Для того чтобы изучить взаимоотношение уровня развития культуры общения младших школьников и развитие их творческого воображения, следует изучить методики, позволяющие выявить уровни данного вопроса. Изучение методов диагностики сформированной культуры общения младших школьников их творческого воображения, представлены в таблице №1.
Таблица №1. Методики используемые для исследования уровня культуры общения младших школьников и развитие их творческого воображения.
| № | Название методики | Цель методики |
| 1. | Методика Рене Жиля | Изучение культуры общения младших школьников, социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. |
| 2. | Тест «Выведение следствий» (по Л.Ю. Субботиной). | Исследование как воображения, так и словесно-логического мышления |
Базой моего исследования послужили два класса: 2 «А» и 2 «Б» лицея имени Петру Мовилэ, г. Кишинев. Возраст детей 8-9 лет, всего в исследовании принимало участие 30 учащихся.
Методика Рене Жиля
Цель: Изучение культуры общения младших школьников, социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:
) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.
) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Всего выделяют 12 признаков:
. отношение к матери,
. отношение к отцу,
. отношение к матери и отцу как семейной чете,
. отношение к братьям и сестрам,
. отношение к бабушке и дедушке,
. отношение к другу,
. отношение к учителю,
. любознательность,
. стремление к доминированию,
. общительность,
. отгороженность,
. адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Таблица №2. Сводная ведомость проведения методики Рене Жиля в экспериментальном 2 «А» классе на этапе констатации
| Ф.И. | Признаки | |||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
| 1. Владислав Б. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + |
| 2. Анна Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
| 3. Петр Д. | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + |
| 4. Николай Д. | + | - | + | - | - | + | - | - | + | + | + | - |
| 5. Наталья Д. | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + |
| 6. Раду К. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
| 7. Каталин К. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
| 8. Диана Л. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
| 9. Виктор М. | + | - | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + |
| 10. Иван Н. | + | - | + | - | - | + | + | + | + | + | - | + |
| 11. Михаил П. | + | - | + | - | - | + | - | - | - | + | + | - |
| 12. Дмитрий П. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + |
| 13. Виктор Т. | + | - | + | - | - | + | + | - | + | + | - | + |
| 14. Александр Т. | + | - | + | - | - | + | - | - | + | - | + | - |
| 15. Габриела У. | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + |
. отношение к матери, 2. отношение к отцу, 3. отношение к матери и отцу как семейной чете, 4. отношение к братьям и сестрам, 5. отношение к бабушке и дедушке, 6. отношение к другу, 7. отношение к учителю, 8. любознательность, 9. стремление к доминированию, 10. общительность, 11. отгороженность, 12. адекватность.
Для определения общего уровня культуры общения, подсчитываются результаты всех факторов, кроме 9,11 (стремление к доминированию, отгороженноть)
Таблица №3. Общий уровень культуры общения на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе
| Факторы | Результаты | |
| Человек | % | |
| 1. отношение к матери | 15 | 100% |
| 2. отношение к отцу, | 8 | 53,33% |
| 3. отношение к матери и отцу как семейной чете, | 15 | 100% |
| 4. отношение к братьям и сестрам, | 7 | 46,66% |
| 5. отношение к бабушке и дедушке, | 8 | 53,33% |
| 6. отношение к другу, | 15 | 100% |
| 7. отношение к учителю, | 11 | 73,33% |
| 8. любознательность, | 11 | 73,33% |
| 9. стремление к доминированию, | 13 | 86,66% |
| 10. общительность, | 13 | 86,66% |
| 11. отгороженность, | 3 | 20% |
| 12. адекватность. | 12 | 80% |
| Общий уровень культуры общения | 51,10% | |
Таблица №4. Сводная ведомость проведения методики Рене Жиля в контрольном 2 «Б» классе на этапе констатации
| Ф.И. | Признаки | |||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
| 1. Алена А. | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + |
| 2. Руслан Б. | + | - | + | - | - | + | - | - | + | - | + | - |
| 3. Илья Г. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + |
| 4. Настя Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
| 5. Дима Е. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
| 6. Никита Ж. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
| 7. Слава К. | + | - | + | + | + | - | + | + | - | + | + | - |
| 8. Даша К. | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + |
| 9. Руслан Н. | + | - | + | + | - | - | + | - | + | + | - | + |
| 10. Руслан Р. | + | + | + | - | - | + | + | - | + | + | - | + |
| 11. Зина С. | + | + | + | + | - | + | + | - | - | + | - | + |
| 12. Теймур С. | + | - | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + |
| 13. Настя Ч. | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | - | + |
| 14. Дима Ш. | + | - | - | + | - | - | + | + | - | + | + | - |
| 15. Таня Ш. | + | - | + | - | - | + | - | - | - | + | + | - |
Таблица №5. Общий уровень культуры общения на этапе констатации в контрольном 2 «Б» классе
| Факторы | Результаты | |
| Человек | % | |
| 1. отношение к матери | 15 | 100% |
| 2. отношение к отцу, | 10 | 66,66% |
| 3. отношение к матери и отцу как семейной чете, | 14 | 93,33% |
| 4. отношение к братьям и сестрам, | 11 | 73,33% |
| 5. отношение к бабушке и дедушке, | 8 | 53,33% |
| 6. отношение к другу, | 10 | 66,66% |
| 7. отношение к учителю, | 13 | 86,66% |
| 8. любознательность, | 12 | 80% |
| 9. стремление к доминированию, | 12 | 80% |
| 10. общительность, | 14 | 93,33% |
| 11.отгороженность, | 6 | 40% |
| 12.адекватность. | 11 | 73,33% |
| Общий уровень культуры общения | 52,43% | |
Таблица №6. Сравнительный анализ общего уровня культуры общения на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе и контрольном 2 «Б» классе
| № | Класс | Общий уровень культуры общения |
| 1. | 2 «А» - экспериментальный класс | 51,10% |
| 2. | 2 «Б» - контрольный класс | 52,43% |
Проанализировав Таблицу №3, Таблицу №5 и Таблицу №6, мы можем видеть что на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе общий уровень культуры общения равен 51,10%, а в контрольном 2 «Б» классе общий уровень культуры общения равен 52,43%, что говорит нам о том, что общий уровень культуры общения на этапе констатации в экспериментальном и контрольном классах примерно равны.
Рисунок №1. Сравнительный анализ общего уровня культуры общения на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе и контрольном 2 «Б» классе

Тест «Выведение следствий» (по Л.Ю. Субботиной).
Этот тест используется для исследования как воображения, так и словесно-логического мышления. Умение правильно формулировать посылки и выводить следствия является очень важным для успешной учебы. Этот тест используется как для младших школьников, так и для подростков.
Учащимся экспериментального и контрольного класса предлагался ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если…».
Перед каждым ребенком ставилась задача дать наиболее полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список вопросов первого замера:
«Что произойдет, если дождь будет литься не переставая?»;
«Что произойдет, если животные начнут говорить человеческим голосом?»;
«Что произойдет, если все горы превратятся в сахарные?»;
«Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»;
«Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?».
Чем более подробно и детально отвечает ребенок на вопрос, тем ярче у него развиты образность и «творческость» воображения. Для оценки результатов используйте фактор времени. Сколько времени потребовалось ребенку, чтобы сформулировать ответ на вопрос?
мин - 1 балл. 4 мин - 2 балла. 3 мин - 3 балла. 2 мин - 4 балла. 1 мин - 5 баллов.
Насколько активизировано воображение:
• Оригинальный подробный ответ с элементами юмора - 5 баллов.
• Необычный ответ с элементами фантазии - 4 балла.
• Банальный ответ («Ничего не будет», «Такого не бывает» и т.п.) - 2 балла.
• Ответ не по существу или встречным вопросом - 1 балл.
Максимальное число баллов - 10. Чем меньше баллов наберет ребенок, тем больше он нуждается в специальных занятиях по развитию воображения и творческого мышления.
В ходе первоначальной диагностики были получены следующие результаты.
Таблица №7. Уровень развития воображения учащихся экспериментального 2 «А» класса на этапе констатации
| Ф.И.О. | Качество ответа |
| 1. Владислав Б. | 3 |
| 2. Анна Д. | 9 |
| 3. Петр Д. | 3 |
| 4. Николай Д. | 6 |
| 5. Наталья Д. | 8 |
| 6. Карась Раду К. | 8 |
| 7. Каталин К. | 3 |
| 8. Диана Л. | 2 |
| 9. Виктор М. | 6 |
| 10. Иван Н. | 7 |
| 11. Михаил П. | 5 |
| 12. Дмитрий П. | 7 |
| 13. Виктор Т. | 7 |
| 14. Александр Т. | 4 |
| 15. Габриела У. | 2 |
| Коэффициент оригинальности | 5,33 |
Таблица №8. Уровень развития воображения учащихся контрольного 2 «Б» класса на этапе констатации
| Ф.И.О. | Качество ответа |
| 1. Алена А. | 5 |
| 2. Руслан Б. | 5 |
| 3. Илья Г. | 7 |
| 4. Настя Д. | 4 |
| 5. Дима Е. | 8 |
| 6. Никита Ж. | 5 |
| 7. Слава К. | 3 |
| 8. Даша К. | 9 |
| 9. Руслан Н. | 6 |
| 10. Руслан Р. | 4 |
| 11. Зина С. | 8 |
| 12. Теймур С. | 7 |
| 13. Настя Ч. | 7 |
| 14. Дима Ш. | 6 |
| 15. Таня Ш. | 3 |
| Коэффициент оригинальности | 5,80 |
Таблица №9. Сравнительный анализ данных экспериментального 2 «А» класса и контрольного 2 «Б» классов уровня развития воображения на этапе констатации
| № | Класс | Уровень развития воображения |
| 1. | 2 «А» - экспериментальный класс | 5,33 |
| 2. | 2 «Б» - контрольный класс | 5,80 |
Проанализировав Таблицу №7, Таблицу №8 и Таблицу №9, мы можем видеть что на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе коэффициент уровня развития воображения равен 5,33, а в контрольном 2 «Б» классе коэффициент уровня развития воображения равен 5,80, что говорит нам о том, что уровень развития воображения на этапе констатации в экспериментальном и контрольном классах примерно равны.
Рисунок №2. Сравнительный анализ данных экспериментального 2 «А» класса и контрольного 2 «Б» классов уровня развития воображения на этапе констатации

Вывод: Низкий уровень развития воображения приводит к низкому уровню развития культуры общения, так как воображение помогает ребенку быть более активным, отзывчивым в общении, а также является одним из условий развития культуры общения учащихся.
Дальнейшая работа в экспериментальном 2 «А» классе, была расчитала на активизацию творческого потенциала ребенка и, следовательно, на повышение уровня развития воображения, что в свою очередь должно повлиять на повышение уровня культуры общения.