Методика обучения детей 2 - 3 лет сюжетному конструированию

Этапы становления детского творческого конструирования: во второй группе раннего возраста детского сада конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна пошла гулять и т. п. Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы, указания типа «Подвинь кирпичик поближе».

I этап – этап первичного освоения знаний и умений (по образцам)

II этап – этап творческого применения знаний и умений в

специально организованных взрослым условиях (по условиям)

III этап – этап самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу)

Цели сюжетного конструирования:

· Развитие способности к планированию деятельности и анализу выполненной работы

· Развитие мелкой моторики, речи, познавательной и исследовательской активности

· Формирование стремления к самостоятельному творческому поиску,

инициативе

· Развитие творческого мышления и воображения

· Формирование сенсорных способностей

· Формирование пространственных представлений

Сюжетное конструирование организуется в процессе НОД, в индивидуальной работе, в процессе организации свободной деятельности. Сюжет определяется в соответствии с тематическим планированием, возрастными и индивидуальными особенностями и интересами детей. Сюжеты должны быть понятны для ребенка 2-3 лет, должны состоять из 2-3 предложений.

Материалы для сюжетного конструирования. Для организации сюжетного конструирования мы используем наборы деревянного строительного материала (типа материала Агаповой, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов), крупногабаритные модули и конструкуторы типа ЛЕГО.

Игрушки для сюжетного конструирования. При разыгрывании сюжетов можно использовать разнообразные игрушки, которые обязательно должны быть сомасштабными строительному материалу (матрешки, елочки, машинки и др.); в этих целях можно также использовать и разнообразные элементы из сюжетно-ролевых наборов «Зоопарк», «Домашние животные» «Пожарные и спасатели» и др.

ОД по «сюжетному конструированию» проводят по подгруппам (по 4-5 детей). Конструирование в процессе НОД соответствует перспективному и комплексно-тематическому планированию. Например, простые сюжеты типа «Куклы спят и гуляют», «Куклы едят», «Машины едут по улице и въезжают в гараж», «Прилетели птички и сели на башенку, на ворота», «Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая — в большом» и т. п.

Процесс изготовления домика для зверят (в рамках темы «Дикие животные») по этапам: сюжет (проблема), показ способа постройки воспитателем, самостоятельная деятельность детей с последующей игрой, типы, звери пойдут к друг другу в гости Инициатива всегда принадлежит воспитателю. Очень важно, чтобы все дети участвовали в разыгрывании и конструировании всех сюжетов. В конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку. Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.

ОД «Теремок». Хочу подробнее остановиться на этой сказке, потому что она легко интегрирует в себе разные виды деятельности. У нас есть модули, из которых мы что-то строим в свободной деятельности, но очень редко используем в НОД. Мы провели предварительную работу: с помощью родителей сделали маски героев, прочитали сказку, показала сказку с помощью разных видов театра, а потом предложила детям поиграть в сказку. Я заранее построила домик-теремок, предложила выбрать роль, и мы начали «играть». Конструирование было на последнем этапе нашего представления, мы построили новый теремок для зверят. Деткам очень понравилось, особенно роль медведя, который ломает теремок и последующее совместное строительство всегда нового теремка

Конструирование в индивидуальной работе. Основание выбора темы, материала и сюжета-это всегда ребенок. Если я вижу, что он затрудняется в процессе игры, то стараюсь постепенно развивать его воображение в индивидуальной работе. Или может быть наоборот в процессе НОД ребенок не справился с заданием, тогда в индивидуальной работе мы заново проходим все этапы. Например, «Домик с окошком для зайца», «Кроватка для матрешки», «Дорожка к красному и зеленому домику».

Конструирование в самостоятельной деятельности. Начнем с того, что самостоятельной деятельности в данном возрасте в чистом виде нет. Во всех видах деятельности большую роль играет воспитатель, везде присутствует работа педагога вследствие возраста детей. Я предлагаю детям на выбор разные виды конструктора, предлагаю сюжеты, ставлю цель, но в процессе игры сюжет может видоизменяться, поэтому важно поддержать детей в этот момент. Как поддержать? Восхищением, одобрением, похвалой. На данном этапе работы важно сказать, что в основном, дети работают (играют) с конструктором не коллективно, скорее даже индивидуально. Ведь если присмотреться к игре двух детей, сидящих рядом, то можно увидеть, что постройки у них у каждого свои, или один смотрит на работу другого, не принимая никакого участия.

Мы строили и лодки, и машины, и дома. Придумывали каждый раз разные сюжеты, брали фрагменты из сюжетно-отобразительных игр, строили города и т. д. Другими словами, мы делали все, чтобы у деток в процессе сюжетного конструирования развивались творческое мышление и воображение.

Таким образом, метод сюжетного конструирования является действенным помощником при обучении конкретным конструктивным приёмам – он исключает возможность бездумного, механического подражания, препятствует проявлению таких нежелательных действий, как неупорядоченное нагромождение деталей. Это важно, потому что именно в раннем возрасте интенсивно формируется наглядно-действенное мышление и воображение, которое выражается, прежде всего, в практическом решении предметных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: