Методические рекомендации

Дайте определение терминам «вотчина» и «поместье». Чем они отличаются друг от друга и что между ними общего? С чем связана практика широкого распространения поместной системы в конце XV – XVI веках? Дайте определение праву условного держания. За счет раздачи каких земель шел рост поместного и дворянского землевладения? С чем связано ограничение родового права выкупа вотчины? Сделайте выводы по всем трем основным видам феодальной собственности. На какие три группы делилось крестьянство в XVI веке по своему социальному положению? Выясните, какие формы эксплуатации крестьян существовали в XVI веке, какие повинности они несли в пользу государства, какие – на владельческих землях. С чем было связано распространение с середины XV века кабального холопства, каким образом оно отличалось от полного (Указ от 1 февраля 1597 года)?

Анализируя историю внедрения крепостного уклада, проанализируйте изменения в положении крестьян связанные с Ливонской войной, опричниной, хозяйственным разорением России в 70-80-е годы XVI века; рассмотрите социально-экономические и политические предпосылки крепостнического законодательства 80-90-х годов (указы, устанавливающие режим заповедных и урочных лет). Разберите указ о беглых крестьянах (от 24 ноября 1597 года) и объясните причины его появления.

 

Темы докладов и рефератов

1. Влияние природных факторов на сельское хозяйство средневековой России.

2. Аграрные технологии в вотчине Троице-Сергиева монастыря в первой половине XVI в.

3. Аграрная культура удельных крестьян

4. Природно-ландшафтные особенности и градация сельско-хозяйственных угодий на Поморском севере в XV-XVI в.

5. Положение крестьянства в России во второй половине XVI в.

6. Процесс закрепощения крестьян в России в 80-90-х годах XVI в.

7. Дискуссия в исторической литературе об урочных и заповедных летах.

8. Законодательство о холопах 80-90-х годов XVI в.

9. Развитие поместной системе землевладения во второй половине XVI в.

10. Сельское бобыльство XVI в.

11. Этапы закрепощения крестьян в России

12. Монастырское землевладение XV-XVI вв.

 

Тема: Россия в период царствования Ивана IV Грозного.

Тема: Внешняя политика Ивана IV. Ливонская война.

Занятие16.                                                           2 часа

ПЛАН

 

1. Причины Ливонской войны.

2. Охарактеризуйте первый этап Ливонской войны до 30  мая 1566.

3. Второй период войны и поражение русских войск. Итоги и последствия.

4. Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

5. Восточная политика Ивана Грозного. Присоединение Сибирского ханства.

 

Тема: Опричнина как попытка политических реформ

Занятие17.                                                           2 часа

ПЛАН

1. Причины и повод Опричнины.

2. Содержание и ход реформы. Политическое значение ре формы.

3. Дискуссии в историографии по проблеме Опричнины.

4. Россия в период правления Ивана IV Грозного – дискуссии в исторической науке.

Дополнительные источники и литература

1. Бахрушин С.В. Иван Грозный. М.: Соцэкгиз, 1945.

2. История СССР с древнейших времен до наших дней. М.: Просвещение, 1966. Т. 1.

3. Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. М.: Просвещение, 1973.

4. Валишевский К. Иван Грозный. М.: Наука, 1985.

5. Костомаров Н И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, М.: Сварог,1990. Кн. 1.

6. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической и социально-политической истории России XVI в., М.: Соцэкгиз, 1960.

7. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени: очерки политической истории России первой трети XVI в. М.: Мысль, 1972.

8. Зимин А.А. Реформа Ивана Грозного. М.: Мысль, 1986.

9.  Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI века // Вопросы истории, 1990, № 7.

10. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М.: Мысль, 1964.

11. Кобрин В. Б. Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. М.:МГУ, 1991.

12. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М.: Мысль, 1985.

13. Россия XV – XVI веков глазами иностранцев. Л.:Лениздат, 1986.

14. Герберштейн С. Записки о Московии, М.: Наука, 1988.

15. Реформы в России XVI – XIX в. М.: Наука, 1992.

16. Хорошкевич А. Л. Царский титул Ивана IV и боярский мятеж 1553 года // Отечественная история, 1994, № 3.

17. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М.: Наука, 1975.

18. Скрынников Р.Г. Начало опричнин. Л.: ЛГУ, 1966.

19. Скрынников Р.Г. Опричный террор. Л.: ЛГУ, 1969.

20. Скрынников Р.Г. Россия после опричнины. Л.: ЛГУ, 1975.

21. Хорошкевич А.Л. Венчание Ивана IV на царство и складывание предпосылок опричнины // Отечественная история. 1993, № 3.

22. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. М.: Прогресс – «Культура», 1996.

23. Кром М.М. Политический кризис 30х – 40х годов XVI века // Отечественная история, 1998, № 5.

24. Филюшкин А.И. история оной мистификации. Иван Грозный и «Избранная Рада». М.: ВГУ,1998.

25. Перевезенцев С.В. Тайна Ивана Грозного // Роман-газета XXI в, 1999, № 2.

26. Флоря Б.Н. Иван Грозный. М.: Спектрум, 2000.

27. Белякова Е.В. Стоглав и его место в русской канонической традиции. // Отечественная история, 2001, №6.

28. Русская социально-политическая мысль XI - начала XX в. М: Социально-политическая мысль, 2002.

29. Ерусалимовский К.Ю. Ливонская война и московские эмигранты в Речи Посполитой. // Отечественная история, 2006, № 3.

30. Аракчеев В.А. Земская реформа XVI в. //Отечественная история, 2006, № 4.

31. Колесников Е.А. Макарий и Филипп Колычев. //Великие духовные пастыри России. М.: Владос, 1999.

 

Методические рекомендации

Занятие 16.

Приступая к работе над вопросами занятия, необходимо отметить особенности географического положения России к середине XVI века. Определите геополитические задачи правительства Ивана Грозного. Можно ли говорить об их объективности. Дайте краткое освещение основным направлениям территориального расширения Российского государства в XVI веке. В чем заключались отличия русской колонизации от колониальной политики Европейских держав в Новом и Старом свете? Определите политический и социальный статус «инородцев» в составе России и специфику национальной политики в XVI веке.

Выделите основные внешнеполитические задачи Московского государства на северо-западном направлении, дайте определение целям России в Ливонской войне. Проанализируйте внешнеполитическую ситуацию в Европе в целом. Опишите военные действия на первом этапе войны. С чем были связаны военные поражения России после 1566 года? Как относилось к войне российское дворянство? Закономерным ли было, на ваш взгляд, поражение Русского государства в Ливонской войне? Расскажите об ее итогах и последствиях.

Покажите особенности присоединения Казани, охарактеризуете причины неудач первых походов Ивана Грозного, отметьте, что стало решающим в процессе присоединения Казани к Московскому государству. Рассматривая вопрос о присоединении Сибири, обратите внимание на последствия данного процесса для развития экономики страны.

Покажите, как отражен период правления Ивана IV Грозного в историографии и попытайтесь построить собственную концепцию и определить подходы к оценке царствования данного исторического деятеля.

 

Занятие 17.

При рассмотрении вопросов данного занятия необходимо охарактеризовать источники, по которым изучается опричнина, дав источниковедческий анализ этим источникам, отмечая вопрос достоверности тех фактов, которые изложены в них, а также показав противоречия, которые находятся в текстах этих источников.

Рассматривая вопрос с введением опричнины, следует четко определить особенность данной реформы, выделяя этапы ее проведения. Говоря о разделении государства на опричнину и земщину, следует определить основания для включения земель и территорий в опричнину и земщину.

Каким образом неудачи Ивана IV во внешней политике отразились на внутриполитическом курсе страны? Подробно осветите события 3 декабря 1564 года. Проанализируйте мероприятия, проведенные Иваном IV после возвращения в Москву. Чем можно объяснить опричный террор, развязанный Иваном Грозным? Можно ли говорить об опричнине как о необходимом и закономерном явлении? Достигла ли она тех целей, которые ставил перед собой царь?

Следует определить последствия опричного террора для различных социальных групп населения Российского государства.

Говоря о последствиях опричнины следует отметить, что данная реформа способствовала концентрации экономических ресурсов, в том числе и землевладения в руках правительства.

Дайте оценку опричнины, которая отражена в многочисленных работах отечественной и зарубежной историографии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: