Иллюстрационный материал

ОТЧЕТ

ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

студента 3 курса заочного обучения

по направлению 38.04.02 Менеджмент,

направленность (профиль) «Организация производственных систем»

Фазлиев Искандер Ильгамович

Ф.И.О

 

 

Руководитель практики:

от кафедры: Авхадиев Ф.Н.

 

Отчет сдан на кафедру: «___»________2019г.

Общая оценка за практику: ______________

 

Казань - 2019


 

Оглавление

1) Заключение ВКР………………………………………..……………3

2) Доклад на защите ВКР………………………………………………7

3) Презентация или иллюстрационный материал на защите ВКР.....14

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Татарстан позволили сделать следующие выводы и предложения:

1. Проблемы текущего и перспективного развития сельского хозяйства обуславливают необходимость расширения и углубления тематики исследования, разработку модели развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве как в теоретическом, так и прикладных аспектах.

2. Особенностями развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве являются:

- земля - главное средство производства (возобновляемый ресурс);

- основные средства производства - живые организмы (животные, растения);

- воздействие природно-климатических условий на результаты и условия труда.

3. Анализ истории предпринимательства, отечественный и зарубежный опыт позволили установить, что при отнесении к субъектам малого предпринимательства учитываются не все показатели, отражающие современные требования развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве.

4. Становление современного предпринимательства в сельском хозяйстве связано с реформой собственности, с приватизации имущества и земли.

5. На основании проведенного анализа развития ООО республики выявлены следующие тенденции:

- рост числа ООО за последние 5 лет (с 2014 г. по 2018 г.) увеличилось.

- 75 % сельскохозяйственных организаций имеют земельные участки до 3000 га и лишь 15 % - свыше 7000 га, что не способствует развитию товарного производства;

- в период с 2014 г. по 2018 г. наблюдается увеличение стоимости валовой продукции сельского хозяйства на 33,89 %. Уменьшается поголовье коров на 3,80 %, молодняка КРС на 2,3 %, свиней на 4,00 %, овец и коз на 2,10 %;

- меньше половины сельхоз организаций являются убыточными.

6. Выборочное исследование, проведенное автором, показало, что повышению эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций способствует применение инноваций. Расчеты, приведенные на базе ООО «Борнак», свидетельствуют о том, что закупка племенного скота и дальнейшее воспроизводство племенного стада позволили увеличить производство молока с 2014г. по 2018 г. почти в 1,5 раз (со 1717 до 2600 ц) и, как следствие, произошло увеличение среднегодового дохода в 2018 году на 84,62% по сравнению с 2014 годом. Дальнейший путь развития ООО «Борнак» автор видит в расширении сферы деятельности сельскохозяйственных организаций.

7. Дальнейшее развитие сельскохозяйственных организаций будет складываться под воздействием государственного направления в аграрной реформе. При продолжении сложившегося курса аграрной политики продолжится.

8. Проанализировав развитие малых сельскохозяйственных предприятий

республики, можно сделать выводы:

- количество сельскохозяйственных предприятий республики составляет около 498 штук из них прибыльных 82,8 %;

- процесс образования малых сельскохозяйственных предприятий произошел в большинстве случаев хаотично при сокращении объемов производства и численности работающих до 100 чел.

- в структуре кредиторской задолженности малых сельскохозяйственных предприятий 45 % занимают задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды.

9. Несмотря на некоторые позитивные изменения, на пути развития малого агробизнеса Республики Татарстан стоит целый комплекс проблем, решение которых выходит за рамки отдельного региона:

- отсутствие эффективной государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- в принятых законах и постановлениях о земле отсутствуют механизмы реализации этих постановлений;

- отсутствие единой полноценной системы налогообложения, учета и отчетности;

- отсутствие стимулирования внутренних возможностей малых сельскохозяйственных предприятий, сохранения и рационального использования имеющегося производственно-технического потенциала;

- низкий уровень развития производственной базы фермерского сектора и обеспечения условий для роста производительности крестьянского труда, его привлекательности в финансовом и моральном плане;

- отсутствие инвестиций в малый агробизнес, ввиду высокой степени риска;

- наличие утраченных людьми традиций занятия частным бизнесом и необходимость психологической переориентации сознания населения.

10. Перспективными направлениями развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве должны стать:

1) На федеральном уровне:

- создание эффективной государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- определение механизма реализации постановлений о земле, принятых в ходе земельной реформы;

- совершенствование финансово-кредитных, имущественных отношений, налогообложения.

2) На уровне субъектов РФ:

- законотворческая деятельность в этой сфере экономики должна быть направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве;

- устранение административных барьеров;

- предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок;

- координация всех вопросов, связанных с развитием малого предпринимательства в сельском хозяйстве республики.

3) На уровне местного самоуправления:

- контроль использования бюджетных средств и предоставляемых льгот;

- организация статистического учета и отчетности деятельности малого агробизнеса;

- выступление гарантом, при получении кредитов малым с/х предприятиям;

- формирование государственного заказа на сельскохозяйственную продукцию, услуги, работы.

11. Эффективность от внедрения разработанного бизнес проекта по переработке молока и мяса в малом сельскохозяйственном предприятии ООО «Борнак» состоит в следующем:

- в получении прибыли при переработке собственного сырья на 48 112,80 тыс. руб.;

- в появлении новых рабочих мест (8-10 ед.);

- в увеличении налоговых отчислений в региональный бюджет до суммы 2886,77 тыс. руб.

12. Анализ развития и проблем всех форм малого агробизнеса показал, что:

- дальнейшее развитие сельского хозяйства Республики Татарстан;

- рассмотренные положительные примеры развития ООО и малых сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан говорят о том, что имеется большой потенциал развития этих форм предпринимательства, решение проблем которых является одним из направлений выхода из кризиса отечественного сельскохозяйственного производства.

Доклад на защите ВКР

Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства в АПК, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности.

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.

Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, социальной и политической.

Все это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Целью исследования является выявление тенденций и проблем развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве, разработка практических предложений по его развитию на региональном уровне.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- изучить и обобщить сущность и особенности развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве в современных условиях;

- уточнить и дополнить критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в сельском хозяйстве;

- проанализировать состояние, выявить проблемы и тенденции развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве;

- определить перспективные направления развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве на региональном уровне;

- обосновать и рассчитать эффективность реализации бизнес проектов в малом агробизнесе.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию малого предпринимательства на региональном уровне, а именно: структуры управления малым предпринимательством и разработкой бизнес-проектов по производству молока и мяса. Разработанные бизнес-проекты будут найти в дальнейшем практическое применение в ООО «Борнак» Балтасинского района Республики Татарстан.

Вопросы развития малого предпринимательства, его проблемы и задачи по дальнейшему развитию изложены в научных публикациях, ряд предложений по внедрению бизнес-планов приняты к внедрению в ООО «Борнак» Балтасинского района Республики Татарстан.

Проведенные исследования малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Татарстан позволили сделать следующие выводы и предложения:

1. Проблемы текущего и перспективного развития сельского хозяйства обуславливают необходимость расширения и углубления тематики исследования, разработку модели развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве как в теоретическом, так и прикладных аспектах.

Предпринимательство - это особая форма экономической активности (направленная на получение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее,

2. Особенностями развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве являются:

- земля - главное средство производства (возобновляемый ресурс);

- основные средства производства - живые организмы (животные, растения);

- воздействие природно-климатических условий на результаты и условия труда;

- географическая отдаленность товаропроизводителей от основных потребителей;

- повышенная потребность в энергетических ресурсах, связанная с территориальной рассредоточенностью;

- универсальность труда (использование одного и того же специалиста, рабочего на разных участках работы);

3. Анализ истории предпринимательства, отечественный и зарубежный опыт позволили установить, что при отнесении к субъектам малого предпринимательства учитываются не все показатели, отражающие современные требования развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве. В связи с этим критериями отнесения к малому бизнесу считать не только среднесписочную численность работающих (до 100 чел.), но и годовой объем реализации (до 800 млн. рублей).

4. Становление современного предпринимательства в сельском хозяйстве связано с реформой собственности, с приватизации имущества и земли. Основными его формами являются малые сельскохозяйственные предприятия.

5. На основании проведенного анализа развития ООО республики выявлены следующие тенденции:

- рост числа ООО за последние 5 лет (с 2014 г. по 2018 г.) увеличилось.

- 75 % сельскохозяйственных организаций имеют земельные участки до 3000 га и лишь 15 % - свыше 7000 га, что не способствует развитию товарного производства;

- в период с 2014 г. по 2018 г. наблюдается увеличение стоимости валовой продукции сельского хозяйства на 33,89 %. Уменьшается поголовье коров на 3,80 %, молодняка КРС на 2,3 %, свиней на 4,00 %, овец и коз на 2,10 %;

- меньше половины сельхоз организаций являются убыточными.

6. Выборочное исследование, проведенное автором, показало, что повышению эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций способствует применение инноваций. Расчеты, приведенные на базе ООО «Борнак», свидетельствуют о том, что закупка племенного скота и дальнейшее воспроизводство племенного стада позволили увеличить производство молока с 2014г. по 2018 г. почти в 1,5 раз (со 1717 до 2600 ц) и, как следствие, произошло увеличение среднегодового дохода в 2018 году на 84,62% по сравнению с 2014 годом. Дальнейший путь развития ООО «Борнак» автор видит в расширении сферы деятельности сельскохозяйственных организаций, заключающейся в организации производства, переработки и реализации молока и молочной продукции и мясной продукции в замкнутый цикл для выхода на новые рынки сбыта.

7. Дальнейшее развитие сельскохозяйственных организаций будет складываться под воздействием государственного направления в аграрной реформе. При продолжении сложившегося курса аграрной политики продолжится.

8. Проанализировав развитие малых сельскохозяйственных предприятий

республики, можно сделать выводы:

- количество сельскохозяйственных предприятий республики составляет около 498 штук из них прибыльных 82,8 %;

- процесс образования малых сельскохозяйственных предприятий произошел в большинстве случаев хаотично при сокращении объемов производства и численности работающих до 100 чел., что является одной из основных причин наличия малых сельскохозяйственных предприятий с положительной и отрицательной динамикой показателей производственно-финансовой деятельности;

- в структуре кредиторской задолженности малых сельскохозяйственных предприятий 45 % занимают задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды.

9. Несмотря на некоторые позитивные изменения, на пути развития малого агробизнеса Республики Татарстан стоит целый комплекс проблем, решение которых выходит за рамки отдельного региона:

- отсутствие эффективной государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- в принятых законах и постановлениях о земле отсутствуют механизмы реализации этих постановлений;

- законодательство и нормативно-правовые акты по развитию малого предпринимательства на селе не соответствуют быстроменяющимся требованиям времени, новые законодательные акты принимаются без анализа уже действующих;

- существующая финансово-кредитная система малого предпринимательства не решает такие важные вопросы как: микрофинансирование; предоставление кредитных гарантий (поручительств), долгосрочное кредитование; слабое финансирование программ из бюджета, отсутствие систем страхования и частных инвестиционных фондов;

- отсутствие единой полноценной системы налогообложения, учета и отчетности;

- отсутствие стимулирования внутренних возможностей малых сельскохозяйственных предприятий, сохранения и рационального использования имеющегося производственно-технического потенциала;

- низкий уровень развития производственной базы фермерского сектора и обеспечения условий для роста производительности крестьянского труда, его привлекательности в финансовом и моральном плане;

- отсутствие инвестиций в малый агробизнес, ввиду высокой степени риска;

- нехватка руководителей - предпринимателей и специалистов, обладающих современными знаниями в республики рыночной экономики, менеджмента, маркетинга, новых прогрессивных технологий;

- наличие утраченных людьми традиций занятия частным бизнесом и необходимость психологической переориентации сознания населения.

10. Перспективными направлениями развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве должны стать:

1) На федеральном уровне:

- создание эффективной государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- определение механизма реализации постановлений о земле, принятых в ходе земельной реформы;

- совершенствование финансово-кредитных, имущественных отношений, налогообложения;

- регулирование цен на продукцию и услуги естественных и хозяйственных монополий (горюче-смазочные материалы, электроэнергия, услуги железнодорожного транспорта, основные виды машиностроительной продукции монопольных заводов - поставщиков).

2) На уровне субъектов РФ:

- законотворческая деятельность в этой сфере экономики должна быть направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве;

- устранение административных барьеров;

- предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок;

- ввод системы гарантированных цен с авансированием до 50 % от их величины и квот закупок в региональные фонды на наиболее важные виды продукции; выплаты на них государственных дотаций;

- обеспечение льготного кредитования всех форм малого предпринимательства;

- выделение субвенций на формирование социальной и производственной инфраструктуры в сельской местности;

- совершенствование системы подготовки предпринимателей и фермеров;

- координация всех вопросов, связанных с развитием малого предпринимательства в сельском хозяйстве республики.

3) На уровне местного самоуправления:

- контроль использования бюджетных средств и предоставляемых льгот;

- организация статистического учета и отчетности деятельности малого агробизнеса;

- организация информационного и консультационного обслуживания;

- имущественная поддержка, в виде выделения, продажи, сдачи в аренду имущества обанкротившихся сельскохозяйственных предприятий малым сельскохозяйственным предприятиям и фермерам;

- обобщение и распространение передового опыта ведения сельскохозяйственного производства;

- выступление гарантом, при получении кредитов малым с/х предприятиям;

- формирование государственного заказа на сельскохозяйственную продукцию, услуги, работы.

11. Эффективность от внедрения разработанного бизнес проекта по переработке молока и мяса в малом сельскохозяйственном предприятии ООО «Борнак» состоит в следующем:

- в получении прибыли при переработке собственного сырья на 48 112,80 тыс. руб.;

- в появлении новых рабочих мест (8-10 ед.);

- в увеличении налоговых отчислений в региональный бюджет до суммы 2886,77 тыс. руб.

Анализ развития и проблем всех форм малого агробизнеса показал, что:

- дальнейшее развитие сельского хозяйства Республики Татарстан должно основываться на сочетании крупного, среднего и мелкого производства, однако при длительном сохранении многоукладной структуры в сельском хозяйстве соотношение укладов и форм будет меняться, при этом основой хозяйственного механизма в республике должно стать производственное предпринимательство, с созданием ему условий для его развития;

- рассмотренные положительные примеры развития ООО и малых сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан говорят о том, что имеется большой потенциал развития этих форм предпринимательства, решение проблем которых является одним из направлений выхода из кризиса отечественного сельскохозяйственного производства.

Иллюстрационный материал

 

ЛИСТ 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: