Виды детского ручного труда

ручной труд воспитание школьник

Систематизация ручного труда возможна по разным основаниям: материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по целям, способам организации и т.д.

Ручной труд многообразен и подразделяется на виды по материалу из которого что-либо делают. Ручной труд требует, прежде всего, воли в конечностях и чувства и восприятия.

Например, по делению по материалу ручной труд предполагает следующие направления работы:

1. технология работы с бумагой

оригами

аппликация

бумажной моделирование

2. технология работы из природного материала

3. технология обработки ниток

плетение

макраме

4. технология обработки ткани

5. технология обработки кожи

.   декоративно-прикладное искусство

.   картонажные работы

.   ведение домашнего хозяйства

.   техника безопасности в работе с инструментами

Рассмотрим некоторые виды ручного труда. Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала.

Термин «конструирование» не является новым в методике трудового обучения; скорее, наоборот, он воспринимается нами как один из самых привычных, когда речь идет об уроках труда. В отечественной методической литературе он много десятилетий употреблялся в паре со словом «моделирование» (которое впоследствии заменили понятием «макетирование»). Словосочетание «конструирование и моделирование» означало изготовление макетов каких-либо сооружений: архитектурных, технических и пр. Чаще всего эти макеты создавались из готовых деталей репродуктивным способом, по подробной инструкции.

Не менее распространенным было употребление слова «конструирование» для обозначения деятельности по изготовлению предмета (чаще всего объемного) способом соединения отдельных деталей или частей - в отличие, скажем, от рисования. При этом в соответствии с методикой, принятой в начальной школе, изделия собирались обычно тоже под диктовку учителя или по подробной инструкционной карте.

Между тем, подобная трактовка понятия «конструирование» совершенно не соответствует его истинному смыслу и, главное, не позволяет решать тех сложных развивающих и образовательных задач, которые стоят перед современной школой. Поэтому в данном пособии мы рассматриваем конструирование иначе и выделяем в нем наиболее существенные черты.

Оригами - это вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. В этом плане оригами представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и левого, и правого полушария мозга. Таким образом, активная работа рук, наряду с работой интеллекта создает очень интересные условия для развития психических способностей человека. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим в детстве является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегии взаимодействия полушарий.

Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.). сюжетной, отображающей те или иные события, и декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Это очень древнее искусство. Его история насчитывает более 2500 лет.

Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Вот уже многие столетия аппликация находит самое широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны были быть отчетливо видны с двух сторон, что и привело к развитию вышивки аппликацией. Но особенного процветания аппликационные работы достигли в XVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цветов.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. История ее возникновения связана с началом производства бумаги. А наиболее молодым видом аппликации считаются черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства возник еще в глубокой древности. Черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название «силуэт». При дворе Людовика XV главным контролером финансов был некий Этьен Силуэт. Он провел ряд реформ, в одной из которых-предлагал сократить личные расходы короля. В результате чего Силуэт стал предметом всеобщих насмешек высшего общества и вынужден был уйти в отставку. Любимым делом для него стало вырезание из черной бумаги различных картинок.

Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.


Заключение

 

Циpулис К.Ю. теоретически обосновал значение ручного труда как общеобразовательного предмета русской народной школы, разработал его дидактические, общепедагогические и методические основы, проанализировал историю ручного труда за рубежом и в России

Он рассматривал ручной труд как средство гармонизации умственной и физической деятельности.

Мануализм Циpулиса К.Ю. был первым шагом к идее деятельностного подхода в обучении, выявления и раскрепощения творческого потенциала личности Отдавая приоритет воспитывающей, развивающей функции ручного труда, Циpулис К.Ю. видел в нем важнейшее орудие формального развития личности, способствующее пробуждению потребности в труде, выработке у учащихся общетрудовых навыков, самостоятельности, организованности, точности, прилежания, художественного вкуса и т п.

Сторонники утилитарного направления критиковали Цирулиса за приоритетное внимание к формальному, развивающему началу над материальным, предметным.

В целом система была одобрена и получила официальный статус в учебных заведениях России, сыграв важную роль в становлении российской "трудовой школы".

Как мы выяснили в первой главе, способность манипулировать руками в эволюции человечества послужила одной из отправных точек в развитии интеллектуальных способностей. Проекция кистей рук широко представлена в двигательной и сенсорной зонах коры головного мозга, и намного больше, например, проекции спины или ног (а площадь проекций пропорциональна сложности управления соответствующими мышцами). Известно также, что правая половина нашего тела управляется левым полушарием головного мозга, а левая половина - правым полушарием.

Шумаков Ю.В. и Шумакова Е.Р. считает, что занятия оригами помогут ребенку развиваться, более полно используя ресурсы своей психики. Исходя из того, что в работе с бумагой активно участвуют обе руки, можно предположить, что оба полушария будут более активны, чем при работе одной рукой, и что такая деятельность будет способствовать раскрытию возможностей правого и левого полушария, гибкому взаимодействию полушарий в работе целого мозга, и, следовательно, повышению психических способностей.

В работе произведен анализ педагогической литературы по проблемам мелкой моторики. Мы рассмотрели моторное развитие человека и выделили понятие мелкой моторики. В приложении № 1. привели игры на развитие мелкой моторики.

Далее мы выделили особенности мелкой моторики. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности, чему способствует тактильная форма ощущений. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Таким образом, становится очевидно, что необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки.

Рассматривая педагогические технологии развития мелкой моторики у детей, мы отметили отдельные приемы по развитию моторики у детей. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Также развивающие занятия на развитие мелкой моторики можно проводить с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней - шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, а также развивает мелкую моторику.

Примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики приводится в приложении № 2. (Коноваленко ВВ, Коноваленко С.В.) А в приложении № 3. приведем примерные тексты для инсценировок пальчикового театра

Вторая глава посвящена трудовому воспитанию и ручному труду дошкольноков. В первой части второй главы мы даем общее понятие о ручном трудовом воспитании.

Понятие «Ручной труд» появляется в программе воспитания и обучения в детском саду только в старшей группе (дети от 5 до 6 лет). Ручной труд призван развивать у детей желание делать что-либо своими руками, мастерить. В рамках ручного труда в старшей группе необходимо приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенных на занятиях. А также формировать умение делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т.д.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей, украшения на елку.

В подготовительной группе продолжают развивать желание заниматься ручным трудом у дошкольников и приучать к самостоятельной деятельности, использовать навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.

В этом возрасте рекомендуется формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель, салфетки); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей; украшения на елку.

Также необходимо привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и прочее), в ремонте книг, настольно-печатных игр. Учить экономно и рационально расходовать материалы и учить детей пользоваться иглой, выполнять шов вперед иголку и через край, пришивать пуговицы.

Значение ручного трудового воспитания трудно переоценить, потому как именно уроки ручного труда предоставляют совершенно исключительные, уникальные возможности для пополнения запаса жизненных впечатлений ребёнка. Здесь они работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: тяжелые, легкие, гладкие и шероховатые, твердые, хрупкие и мягкие, пластичные и т. д.

Отличительная особенность ручного трудового воспитания состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, а известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку, прежде всего, чувственное (сенсорное) познание действительности.

Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остаётся актуальной на протяжении всего дошкольного периода.

Систематизация ручного труда возможна по разным основаниям: материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по целям, способам организации и т.д.

Как мы выяснили в первой главе, способность манипулировать руками в эволюции человечества послужила одной из отправных точек в развитии интеллектуальных способностей. Проекция кистей рук широко представлена в двигательной и сенсорной зонах коры головного мозга, и намного больше, например, проекции спины или ног (а площадь проекций пропорциональна сложности управления соответствующими мышцами).

Таким образом, прослеживается взаимосвязь ручного труда с кинестетическими ощущениями и влияние на развитие мелкой моторики.



Список литературы

 

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8, стр. 62 -65.

2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи. // Дошкольное воспитание. 1990. № 8. с. 62-65.

.   Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 48 с.

.   Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.:!Детство-Пресс», 2004. - 144 с.

.   Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики. - СПб.: Паритет, 2002. - 144 с.

.   Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.

.   Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. № 1.

8. Девина И.А., Девина В.А., Развиваем способности к обучению (6 - 8): Учебное пособие для письменных творческих заданий. "Ось-89 <http://books.koenig.ru/pubinfo.asp?cod=1381>" - 2004, 47 с.

.   Дмитриева В. Речь. Моторика. Кругозор с 2-х лет. М.: Корона-Принт, 2003. 16 с.

.   Кольцова М.М. Движение и развитие моторной речи. М., 1973.

.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 16 с.

.   Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. - 88 с.

.   Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский Центр «Академия», 1999. 192 с.

.   Котряхов Н.В. Современные подходы к проблемам трудового воспитания.: Школа и производство, № 2, 1999, с. 2-3.

.   Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду.: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М. <http://ric.uni-altai.ru/scripts/BookStore/TBCgi.dll/Query?Page=clist.t&Expr=book:Location_List.Location_Ref=1&HRelay=%EC%E5%F1%F2%EE+%E8%E7%E4%E0%ED%E8%FF&FRelay=%CC%2E>: Просвещение <http://ric.uni-altai.ru/scripts/BookStore/TBCgi.dll/Query?Page=clist.t&Expr=book:Publ_List.Publ_Ref=1&HRelay=%E8%E7%E4%E0%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%EE&FRelay=%CF%F0%EE%F1%E2%E5%F9%E5%ED%E8%E5>, 2001. 48 с.

.   Кураев Г.А., Иваницкая Л.Н. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. // Валеология № 3. 1999.

.   Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М., "Просвещение", 1990.

.   Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

.   Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «Детство-Пресс», 2004. 48 с.

.   Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. № 1. 2005. с. 60-65.

.   Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Издательский Дом «Воспитание дошкольника», 2004. - 208 с.

.   Синицина Е.И. Умные занятия. Серия «Через игру - к совершенству». М.: «Лист», 1998. 222 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: