Классический период (V -IV вв. до н. э)

Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера..

СОФИСТЫ (от греч. – мудрец, искусник, знаток) – древнегреческие просветители. Не создали ни единого философского учения, они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. В современном языке софистикой называют искусство доказывать любые, даже неверные положения.

Сократ (460 – 399 гг. до н. э.) при обосновании своих взглядов пользовался методом искусного наведения вопросов, называл этот метод «майевтикой», т.е повивальным искусством. Сократ впервые предметом анализа сделал понятия, а не саму действительность, Поэтому его часто называют первым философом.

В учении Сократа были вопросы этики «того кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступить иначе, чем велит знание»Основными добродетелями считал бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость. Сократ был приговорен к смерти «за непочтение к богам и развращение юношества»

Платон ( 427 – 347 гг. до н.э.) настоящее имя Аристокл, Платон – «широкоплечий». Методом философствования Платона был Сократовский метод диалога.

Платон впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавал приоритет идеям, заложил основы идеалистической линии в философии.

Мир состоит из двух миров: мира веще и мира идей. Знания у человека в душе из мира идей

В мире идей существует «красота сама по себе», «доброта сама по себе», а в мире бывания они воплощаются в «красивую женщину», «доброго человека». Вот это: «красоту саму по себе», «справедливость саму по себе» — мы познаем умом при помощи диалектики, т. е. индуктивно-дедуктивным путем построения системы понятий (по законам логи­ки). Значит, можно обосновать суть бытия, правила морали, государ­ственного устройства не через интуицию, а посредством ума.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом.

Главные положения философии Аристотеля.

  • Наука об умопостигаемом (т. е. то, что находится за пределами нашего опыта. По Аристотелю, «первая философия» — метафи­зика, букв, «то, что после физики»). По Аристотелю, предмет науки — общее, постигаемое умом.
  • Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобще­ны в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых — «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отноше­ние», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «об­ладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность», которые отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» То есть категории — есть высшие роды, к которым сводятся остальные.

· Наука о законах мышления — логика (где дал понятие дедуктив­ного метода познания).

· Учение о материи и форме, где материя — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в ак­туальное сущее.

· Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает спо­собностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа.

Эллинистический период (4 – 3 века до н. э.) Особенность этого этапа в раз­витии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы цен­ностей и смысла человеческой жизни

Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где за­нимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее извест­ный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характер­ными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественны­ми нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение неза­висимости и внутренней свободы.

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпику­ра (341-270 гг. до н. э.). Представителями направления были Лукре­ций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) и Гораций. Школа располагалась в пред­местье Афин, в саду. Отсюда название — «философы Сада».

Основные положения эпикурейской философии:

· реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

· в реальности есть место для счастья;

· счастье — это вытеснение страдания и беспокойства;

· для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.). Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жиз­ни человека. Счастье,, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособ­ление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло — то, что на­правлено на его уничтожение. Благо, направленное на сохранение физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохране­ние и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное качество — добро. Важнейшее поня­тие — долг, морально совершенное пове­дение, опирающееся на рациональное следование природе.

С первого по 16 век в Европе утверждается Средневековье. В этот период философия находится на службе богословия.

Отличительными чертами средневековой философии были:

теоцентризм – Бог в центре.

Креационизм – Бог творец всего;

провиденциализм — вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм — принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение

Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика..

Апологетика (от греч. аро1оуа — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возмож. ность существования философии на основе христианского вероучения. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой. Наиболее известным представителем апологетики был Юстин Мученик

Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. расеготец) — философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии

Августин Блаженный. разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи (от греч. гЬеоб — бог и Айе — справедливость)— проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро — это проявление Бога на земле, Философские идеи изложены в сочинениях Августина: «Об истинной религии», «О граде Божьем», «Исповедь», «О троице

Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. Схоластика (от греч. зсЬо1е — школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита

Догма (с греч. Торта — мнение)— это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета является Фома Аквинский (1225 — 1274), или Томас Аквинат. Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината — «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии». В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой.

Направления в философии эпохи Возрождения:

· гуманистическое — решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф. Петрарка, Л. Валла);

· неоплатоническое  - с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс);

· натурфилософское— опираясь на астрономические открытия, сделали попытку изменения представления об устройстве Вселенной, Космосе и основе ния (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);

· реформационное— попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер, Усенлиф);

· политическое - связано с проблемами управления государством (Н.Макиавелли);

· утопическо-социалистическое - поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

 

Контрольные вопросы

1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?

2. В чем главная особенность классической философии?

3. Назовите основные философские школы периода эллинизма

4. Каковы характерные особенности философии средневековья?

5.. Какие философские течения возникли в эпоху средневековья?

6.. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами

7. Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?

8. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения и в чем их суть?

9. Каковы главные особенности философии этого периода?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: