Политические идеи Нового времени

 

В Новое время усилиями выдающихся европейских мыслителей разрабатывались такие политологические идеи и доктрины, как: «договорная теория происхождения государства», концепция «естественных и неотъемлемых прав человека», теории «народного суверенитета», «разделения властей», «гражданского общества», «правового государства», концепция «социально-классовой природы государства» и др. В этот период были сформулированы основы таких политических идеологий, как: этатизм, либерализм, демократия, консерватизм, социализм, социал-демократия.

Томас Гоббс (1588–1679) –– английский философ и политический мыслитель. В своих работах «О гражданине», «Левиафан…» и др., разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Догосударственный этап характеризуется «войной всех против всех», что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая форма согласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение частных воль единой воле ради обеспечения мира и безопасности. В разработке своей концепции государства Гоббс выступает теоретиком абсолютной, никому не подконтрольной власти. Этатистская [25] концепция Гоббса явилась теоретической реакцией на революционные события в Англии 1641–1649 гг. Этот период четко показал, что в обществах в период хаоса снижается или утрачивается регулирующая роль традиций, указов и законов. Именно в этой связи единственную надежду на восстановление порядка и недопущение впредь гражданской войны и революции Гоббс возлагает на сильное государство.

Джон Локк (1632–1704) –– английский философ и политический мыслитель, родоначальник классического либерализма (лат. liberalis свободный). Его основная работа в области политики «Два трактата о правлении».

Локк разрабатывал идеи естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, неотъемлемых прав человека. Государство, по Локку, создается для того, чтобы совместными усилиями люди более надежно защищали право на жизнь, свободу и собственность. Следует заметить, что впервые в политической мысли была четко сформулирована идея неотъемлемых прав человека, идея, которая с конца ХVIII века стала закрепляться в политико-правовых документах США и стран Европы, а с ХХ века в международных документах[26]. Лишь к концу ХХ века эта идея добралась до ее отражения в правовых документах нашей страны. В Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г), в статье 17 отмечается, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина… Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Дж. Локк выдвигает и отстаивает идею верховенства закона в государстве. В государстве никто не может быть изъят из подчинения закону. Власть должна, как отмечает английский писатель, управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов. Либеральные идеи Локка получили дальнейшее развитие в концепциях таких мыслителей ХVIII–ХIХ века, как: Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Б.Констан, И. Бентам, И. Кант, Дж.Милль Г. Спенсер.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) –– французский политический мыслитель. Работы: «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов» и др.

При рассмотрении политики и власти широко внедрил многофакторный подход. Показывая обусловленность политико-властных явлений множеством природных, социально-экономических, культурных процессов, он говорил о необходимости их всестороннего анализа для уяснения сути политических процессов. Особую роль Монтескье придавал географическим факторам (размер территории государства, климат, расположение страны и т. д.), поэтому его относят к основателям «географического детерминизма».

Наряду с Дж.Локком, французский мыслитель широко известен в политической науке как классик теории разделения властей. Необходимость разделения власти автор связывал с условиями обеспечения политической свободы в обществе. Политическая свобода имеет место лишь там, где не злоупотребляют властью. Но по опыту веков известно, подчеркивает Монтескье, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Таким образом, одним из важнейших условий политической свободы является, согласно Монтескье, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Для политической свободы, как показывает Монтескье, необходимо также и особое состояние общества, то есть наличие в нем таких социальных сил и институтов, которые были бы заинтересованы в свободе и могли бы защитить ее от посягательств власти. «Уничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и городов, и вы скоро получите в результате государство … деспотическое»[27].

Жан Жак Руссо (1712–1778) –– французский философ и политический мыслитель, родился в Швейцарии, но с 1742 года он связывает свою жизнь с Парижем, здесь появляются и приобретают широкую известность его работы. Для политической науки важными являются: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Об общественном договоре, или принципы политического права». Руссо жил в период бурного развития науки и промышленности в Европе. Однако подавляющая часть населения новой Европы не имела доступа к благам цивилизации, не имела возможности противостоять давлению власти, тем более контролировать или ограничивать власть. Власть все более явно выступала тормозом социального прогресса, источником нарастающих проблем и конфликтов. Анализируя эти реальности, Руссо выдвигает идею общей воли как основы государственного управления. Народ в лице воли большинства властвует, чиновник, опираясь на законы, принятые волей большинства, управляет –– вот формула функционирования государства в теории Руссо. Именно в этом проявляется демократизм политической теории Руссо. Он доказывает неэффективность представительных форм организации власти и доводит до логического завершения английскую идею суверенитета народа. Если Локк к воле народа обращается в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо верховенство воли народа – константа политического процесса, основополагающее регулятивное начало государства. Но руссоистская воля большинства исключала все другие интересы – групповые, интересы отдельного человека – из сферы влияния на государство. Принцип властвования большинства выступает как безраздельно господствующее начало в отношениях «общество – власть» и как принцип управления в отношениях «власть-общество». Если абсолютизм власти в теории Гоббса исходит из воли монарха (суверена), то у Руссо из воли большинства.

Концепция Руссо не вполне вписывалась в формирующуюся в Европе систему социально-экономического и политического развития. Однако с именем Руссо связана разработка идеи народного суверенитета, признания народа в качестве источника всякой политической власти юридическими документами многих государств, представление о недостатках представительной власти народа, толкование народа как естественного «контрагента» государства.

Эдмунд Бёрк (1729–1797) –– английский политический деятель и мыслитель, теоретик консерватизма. Наиболее известная работа –– «Размышления о революции во Франции…» (1790). В ней Берк подвергает критическому анализу теоретические основы французской революции (идеи Руссо), показывая, что теория не может быть надежной основой стабильной политики, тем более, не может быть надежным ориентиром политики руссоистская воля большинства. «Средства, проверенные практикой, отмечает писатель, больше пригодны для политических целей, чем придуманные оригинальные проекты»[28].

Укоренённость политики в истории – вот главная мысль Берка, которую он и пытается доказывать на протяжении всей своей книги. Согласно Берку, порядок в государстве – это итог истории и обычаев. «Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты». Таким образом, в Новое время в политической теории складывается целое направление – консерватизм, в котором четко проводится идея о том, что политика должна опираться на традицию, а сама традиция выполняет регулятивно-направляющую роль по отношению к власти. «Любая власть, обесценившая нравы и обычаи, будет искать средства, чтобы удержаться… Когда из жизни уйдут старые обычаи и правила, потери будут невозместимы. С этого момента у нас нет более компаса, и мы не знаем, в какой порт мы плывем»[29]. Консервативные идеи Э. Бёрка получили дальнейшее развитие в концепциях таких мыслителей ХVIII–ХIХ века, как: Ж. де Местр, А. де Бональд и др.

Глубокую разработку проблем государства осуществили представители немецкой философии. И. Кант (1724–1804) обратил внимание на тесную связь и существенное различие государства (политики), права и морали. Содержание связи он пытался раскрыть посредством понятия «категорический императив». Категорический императив представляет собой всеобщее, обязательное правило, которым должны руководствоваться все люди как разумные существа. Он, согласно Канту, выражает общую норму, суть которой заключена в следующей формуле: «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Эта максима выражает общечеловеческий принцип: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Тем самым Кант доказывал, что истинная политика возможна только в тесном соединении с моралью. Политика сама по себе трудное искусство, но «истинная политика …не может сделать шага, заранее не отдав должное морали…».

В теории Канта важное место принадлежит пониманию государства как правового института. Кант указывает, что «государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам»[30]. Нормы права регулируют внешние отношения между людьми, мораль касается внутренней мотивации. Право требует не делать зла, в этом суть требования –– подчиняться закону.

Политическая концепция Г. В. Ф. Гегеля (1770–1831) обращает внимание на связь государства, права и свободы воли человека.

Гегель четко различает гражданское общество и политическое государство. Характеризуя гражданское общество, немецкий мыслитель показывает, что оно представляет собой сферу проявления свободы человека. «Когда гражданское общество не встречает препятствий в своей деятельности, его народонаселение и промышленность растут»[31]. Основой свободы личности выступает право частной собственности. Но в гражданском обществе ещё не достигается подлинная свобода, здесь каждый сам для себя цель и свобода может восприниматься как условие для произвола («Наиболее обычное представление о свободе есть представление о произволе»[32]). Согласно Гегелю, лишь государство представляет собой шествие разума, подлинной свободы и права. Но при этом, право есть лишь там, «где есть свобода воли человека». Всемирная история, по Гегелю, есть «прогресс в сознании свободы».

Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) –– известнейшие немецкие мыслители. Внесли значительный вклад в развитие политической науки. Работы: «Манифест коммунистической партии» (написан совместно), «Немецкая идеология» и «Капитал» (написаны Марксом), «Развитие социализма от утопии к науке» (написана Энгельсом) и многие другие. В марксизме получили наиболее глубокое – философское, экономическое, политическое – развитие и обоснование идеи многих предыдущих теоретиков социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла, Ш.Фурье, Р.Оуэн, Сен-Симон), которые пытались разрабатывать модель справедливого общественного устройства.

В основу своих теоретических построений Маркс закладывает идею социально-экономической, классовой обусловленности политических явлений, классового происхождения и классовой природы государства. Совокупность производственных отношений, по Марксу, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. «Политическая власть является лишь порождением экономической власти», а государство является институтом «экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса».

Опираясь на материалистические идеи, Маркс разрабатывает теорию классовой борьбы как главной движущей силы исторического процесса.

Характеризуя демократию, Маркс отмечал, что здесь «не человек существует для закона, а закон существует для человека. Таков отличительный признак демократии».

Радикальные идеи преобразования общества, содержащиеся в марксизме, преодолевались в социал-демократических концепциях. К видным представителям и основоположникам социал-демократии относятся: Ф. Лассаль (1825—1864), Э. Бернштейн (1850—1932), К. Каутский (1854—1938). В своих работах они обосновывали возможность мирных, реформистских, путей и способов борьбы за улучшение социально-экономического положения трудящихся, обеспечение гражданских права и политических свобод. Тем самым они отрицали неизбежность революционных форм классовой борьбы между трудом и капиталом. Важным положением социал-демократии явился тезис «Рыночная экономика и социальное государство». Их идеи оказали решающее влияние на программы и политику социал-демократических партий Европы в ХХ веке. Крупнейшие представители европейской социал-демократии ХХ в.: В. Брандт, Б. Крайский, У. Пальме.

 

Основные понятия темы: демократия (по Платону и Аристотелю) монархия, олигархия, аристократия, теократия, государственный суверенитет, народный суверенитет, естественные права человека, неотъемлемые права человека, макиавеллизм, либерализм, этатизм, консерватизм, анархизм, социализм, социал-демократия.

 

Контрольные вопросы:

1. На что, по мнению Конфуция, должен опираться правитель, управляя государством?

2.  Раскройте платоновскую классификацию государств?

3. Как выглядит типология государств по Аристотелю?

4. Что такое «полития» как форма государства у Аристотеля?

5. Что такое совершенное государство согласно теориям Полибия и Цицерона?

6. Как рассматривалось соотношение двух властей (светской и духовной) в средневековой литературе (Августин, Аквинский)?

7. Что означает термин «макиавеллизм»?

8. В чем суть этатистской теории Т.Гоббса?

9. Что такое либерализм? Почему Дж. Локка относят к основателям либерализма?

10. Охарактеризуйте теорию разделения властей Ш.Монтескье.

11. Почему политическую теорию Руссо некоторые критики (Б.Констан) называют тиранией большинства?

12. В чем суть консерватизма как политической идеологии?

13. Какова функция «категорического императива» в политической теории И.Канта.

14. Что, по мнению Гегеля, выступает основой свободы личности и почему в гражданском обществе ещё не достигается подлинная свобода?

15. Чем обусловлены политические явления согласно теории К.Маркса? Что такое «базис» и «надстройка» в марксистской теории? Что такое «господствующий класс» согласно теории К.Маркса?

16. Охарактеризуйте особенности социал-демократической идеологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: