Диагностика уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста

 

Для того чтобы изучить взаимоотношение уровня развития культуры общения младших школьников и развитие их творческого воображения, следует изучить методики, позволяющие выявить уровни данного вопроса. Изучение методов диагностики сформированной культуры общения младших школьников их творческого воображения, представлены в таблице №1.

 

Таблица №1. Методики используемые для исследования уровня культуры общения младших школьников и развитие их творческого воображения.

Название методики Цель методики
1. Методика Рене Жиля Изучение культуры общения младших школьников, социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
2. Тест «Выведение следствий» (по Л.Ю. Субботиной). Исследование как воображения, так и словесно-логического мышления

 

Базой моего исследования послужили два класса: 2 «А» и 2 «Б» лицея имени Петру Мовилэ, г. Кишинев. Возраст детей 8-9 лет, всего в исследовании принимало участие 30 учащихся.

Методика Рене Жиля

Цель: Изучение культуры общения младших школьников, социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:

) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков:

.   отношение к матери,

.   отношение к отцу,

.   отношение к матери и отцу как семейной чете,

.   отношение к братьям и сестрам,

.   отношение к бабушке и дедушке,

.   отношение к другу,

.   отношение к учителю,

.   любознательность,

.   стремление к доминированию,

.   общительность,

.   отгороженность,

.   адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

 

Таблица №2. Сводная ведомость проведения методики Рене Жиля в экспериментальном 2 «А» классе на этапе констатации

Ф.И.

Признаки

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Владислав Б. + + + - + + + + + + - +
2. Анна Д. + + + + + + + + + + - +
3. Петр Д. + - + + + + + + - + - +
4. Николай Д. + - + - - + - - + + + -
5. Наталья Д. + + + + - + + + + + - +
6. Раду К. + + + + + + + + + + - +
7. Каталин К. + + + + + + + + + + - +
8. Диана Л. + + + + + + + + + + - +
9. Виктор М. + - + - + + + + + + - +
10. Иван Н. + - + - - + + + + + - +
11. Михаил П. + - + - - + - - - + + -
12. Дмитрий П. + + + - + + + + + + - +
13. Виктор Т. + - + - - + + - + + - +
14. Александр Т. + - + - - + - - + - + -
15. Габриела У. + + + + - + + + + + - +

 

. отношение к матери, 2. отношение к отцу, 3.    отношение к матери и отцу как семейной чете, 4. отношение к братьям и сестрам, 5. отношение к бабушке и дедушке, 6. отношение к другу, 7. отношение к учителю, 8. любознательность, 9. стремление к доминированию, 10. общительность, 11. отгороженность, 12. адекватность.

Для определения общего уровня культуры общения, подсчитываются результаты всех факторов, кроме 9,11 (стремление к доминированию, отгороженноть)

Таблица №3. Общий уровень культуры общения на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе

Факторы

Результаты

  Человек %
1. отношение к матери 15 100%
2. отношение к отцу, 8 53,33%
3. отношение к матери и отцу как семейной чете, 15 100%
4. отношение к братьям и сестрам, 7 46,66%
5. отношение к бабушке и дедушке, 8 53,33%
6. отношение к другу, 15 100%
7. отношение к учителю, 11 73,33%
8. любознательность, 11 73,33%
9. стремление к доминированию, 13 86,66%
10. общительность, 13 86,66%
11. отгороженность, 3 20%
12. адекватность. 12 80%

Общий уровень культуры общения

51,10%

 

Таблица №4. Сводная ведомость проведения методики Рене Жиля в контрольном 2 «Б» классе на этапе констатации

Ф.И.

Признаки

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Алена А. + + + + - + + + + + - +
2. Руслан Б. + - + - - + - - + - + -
3. Илья Г. + + + - + + + + + + - +
4. Настя Д. + + + + + + + + + + - +
5. Дима Е. + + + + + + + + + + - +
6. Никита Ж. + + + + + + + + + + - +
7. Слава К. + - + + + - + + - + + -
8. Даша К. + + + + - + + + + + - +
9. Руслан Н. + - + + - - + - + + - +
10. Руслан Р. + + + - - + + - + + - +
11. Зина С. + + + + - + + - - + - +
12. Теймур С. + - + - - + + + + + + +
13. Настя Ч. + + + - - + + + + + - +
14. Дима Ш. + - - + - - + + - + + -
15. Таня Ш. + - + - - + - - - + + -

 

Таблица №5. Общий уровень культуры общения на этапе констатации в контрольном 2 «Б» классе

Факторы

Результаты

  Человек %
1. отношение к матери 15 100%
2. отношение к отцу, 10 66,66%
3. отношение к матери и отцу как семейной чете, 14 93,33%
4. отношение к братьям и сестрам, 11 73,33%
5. отношение к бабушке и дедушке, 8 53,33%
6. отношение к другу, 10 66,66%
7. отношение к учителю, 13 86,66%
8. любознательность, 12 80%
9. стремление к доминированию, 12 80%
10. общительность, 14 93,33%
11.отгороженность, 6 40%
12.адекватность. 11 73,33%

Общий уровень культуры общения

52,43%

 

Таблица №6. Сравнительный анализ общего уровня культуры общения на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе и контрольном 2 «Б» классе

Класс Общий уровень культуры общения
1. 2 «А» - экспериментальный класс 51,10%
2. 2 «Б» - контрольный класс 52,43%

 

Проанализировав Таблицу №3, Таблицу №5 и Таблицу №6, мы можем видеть что на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе общий уровень культуры общения равен 51,10%, а в контрольном 2 «Б» классе общий уровень культуры общения равен 52,43%, что говорит нам о том, что общий уровень культуры общения на этапе констатации в экспериментальном и контрольном классах примерно равны.

 


 

Рисунок №1. Сравнительный анализ общего уровня культуры общения на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе и контрольном 2 «Б» классе

 

Тест «Выведение следствий» (по Л.Ю. Субботиной).

Этот тест используется для исследования как воображения, так и словесно-логического мышления. Умение правильно формулировать посылки и выводить следствия является очень важным для успешной учебы. Этот тест используется как для младших школьников, так и для подростков.

Учащимся экспериментального и контрольного класса предлагался ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если…».

Перед каждым ребенком ставилась задача дать наиболее полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список вопросов первого замера:

«Что произойдет, если дождь будет литься не переставая?»;

«Что произойдет, если животные начнут говорить человеческим голосом?»;

«Что произойдет, если все горы превратятся в сахарные?»;

«Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»;

«Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?».

Чем более подробно и детально отвечает ребенок на вопрос, тем ярче у него развиты образность и «творческость» воображения. Для оценки результатов используйте фактор времени. Сколько времени потребовалось ребенку, чтобы сформулировать ответ на вопрос?

мин - 1 балл. 4 мин - 2 балла. 3 мин - 3 балла. 2 мин - 4 балла. 1 мин - 5 баллов.

Насколько активизировано воображение:

• Оригинальный подробный ответ с элементами юмора - 5 баллов.

• Необычный ответ с элементами фантазии - 4 балла.

• Банальный ответ («Ничего не будет», «Такого не бывает» и т.п.) - 2 балла.

• Ответ не по существу или встречным вопросом - 1 балл.

Максимальное число баллов - 10. Чем меньше баллов наберет ребенок, тем больше он нуждается в специальных занятиях по развитию воображения и творческого мышления.

В ходе первоначальной диагностики были получены следующие результаты.

 

Таблица №7. Уровень развития воображения учащихся экспериментального 2 «А» класса на этапе констатации

Ф.И.О. Качество ответа
1. Владислав Б. 3
2. Анна Д. 9
3. Петр Д. 3
4. Николай Д. 6
5. Наталья Д. 8
6. Карась Раду К. 8
7. Каталин К. 3
8. Диана Л. 2
9. Виктор М. 6
10. Иван Н. 7
11. Михаил П. 5
12. Дмитрий П. 7
13. Виктор Т. 7
14. Александр Т. 4
15. Габриела У. 2
Коэффициент оригинальности 5,33

 

Таблица №8. Уровень развития воображения учащихся контрольного 2 «Б» класса на этапе констатации

Ф.И.О. Качество ответа
1. Алена А. 5
2. Руслан Б. 5
3. Илья Г. 7
4. Настя Д. 4
5. Дима Е. 8
6. Никита Ж. 5
7. Слава К. 3
8. Даша К. 9
9. Руслан Н. 6
10. Руслан Р. 4
11. Зина С. 8
12. Теймур С. 7
13. Настя Ч. 7
14. Дима Ш. 6
15. Таня Ш. 3
Коэффициент оригинальности 5,80

 

Таблица №9. Сравнительный анализ данных экспериментального 2 «А» класса и контрольного 2 «Б» классов уровня развития воображения на этапе констатации

Класс Уровень развития воображения
1. 2 «А» - экспериментальный класс 5,33
2. 2 «Б» - контрольный класс 5,80

 

Проанализировав Таблицу №7, Таблицу №8 и Таблицу №9, мы можем видеть что на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе коэффициент уровня развития воображения равен 5,33, а в контрольном 2 «Б» классе коэффициент уровня развития воображения равен 5,80, что говорит нам о том, что уровень развития воображения на этапе констатации в экспериментальном и контрольном классах примерно равны.

Рисунок №2. Сравнительный анализ данных экспериментального 2 «А» класса и контрольного 2 «Б» классов уровня развития воображения на этапе констатации

Вывод: Низкий уровень развития воображения приводит к низкому уровню развития культуры общения, так как воображение помогает ребенку быть более активным, отзывчивым в общении, а также является одним из условий развития культуры общения учащихся.

Дальнейшая работа в экспериментальном 2 «А» классе, была расчитала на активизацию творческого потенциала ребенка и, следовательно, на повышение уровня развития воображения, что в свою очередь должно повлиять на повышение уровня культуры общения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: