(бухгалтерской) и экономической рентабельности
Конечным финансовым результатом деятельности организации является показатель чистой прибыль или чистого убытка (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода), величина которого формируется в несколько этапов, что находит отражение в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Изначально определяется валовая прибыль как разность между выручкой от продажи и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг: ПВ = S - С, где ПВ-валовая прибыль; S-выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; С-полная себестоимость реализованной продукции, товаров, работ и услуг.
Затем определяется прибыль (убыток) от продаж как разность между валовой прибылью и суммой коммерческих (∑ЗК) и управленческих расходов (∑ЗУ). Данный вид прибыли участвует в расчете показателя рентабельности продаж: ПП = ПВ - ∑ЗК -∑ЗУ,
На следующем этапе рассчитывается прибыль (убыток) до налогообложения как разность между прибылью от продаж и суммой операционных и внереализационных доходов и расходов:
|
|
ПБ = ПП + ПО + ПВН.
где ПБ– прибыль до налогообложения (балансовая);
ПО- результат от операционной и финансовой деятельности;
ПВН - доходы и расходы от прочих внереализационных операций.
Далее, исходя из величины прибыли (убытка) до налогообложения с учетом расходов на налог на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, определяют чистую прибыль (убыток) отчетного периода.
При анализе финансовых результатов исследуемой организации оценивается динамика показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли за отчетный период.
Влияние на прибыль до налогообложения структурных сдвигов определяется по формуле:
;
где , % - доля i – го вида прибыли в общей сумме прибыли до налогообложения, n - число видов прибыли, ед.
Для анализа рентабельности активов часто используется мультипликативная модель, широко известна в экономической литературе как модель «Дюпон», в соответствии с которой коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности продажи товаров и коэффициента оборачиваемости используемых активов.
Ra | = | Пч | = | S – C | = | (S / C – 1) | = | ( | S | - 1) * | Oа | * | Z | * | C | = |
Ac | Ac | (Ac /OA * (Oа/Z) * (Z/ C) | C | Ac | Oа | Z |
=(Х -1) * Y * H * L,
где Ra – рентабельность активов;Пч – чистая прибыль от продажи товаров;
S– объем продаж;C–себестоимость проданных товаров;Ac– средняя стоимость активов организации за отчетный год; Оа – оборотные активы;
Z – запасы; Х = S / C – доля продаж, приходящаяся на 1 руб. полной себестоимости товаров; Y = Oa / A – доля оборотных активов в формировании активов; H = Z / Oa – доля запасов в формировании оборотных активов;
|
|
L = C / Z – оборачиваемость запасов.
Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции. Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал. Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.