шкафы, вешалки. Многочисленные игрушки для детей, среди которых особым спросом пользуется конь-качалка, украшенный росписью в традиционной для данного промысла цветовой гамме. Изделия с Городецкой росписью не только обладают декоративными качествами, но и имеют утилитарное назначение. Они способны создать атмосферу особого стиля в интерьере квартиры, дачи или любого общественного помещения (учреждения культуры, детского сада, школы-лицея, досугового центра, комнаты и мастерских для занятий народным творчеством и ремеслами). Популярны авторские изделия, выполняемые художниками творческой лаборатории. Каждое из них является неповторимым произведением искусства, поражающим фантазией автора - художника. Именно эти изделия привлекают к себе внимание настоящих ценителей и знатоков народного искусства. На фабрике рождаются изделия, выполненные в традициях Городецкой глухой резьбы по дереву. Эта традиция идет от старинной домовой резьбы, образцы которой представлены в собраниях крупнейших музеев России. На фабрике имеется музей, где можно познакомиться с историей промысла, увидеть уникальные произведения мастеров.

 

Глава 3 Выполнение росписи на деревянном изделии.

 

 

Для своего проекта я выбрала объёмную форму. Это ларец, для хранения различных предметов, а так же может выступать в роли шкатулки. На нем можно очень интересно показать композицию.

Инструменты, оборудование, материалы

1.Бумага -для работы карандашом можно использовать бумагу любой плотности с гладкой поверхностью, желательно белого цвета. Для работы с красками (гуашь, темпера) требуется более плотная фактура. А4,А2,А1-для обтягивания планшета. (Акварельная бумага не подходит).

2.Краски - темпера (для основной работы на планшете и изделии). Тюбики темперы продаются в наборе или по отдельности - все необходимые цвета нужно приобрести. Использовали: белила титановые, глубоко-чёрная, ультрамарин.

3.Карандаши - необходимы для эскизирования (т, тм) и переноса рисунка на кальку, а затем на изделие (тм, м).

4.Кисти - разной толщины. Белка № 4;колонок № 1,2;синтетика № 14(плоская)

5.Планшет - состоит из деревянного каркаса с прибитой сверху фанерой (размер 60*40).

6.Калька - для перевода на неё карандашом рисунка и дальнейшего перевода на изделие.

7.Кнопки канцелярские - для закрепления ватмана на планшете.

8.Столярный скотч - для закрепления кальки.

9.Ёмкость с водой - необходима в работе с красками.

10.Наждачная бумага - №1001,№1000,№50,№968,

11.Шлифовальный аппарат.

12.Палитра.

13.Резак

14.Ластик - разрезанный по диагонали.

15.Ветошь (салфетка, тряпка).

16.Примеры для работы- фотографии, книги

17.Лезвие - для исправлений и доработок.

18.Лак - ПФ №283.

19.Растворитель - № 646, (уайт-спирит).

20.Линейка - 25 см, 50 см.

21.Предметы для росписи (шкатулка, бусы, браслет).

22.Клей ПВА с водой - для поднятия ворса.

23.Шпаклёвка - для заделывания трещинок, изъянов.

Организация рабочего места

1.Подготовка и выбор рабочего места

В кабинете не должно быть тесно, в помещении должно присутствовать постоянное проветривание, перед работой нужно обязательно сделать влажную уборку своего рабочего места.

Освещение должно быть улучшенным, лучше всего работать при дневном свете, т. к. это бережет зрение и помогает не ошибиться в выборе цвета, свет должен падать с левой стороны.

Также важно удобно сидеть, некоторые предпочитают низкие стульчики, посадка правым боком к столу, так, чтобы можно было вертеть расписываемый предмет на коленях. Также работу облегчает «мостик» под

рукой.

Лишние материалы и приборы для данной операции, лучше убрать со стола. Сумки и личные вещи учащегося не должны мешать работе.

2.Персональные материалы и принадлежности

Подручные материалы (палитра, ёмкость с водой) должны стоять по правую сторону от человека. Выкладывая краски на палитру нужно соблюдать определённый порядок и строго следовать ему.

Бумага - требуется для рисовальных работ (проектирование, эскизирование).

Пенал - для хранения карандашей, резака, ластика, и т.п.

Кисточки которые не используются при работе, должны лежать в специальном пенале рассчитанном под них. Кисточки беспорядочно разбросанные по парте, представляют немалую опасность, не только для самого ученика, но и для его сверстников.

Работая с планшетом, его необходимо держать под углом в 15 градусов, для более удобного и качественного исполнения задания.

3.Отделка изделия

На стадии шлифовки и грунтовки изделие не должно находиться на рабочем столе, работу на этих стадиях необходимо проводить в отдельном, хорошо проветриваемом помещении. При шлифовке изделий образуются мелкие частички древесной и строительной пыли.

После изготовления изделия - начинается его необходимая стадия- лакирование. Для этого нужно также специально отведённое и оборудованное место, с хорошей циркуляцией воздуха. Место для сушки должно хорошо выветриваться, и изолироваться от посторонних, во избежание прилипания к лаку мелких частичек от одежды.

Процесс сушки долгий, поэтому необходимо создать условия безопасного хранения изделия.

Растворитель при работе, нужно держать подальше от огня и лёгковоспламеняющихся предметов.

Материалы Основной материал для росписи -- краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для Городецкой росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.Инструменты Основной инструмент мастера росписи -- кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. В Городецкой росписи вам, как минимум, понадобятся такие кисти:

круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской).· круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски.· плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.

Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внешнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий -- он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.

Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.

Окончательная отделка расписанного изделия Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы -- олифа, лак, мастика -- придают изделию дополнительный декоративный эффект.Обработка изделия лаком -- тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий! Мы же должны разбираться в основных и самых доступных средствах, с учетом условий детских учреждений. Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке -- лак вздуется. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.

При нанесении лака как тампоном, так и кистью на поверхности образуются маленькие пузырьки из-за того, что из пор древесины выходит воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются. Их особенно трудно ошлифовывать. Чем более разбавленным будет лак, тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.

 

 

Заключение

 

 

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.

 История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков. В своих композициях крестьянские художники открывали уникальный образный мир.

Городецкая роспись - один из самых знаменитых художественных промыслов России.

На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Это — быт крестьянства и купечества. Значительное место занимают цветочные мотивы. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу.

Народное и декоративно-прикладное искусство является, неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Декоративно прикладное искусство - одна из областей пластических искусств. Формирует окружающую человека материальную, предметно-пространственную среду, внося в неё эстетическое начало. Искусство не просто фиксирует то, что видит в жизни художник. Искусство есть постоянное открытие прекрасного в обыденном. Способность видеть новое в жизни и находить ему соответствующую пластическую форму.

Легко увидеть, что основными законами искусства являются всеобщие законы жизни - законы природы, мышления я истории, своеобразно выраженные в специфической области искусства, законы диалектики. Кроме того, есть композиционная техника, сумма приемов - вывод из всемирно-исторического опыта искусства. Она, композиционная техника, развивается, обогащаясь творческой практикой все новых поколений художников. Одни приемы композиции теряют свое значение, когда исторически исчезают идейные концепции, вызывавшие их к жизни, но на смену им приходят новые, по велению жизни, выдвигающей новые задачи перед искусством.

Изучив традиции и освоив технологию народных росписей возможно применить эти знания в украшении предметов быта, современного интерьера и дизайна. Возможно украсить кожаные вещи, деревянные пуговицы, браслет, колечко, кухонную посуду, современную мебель.

 

 

Список используемой литературы

1. http://fb.ru/article/5981/gorodetskaya-rospis.

2.Барышников А.А. Основы композиции. М., 1951.

3.Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. Ленинград, 1976.

4.Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. М., 1986.

 5.Горячев В.А. Городец. М., 1993.

6.Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., 1984.

7.Журавлева Л. С. Резное и расписное дерево. М., 1985.

8.Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький, 1988.

9.Махмутова Х.И. Роспись по дереву. М., 1987

10. Марина Т. А. Городецкая живопись / Т. А. Марина.- М: Звезда,1970.-105с.

11. Толстухина Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец / Н.В. Толстухина.-М: Экспресс, 2008. –140с.

 

12.Статья официального сайта торгового дома «Городецкой фабрики» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rusrospis.ru/.- Дата обращения 11.02.2012

 

13. Статья официального сайта торгового дома «Городецкой фабрики» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rusrospis.ru/.- Дата обращения 11.02.2012

 

14. Русская кистевая роспись: В. С. Бадаев — Санкт-Петербург, Владос, 2007 г.- 32 с

 

15. Старые 2007ы. Хронологическая роспись содержания. 1907-1916: — Москва, Коло, 2007 г.- 208 с.

 

Приложение

Готовая работа.

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: