Осмотры воздушных линий

 

Осмотры ВЛ подразделяют на периодические (плановые) и внеочередные.

Периодические осмотры делят на дневные, ночные, верховые и контрольные. При дневных осмотрах (1 раз в месяц) проверяют состояние элементов ВЛ, находящихся под напряжением, подтягивают бандажи, восстанавливают нумерацию опор, при помощи бинокля осматривают верхние элементы линии. Во время ночных осмотров ВЛ, находящейся под напряжением, определяют состояние контактных соединений в проводах линии и выявляют дефектные лампы уличного освещения. При обнаружении неисправности аварийного характера обходчик обязан немедленно сообщить об этом руководству. Такую неисправность следует устранять незамедлительно. Во время верховых осмотров (1 раз в шесть лет), при отключенной и заземленной ВЛ, проверяют крепление изоляторов и арматуры, степень загрязнения изоляторов, состояние верхних частей опор и соединений проводов, а также натяжение и крепление оттяжек и т. д. Контрольные выборочные осмотры (они могут быть дневными, ночными и верховыми) выполняет инженерно-технический персонал с целью проверки противоаварийных мероприятий, проведения общей оценки состояния ВЛ и их трасс.

Внеочередные осмотры ВЛ проводят после аварий, ураганов, тумана, при ледоходах, разливах рек, пожарах вблизи линий, гололедах, морозах (температура ниже —40 °С), а также после автоматического отключения линии. Все повреждения, нарушения и дефекты, обнаруженные во время осмотров, записывают в журнал.

Проверка состояния деревянных опор. Один из основных недостатков деревянных опор — их подверженность загниванию. Загнивание древесины быстро развивается при влажности 30...60 % в подземной части приставок, торцах деталей опор и местах сопряжения деталей, где долго задерживается влага. Степень загнивания древесины опоры определяют на глубине 30...40 см ниже уровня земли, на уровне земли, у верхних бандажей, в местах закрепления раскосов. По глубине и характеру распространения загнивания находят эквивалентный диаметр оставшейся здоровой части древесины и решают вопрос о необходимости замены той или иной части опоры.

Внешним осмотром выявляют поверхностные очаги загнивания, трещины. При простукивании молотком по звуку определяют наличие внутреннего загнивания. Глубину загнивания измеряют при помощи специальных приборов, щупов или буравчиков. Загнивающие участки измеряют в трех точках по окружности. Среднюю глубину поверхностного загнивания в каждом сечении находят как среднее арифметическое результатов измерения, после чего определяют диаметр здоровой части древесины. Опору бракуют, если диаметр здоровой части древесины меньше допустимого предела, найденного расчетом на механическую прочность. При эквивалентном диаметре больше расчетного на 2...4 см участок опоры, находящейся в эксплуатации, проверяют ежегодно, а при большем диаметре — каждые три года. При наличии крупных сучков и сквозных трещин, ослабляющих древесину, при определении эквивалентного диаметра вносят поправку, умень­шающую диаметр на 1...2 см.

Проверка состояния железобетонных опор и приставок. На опорах допускается наличие раковин и выбоин, если их габаритные размеры не превышают нормативных пределов. Железобетонные опоры с трещинами, имеющими ширину раскрытия более 0,6 мм, и при наличии нескольких трещин в одном сечений или расслоении бетонной поверхности и оголении арматуры заменяют на новые.

Проверка заземляющих устройств. При проверке заземляющих устройств выборочно вскрывают грунт, определяют глубину заложения устройства (не менее 0,5 м, а на пахотной земле — 1 м) и габаритные размеры стальных заземлителей и заземляющих проводников. Диаметр круглых заземлителей и заземляющих проводников должен быть не менее 6 мм, а при прямоугольной площади сечения — 48 мм2.

Сопротивление заземляющих устройств следует измерять в периоды наименьшей проводимости почвы: летом — при наибольшем просыхании почвы, зимой — при наибольшем промерзании. Его измеряют специальными приборами. При этом питающее электроустановку напряжение должно быть отключено. Для надежной работы плавких вставок предохранителей и отключения автоматических выключателей при однофазном замыкании в кон­це линии сопротивление петли «фаза-нуль» должно быть таким, чтобы при токе однофазного короткого замыкания, в сети напряжением 380 В, время срабатывания плавкой вставки или мгновенного расцепителя автоматического выключателя не превышало 0,2 с, а в сети 220 В — 0,4 с.

Проверка стрел провеса и габаритных размеров ВЛ. Эти параметры можно измерять без снятия и со снятием напряжения. Без снятия напряжения габаритные размеры линий определяют при помощи теодолитов, специальных оптических угломерных приборов или изолирующих штанг. Наиболее точный из них — первый способ. Им измеряют угол а между прямой, соединяющей провод с местом установки прибора, и прямой, соединяющей прибор с проекцией точки провода на земле. Затем по известным формулам тригонометрии находят расстояние h между проводом и землей. На горизонтальном участке трассы h = Dtga + i, где D — горизонтальное расстояние от теодолита до проекции провода, / — высота теодолита от земли.

Для непосредственного измерения габаритных размеров линии применяют изолирующие штанги. Один из монтеров касается провода линии концом штанги, другой замеряет расстояние между нижним концом штанги и землей. Расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли при снятом напряжении, как и расстояния по горизонтали от проводов до строений, деревьев и т. п., также измеряют штангой.

Стрелы провеса измеряют угломерными приборами или (чаще) методом глазомерного визирования. На стойках смежных опор закрепляют параллельно земле по одной рейке на расстоянии по вертикали от точки крепления провода, равном значению стрелы провеса провода при данной температуре. Наблюдатель располагается на одной из опор так, чтобы его глаза были на уровне рейки. Электромонтер перемещает ее до тех пор, пока низшая точка провисания не будет находиться на прямой, соединяющей обе визирные рейки. Стрелу провеса определяют как среднее арифметическое расстояний от точек подвеса провода до каждой рейки. Фактическая стрела провеса проводов не должна отличаться от нормируемой величины более чем на 5 %.

Причины отказов воздушных линий. Особенности ремонта ВЛ заключаются в том, что восстановление дефектных участков проводят непосредственно на месте повреждения. Это обстоятельство требует организации и подготовки рабочего места, для чего необходимо: доставить к месту работ инструмент, механизмы, приспособления и материалы, необходимые для ремонта, выполнить ограждение рабочего места и обеспечить безопасность труда ремонтного персонала.

Основные причины, вызывающие повреждения или разрушения участков ВЛ, — наводнения, половодья, ледоходы в районе прохождения ВЛ; ураганные ветры; гололед и ледяные «сосульки» на проводах; низкие температуры воздуха; местные очаги пожара (возгорания) вблизи линии; нарушение правил перегона сельско­хозяйственной техники.

Требования к надежности электроснабжения современного, полностью электрифицированного сельскохозяйственного производства очень велики. Особенно высокие требования к надежности электроснабжения предъявляют на животноводческих комплексах и птицефабриках. Перерыв в электроснабжении таких предприятий причиняет значительный материальный ущерб. Необходимо считаться и с неудобствами сельского населения, которые возникают при отключениях ВЛ. Поэтому обслуживающий персонал обязан содержать в исправности все элементы ВЛ, и присутствие представителя организации, эксплуатирующей ВЛ, в при­емке сетей после монтажа и ремонта обязательно.

Поставленные задачи эксплуатации могут быть решены при следующих условиях: соблюдении допустимых режимов работы ВЛ по токам нагрузки; проведении измерений и профилактических испытаний и планово-предупредительных ремонтов; постоян­ном наблюдении за В Л (осмотрах линий); ведении технической документации; расследовании причин аварий и разработке меро­приятий по их устранению.

Все работы на ВЛ, проводимые эксплуатационно-ремонтным персоналом, необходимо выполнять в строгом соответствии с пра­вилами технической эксплуатации (ПТЭ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: