Общее понятие о воображении, виды воображения

Глава 1. Роль воображения в обучении и воспитании, специфика развития воображения на уроках изобразительного искусства

Проблемой развития творческого воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с определением влияния изобразительного искусства на развитие творческого воображения у школьников, мало разработаны.

Разработка технологий и методик, направленных на развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО………………………………19

Образовательное и воспитательное значение уроков ИЗО………16

Воображение и формирование ребенка как личности…………….12

Возрастные особенности проявления разных видов воображения….................................................................................................................10

Общее понятие о воображении, виды воображения………………7

Глава 2. Исследование возможностей развития творческого воображения детей на уроках ИЗО……………………………………………………….19

2.2. Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений………………………………………………………………………………31

Заключение………………………………………………………………39

Список использованной литературы……………………………………41

Приложения

Введение

Творческий процесс далеко не новый предмет исследования. Он привлекал внимание мыслителей всех эпох в развитии мировой культуры. Вместе с тем, творчество личности зачастую рассматривается как обособленный процесс (вид деятельности), являющийся самоцелью. Тогда как это феномен обладающий и целесообразностью, и определенной степенью организованности. Следовательно, творческость (креативность) может и должна быть связана с педагогическим процессом в начальном звене школы, поскольку именно в нем личность ребенка приобретает основные когнитивные навыки и способы деятельности.

Результаты теоретического анализа свидетельствуют о том, что в науке определились основные направления исследований по проблемам творческой деятельности, в том числе художественного творчества. Вместе с тем, имеются противоречия между:

• потребностью общества в инициативной личности с развитым творческим началом и недостаточными возможностями системы образования соз-давать условия необходимые для развития творческого потенциала подрастающего поколения;

• уровнем развития воображения ребенка и невостребованностью данного феномена в процессе обучения;

• потребностью ребенка в творческой самореализации и формализацией обучения, отсутствием должного внимания к организации творческой деятельности младших школьников на занятиях художественно - эстетического цикла. Это порождает проблему создания в образовательной среде условий для реализации потенциальных, творческих возможностей личности. Одним из значимых решений этой проблемы является вхождение ребенка в развивающую, эстетическую среду, приобщение его к различным видам эстетической деятельности: изобразительной, литературной, сценической и т.д., другим - реализация в образовательном процессе принципа природособразности (Песталоцци, А.Я. Коменский, и др.) как одного из условий успешного развития личности.

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия. Специфика проблем творчества концептуально рассматривается разными научными направлениями с целью исследования творческой деятельности человека вообще и развития педагогической теории и практического управления педагогическим процессом в частности.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Целью дипломной работы является выявление и обоснование приёмов, методов и дидактических условий работы на уроках изобразительного искусства, способствующих эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников.

Объект исследования: учебный процесс по изобразительному искусству в начальном звене общеобразовательной школы.

Предмет исследования: дидактические условия, способ образно - логического обучения рисованию и комплексная методика, способствующие эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на занятиях изобразительного искусства.

В соответствии с предметом, целью, гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Исследовать состояние проблемы и выявить дидактические условия развития воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.

2. Создать образно-логический способ обучения рисованию, на базе которого разработать комплексную методику, способствующую развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

3. Исследовать возможности развития творческого воображения детей на уроках ИЗО.

4. Разработать методические рекомендации по подготовке учителей к деятельности по развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках художественно - эстетического цикла.

Гипотеза: развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно явится неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка, что имеет место быть на уроках ИЗО.

Методы исследования:

- теоретические (анализ точек зрения на проблему, изучение педагогического опыта);

- систематизация теоретического материала и практический метод (методик на выявление уровня развития воображения);

- изучение продуктов деятельности школьников.

Теоретико - методологической основой исследования явились фило-софско - психологические исследования по проблемам воображении и творчества, их активной роли во всестороннем развитии личности. При этом:

• проблемам воображения и творчества посвящены исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов: М.Б.Беркинблита, А.В. Петровско- го, П.П.Блонского, Дж. Брунера, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, СО. Гру зенберга, В.В.Давыдова, А.М.Матюшкина, А.Я.Пономарева, В.П. Симонова, А. Валлона, Дж. Гилфорда, Т. Рибо и др.

• психология искусства представлена работами А.Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, С.Л. Рубинштейна и др.

• исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю.К.Бабанским, Н.Ф. Талызиной, М.М. Поташником, В.А. Сласте-ниным, В.А.Черкасовым, С.А.Шапоринским и др.

• возрастные особенности младших школьников рассматриваются в ра-ботахМ.К. Акимовой, Л.И.Божович, Е.М.Борисовой, Д.Б.Эльконина и др.

• проблема развития детского воображения нашла отражение в исследованиях отечественных психологов и педагогов: Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, О.М.Дьяченко, Н. Н. Палагиной и др. вопросам развития детского творчества в разных видах художественной деятельности посвящены работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А.Мелик Пашаева, Б.М.Неменского, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна Н.Н. Сакули ной, Б.М. Теплова, Е.А Флериной и др.

Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе. Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Особую форму воображения образует мечта, а также грёза и фантазия. Мечта обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. [1, с.67]

Воображение неразрывно связано с речью. Словами можно выразить то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений, то, чего человек никогда не видел. Только при помощи речи и других звуков человек получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений.

С появлением воображения познавательные возможности и формы поведения человека существенно расширились. Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами и сторонами личности. Воображение на процессы свой отпечаток, делает сугубо индивидуальными. Например, любуясь плывущими по нему облаками, каждый человек воспринимает их по-разному, так как образ реальных облаков достраивается образом воображаемых картин. Неповторимые образы возникают и у каждого из людей, прослушивающих музыкальное произведение.

Процессы памяти и воображения тесно связаны между собой. Воспоминание о каком-либо событии редко бывает точным. Человек чаще всего что-то искажает, что-то приукрашает, добавляет или изменяет некоторые детали. Чем богаче у человека прошлый опыт, тем более он насыщен яркими представлениями, впечатлениями, тем значительнее его роль в создании образов воображения. [3, с.34-35]

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития. [3, с.37]

Неразрывно связано воображение и с волевыми качествами личности.

Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно, целенаправленно, в соответствии со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новое. В этом случае нередко требуются большие волевые усилия, и только при наличии их достигается поставленная цель - создать действительно новое.

Таким образом, воображение - универсальная способность человека представлять что-то новое, перерабатывать старую информацию, представлять свое будущее, места, в которых никогда не был и многое другое.

Воображение может функционировать на различных уровнях.

Различие их определяется, прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грёз. В грёзах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чём будет грезит спортсмен, готовящийся к соревнованию, или студент, идущий сдавать экзамен. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но, если грёзы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудрёмном состоянии, во сне и так далее. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убеждён в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чудовищ, опасные ситуации. [2, с.66]

В отличии от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение - это представление человеком чего-либо нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, особенно в обучении.

Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен представить себе то, что соответствует новым понятиям, с которым он знакомится.

Например, изучая такой учебный предмет, как природоведение, учащиеся должны представить себе моря, озера, горы, новые растения, животных.

Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы - читая книги, школьник с помощью воссоздающего воображения представляет себе героев, как бы "видит" их, видит картины природы, чувствует себя участником событий, описанных в книге.

Таким образом, воссоздающее воображение имеет большое значение в учебной работе и жизни школьника. Учитель должен развивать на уроках чтения, рисования, арифметики это ценное психическое свойство (когда школьник переживает прочитанное в образах и чувствах) и всегда добиваться, чтобы у ребенка возникал нужный и верный образ, который помогал бы ему правильно познавать и изучать окружающую действительность и действовать со знанием дела.

Существенное значение для характеристики воображения имеют различия в его самостоятельности, оригинальности, в его творческом характере. С этой точки зрения различают воссоздающее и творческое воображение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: