Политическая система и политический режим

«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести». Конфуций

 

1. Политическая система: определение, структура, функции.

Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Введено в политологию в середине XX века политологом Д. Истэном.

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

- в одном случае её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

- в другом её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

 - В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Рациональность

Политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация.

«Лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

Системность

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Она описывается в терминах и понятиях социологии: статусы, роли, функции, институты.

Структура политической системы

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют:

- организационный (институциональный) компонент: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

- культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

- нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

- коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

- функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Функции политической системы

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях:

1. Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

2. Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

3. Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

4. Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

5. Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

6. Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

7. Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

8. Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

По Габриэлю Алмонду, существуют следующие функции для сохранения системы:

1. Политическая социализация — приобретение человеком политических знаний, ценностей, следование стандартам политического поведения в обществе и т. д.

2. Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.

3. Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.

4. Экстракционная функция — черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.

5. Дистрибутивная функция — согласование интересов различных групп внутри общества.

6. Регулирующая функция — управленческие действия.

 

2. Типы политических систем.

Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (оснований).

Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые системы. Пример закрытой системы – Северная Корея.

Классификация политических систем по политическому режиму - на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические – их мы рассмотрим подробно чуть позже.

Французский политолог Ж.Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять их основных разновидностей:

1) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;

2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;

3) традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

4) популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ;

5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т. е. интересы какого класса выражает политическая система. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.

Габриэль Алмонд (США) различал политические системы по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Он выделил четыре типа политических систем:

англо-американская,

европейско-континентальная,

доиндустриальная

частично индустриальная

тоталитарная.

- Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса.

- Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии.

- Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

- Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: