Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера..
СОФИСТЫ (от греч. – мудрец, искусник, знаток) – древнегреческие просветители. Не создали ни единого философского учения, они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. В современном языке софистикой называют искусство доказывать любые, даже неверные положения.
Сократ (460 – 399 гг. до н. э.) при обосновании своих взглядов пользовался методом искусного наведения вопросов, называл этот метод «майевтикой», т.е повивальным искусством. Сократ впервые предметом анализа сделал понятия, а не саму действительность, Поэтому его часто называют первым философом.
В учении Сократа были вопросы этики «того кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступить иначе, чем велит знание»Основными добродетелями считал бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость. Сократ был приговорен к смерти «за непочтение к богам и развращение юношества»
|
|
Платон ( 427 – 347 гг. до н.э.) настоящее имя Аристокл, Платон – «широкоплечий». Методом философствования Платона был Сократовский метод диалога.
Платон впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавал приоритет идеям, заложил основы идеалистической линии в философии.
Мир состоит из двух миров: мира веще и мира идей. Знания у человека в душе из мира идей
В мире идей существует «красота сама по себе», «доброта сама по себе», а в мире бывания они воплощаются в «красивую женщину», «доброго человека». Вот это: «красоту саму по себе», «справедливость саму по себе» — мы познаем умом при помощи диалектики, т. е. индуктивно-дедуктивным путем построения системы понятий (по законам логики). Значит, можно обосновать суть бытия, правила морали, государственного устройства не через интуицию, а посредством ума.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом.
Главные положения философии Аристотеля.
- Наука об умопостигаемом (т. е. то, что находится за пределами нашего опыта. По Аристотелю, «первая философия» — метафизика, букв, «то, что после физики»). По Аристотелю, предмет науки — общее, постигаемое умом.
- Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых — «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность», которые отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» То есть категории — есть высшие роды, к которым сводятся остальные.
· Наука о законах мышления — логика (где дал понятие дедуктивного метода познания).
|
|
· Учение о материи и форме, где материя — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в актуальное сущее.
· Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа.
Эллинистический период (4 – 3 века до н. э.) Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни
Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.
Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура (341-270 гг. до н. э.). Представителями направления были Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) и Гораций. Школа располагалась в предместье Афин, в саду. Отсюда название — «философы Сада».
Основные положения эпикурейской философии:
· реальность поддается осмыслению человеческим разумом;
· в реальности есть место для счастья;
· счастье — это вытеснение страдания и беспокойства;
· для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;
Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.). Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека. Счастье,, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло — то, что направлено на его уничтожение. Благо, направленное на сохранение физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное качество — добро. Важнейшее понятие — долг, морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе.
С первого по 16 век в Европе утверждается Средневековье. В этот период философия находится на службе богословия.
Отличительными чертами средневековой философии были:
теоцентризм – Бог в центре.
Креационизм – Бог творец всего;
провиденциализм — вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм — принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение
Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика..
Апологетика (от греч. аро1оуа — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возмож. ность существования философии на основе христианского вероучения. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой. Наиболее известным представителем апологетики был Юстин Мученик
|
|
Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. расеготец) — философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии
Августин Блаженный. разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи (от греч. гЬеоб — бог и Айе — справедливость)— проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро — это проявление Бога на земле, Философские идеи изложены в сочинениях Августина: «Об истинной религии», «О граде Божьем», «Исповедь», «О троице
Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. Схоластика (от греч. зсЬо1е — школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита
Догма (с греч. Торта — мнение)— это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.
Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета является Фома Аквинский (1225 — 1274), или Томас Аквинат. Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината — «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии». В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой.
Направления в философии эпохи Возрождения:
· гуманистическое — решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф. Петрарка, Л. Валла);
· неоплатоническое - с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс);
|
|
· натурфилософское— опираясь на астрономические открытия, сделали попытку изменения представления об устройстве Вселенной, Космосе и основе ния (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);
· реформационное— попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер, Усенлиф);
· политическое - связано с проблемами управления государством (Н.Макиавелли);
· утопическо-социалистическое - поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Контрольные вопросы
1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?
2. В чем главная особенность классической философии?
3. Назовите основные философские школы периода эллинизма
4. Каковы характерные особенности философии средневековья?
5.. Какие философские течения возникли в эпоху средневековья?
6.. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами
7. Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?
8. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения и в чем их суть?
9. Каковы главные особенности философии этого периода?