Экономические взаимоотношения России и западных стран

Введение

Современные условия развития мировой экономической системы таковы, что развитие отдельно взятой национальной экономики в отрыве от глобального экономического сообщества невозможны. Процессы интернационализации и глобализации побуждают страны к активному включению своих денежных средств в систему международных валютно-кредитных и финансовых отношений, созданию транснациональных корпораций, союзов и соглашений различного назначения, а также обмену товарами, услугами и трудовыми ресурсами.

Российская Федерация, будучи страной с колоссальными территориальными, минерально-сырьевыми и трудовыми ресурсами, не может не проводить активной политики по внедрению в международные экономические отношения, стремясь при этом оказывать максимально возможное влияние на глобальную экономическую политику и достигать взаимовыгодных отношений с мировым сообществом.

Актуальность темы данного реферата обусловлена не только современными тенденциями на мировом рынке, но и тем фактом, что Россия после длительных переговоров наконец-то добилась включения её в список членов Всемирной торговой организации. В этой связи перед нашей страной открываются новые перспективы, но также назревают и некоторые серьёзные проблемы, требующие безотлагательного решения.

При подготовке данного реферата были найдены многие статьи, рассматривавшие особенности, перспективы и проблемы интеграции России в мировую экономику. Начиная с 2000 года, многие учёные начали освещать данную тему в своих научных трудах и публикациях. Однако для нас наибольший интерес представили работы следующих авторов: Лидии Евгеньевны Гришаевой, доктора исторических наук, которая подробно рассмотрела аспекты вступления Российской Федерации в ВТО как с экономической, так и с политико-исторической точек зрения; Александра Александровича Дынкина, доктора экономических наук и члена Российской академии наук, который не только пишет статьи на данную тему, но и является руководителем ежегодных прогнозных докладов «Россия и мир». Кроме того, интересным оказалось мнение по данному вопросу заместителя министра экономического развития Российской Федерации Алексея Евгеньевича Лихачева.

Целью реферирования будем считать определение путей повышения эффективности интеграции Российской Федерации в мировую экономическую систему.

Задачей данного реферата был поиск современных и актуальных источников информации, касающихся объекта исследования, их обработка, а также получение выводов о текущем положении России в мировой экономике и выявление проблем, с ним связанных.

Предметом исследования являются экономические отношения как таковые, объектом - непосредственно проблемы интеграции Российской Федерации в систему международных экономических отношений. Субъектом исследования естественным образом стала Российская Федерация, её нынешнее положение на мировой экономико-политической арене, а также внешние и внутренние проблемы, связанные с активными попытками занять более устойчивое положение на ней.

 



Экономические взаимоотношения России и западных стран

Российская Федерация из-за её особого географического положения может осуществлять экономико-политическую интеграцию по двум направлениям: на запад и восток. В данном реферате к западу будем относить европейские страны и Европейский экономический союз, Соединённые Штаты Америки и другие страны Северной и Южной Америки, а также Африканский регион. К востоку, соответственно, отнесём Японию, Китай и прочие страны Азиатского Тихоокеанского региона.

Так как речь в реферате, в первую очередь, идёт именно об интеграции России в международную экономику, начнём рассматривать организацию, которая объединяет в себе 159 стран мира - Всемирную торговую организацию.

Переговоры о вступлении России в ВТО велись долгие 18 лет, и в конце концов, 22 августа 2012 года, Россия была принята в ряды членов ВТО. Призванная смягчать последствия мировых экономических кризисов, оказывать поддержку развивающимся странам, способствовать организации свободной торговли между странами, ВТО не всегда оказывает лишь положительное воздействие на национальные экономики недавно вступивших стран. В связи с этим в период переговоров о принятии России в ВТО велись непрекращающиеся дискуссии о необходимости для России такого шага и возможных его последствиях.

К положительным последствиям вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию традиционно относят внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности, что очевидным образом повысит её инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает предсказуемым развитие экономического и правового климата для всех субъектов экономики. Кроме того, должны значительно улучшиться условия доступа на мировые рынки для российских товаров и услуг, что, в свою очередь, должно позитивно отразиться на экономической деятельности российских предприятий и, как следствие, на доходах бюджета. Кроме этого, России приобретёт доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в принятии новых правил международной торговли. При этом Россия должна выступить как посредник и инициатор улучшения экономических условий для стран СНГ, создать благоприятные стартовые условия для присоединения России к Европейскому экономическому пространству.

Либерализм системы ВТО заключается прежде всего в том, что она устанавливает четкие правила игры в применении инструментов внешнеэкономической политики и некоторых инструментов внутренней экономической политики. Эта система ни в коей мере не исключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их использования. Так, существует ограничение на государственные вложения в промышленность, установленные на уровне 9 миллиардов долларов в год. Но на деле оказывается, что для России это не столько ограничение, сколько стимул: дотации в промышленный сектор держатся на уровне 6,4 миллиардов долларов, что оставляет простор для государственной поддержки промышленности.

Длительные переговоры по присоединению России к ВТО предполагали активное участие в них российского бизнес-сообщества. Это обусловлено не только возможностью максимизировать выгоды для заинтересованных компаний от членства нашей страны в данной организации, но и перспективой более эффективного использования государственного ресурса при планировании и осуществлении своей хозяйственной деятельности.

Российское бизнес-сообщество имеет реальную возможность оказывать влияние на переговорный процесс по присоединению России к ВТО путем активного участия в подготовке переговорных позиций. Такой подход позволит заинтересованным компаниям максимизировать выгоды от членства России в ВТО на перспективу.

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые страны сейчас являются ее членами. Кроме чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан.

Члены ВТО пользуются режимом наибольшего благоприятствования во внешней торговле с другими членами, получают возможность разрешения торговых противоречий и конфликтов. Фирмы, выступающие экспортерами на мировых рынках в условиях справедливой конкуренции, вынуждены заботиться о снижении издержек, расширении ассортимента и качества продукции, продвижении высоких технологий. Все это позитивно влияет на макроэкономические процессы государств-членов ВТО. Конечные потребители в таких странах благодаря либерализации внешней торговли получают доступ к разнообразным товарам и услугам иностранного происхождения. В результате для них расширяется диапазон выбора и, следовательно, возможности более эффективного использования доходов.

Однако тут же выходят на свет и недостатки, связанные с присоединением к ВТО. В этом случае Российская Федерация должна будет принять ограничения, связанные с инструментами государственного регулирования: экономическими обменами и субсидиями. Возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг также будет ограничено четырьмя инструментами - антидемпинговыми, защитными и компенсационными тарифами, экспортным тарифом.

Другие проблемы кроются в международных отношениях России с государствами, входящими в ВТО. Если с каждой отдельной из них отношения могут быть достаточно благоприятными и располагающими к взаимному сотрудничеству и компромиссам, то в целом все страны ВТО подчинены условиям, диктуемым странами-старейшими её членами, которые, собственно, и оказывают реальное влияние на правила и условия существования участников в рамках ВТО. Эти страны с трудом соглашаются на компромиссные условия и какие-либо уступки в направлении России, вынуждая её подстраиваться в уже существующую систему отношений. Всё чаще в СМИ звучит мнение о том, что европейская система, созданная в рамках ВТО, находится в стадии «умирания» и пытается удержаться «на плаву» за счёт новоприбывших членов, фактически не давая им развиваться. В пример приводят ситуацию с Кипром, а также кризис 2008-09 годов, банкротство Греции, закрытие американских заводов. При этом Россия рассматривается в основном как источник сырьевых ресурсов, интересы и активы которого не считаются неприкосновенными. При этом система хотела бы иметь возможность оказывать влияние и на внутреннюю политику России.

Однако далеко не все точки зрения на проблемы вступления в ВТО настолько пессимистичны. Несомненно, в России имеет место быть значительное отставание в эффективности производственного сектора. Вступление в ВТО неизбежно привлечёт на российский рынок потоки импортных товаров. Для поддержания национальной экономики на должном уровне развития и для недопущения разорения российских производителей необходимо обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции. Пока что Россия в этом плане уступает странам-импортёрам. В связи с этим необходимы меры по повышению эффективности и конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов. Этого можно добиться увеличением государственных субсидий в производственный сектор и повсеместным обновлением устаревших основных средств, доля которых значительна.

Для повышения конкурентоспособности России на мировом рынке важно также повышение государственных дотаций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, так как имеет место недостаток инновационной составляющей в отечественной экономике, значительное устаревание как используемого оборудования, так и методов и технологий. В то время как в странах Запада государственные затраты на поддержку научного сектора составляют в среднем до 10%, в России они держатся на уровне 3%.

Не стоит, тем не менее, исключать из поля зрения отношения России с Соединёнными Штатами Америки, в очередной раз обострившимися в недавнее время в связи с так называемым списком Магнитского, опубликованным США, и принятым в ответ на него в РФ федеральным законом от 28 декабря 2012 года. Хотя российское правительство отрицает связь между этими двумя нормативно-правовыми актами, она всё же очевидно прослеживается. Между Россией и США до сих пор сохраняются прохладные диалоговые отношения; Америка оказывает давление, всеми силами пытаясь навязать удобную и привычную ей систему налогов, которая не подходит для российских реалий и усугубит экономическую ситуацию в стране.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Вступление России в ВТО способно оказать как положительное влияние на развитие экономики страны и международные отношения, так и спровоцировать некоторые проблемы. В любом случае, России на данном этапе интеграции в мировую экономику очень важно проводить меры по повышению эффективности и конкурентоспособности производимой продукции, повышать долю государственных вложений в развитие научного сектора и инновационные технологии, всячески способствовать развитию национальных хозяйств и поддерживать их экономически и законодательно. Откровенно говоря, необходимо совершенствование правовой системы и методов управления субъектами федерации.

Помимо Всемирной торговой организации, в мире существует ряд других экономических и политических организаций, оказывающих существенное влияние на развитие международных экономических отношений. Российская Федерация естественным образом заинтересована в членстве во многих из них, чтобы получить возможность принимать реальное участие в решении международных вопросов и добиваться улучшения условий вхождения в мировую экономическую и политическую жизнь.

Среди таких организаций сразу же следует упомянуть Европейский экономический союз, в который Российская Федерация уже долгое время безуспешно пытается вступить. Отказы о вступлении ЕС мотивирует, в основном, несоответствием российского законодательства европейскому уровню развития. Тем не менее, сотрудничество России с ЕС в целом перспективно. Объёмы сотрудничества неизменно растут (за последние 10 лет, например, они возросли в 4-5 раз), но нормативная база, регулирующая это сотрудничество, безнадёжно устарела. Товарооборот РФ с ЕС достиг 400 млрд евро м по прогнозам, за несколько лет, может достигнуть 500 миллиардов. Ведутся, пока безуспешно, переговоры о создании Зоны свободной торговли с Европой. Но эти, а также переговоры об обновлении правового регулирования пока заходят в тупик из-за сильного различия интересов стран.

С 2007 года ведутся переговоры о вступлении России в Организацию экономического сотрудничества и развития, пока также безуспешные. Отказ о вступлении был связан с той же причиной, что и в случае с Евросоюзом. Однако вступление в ВТО способствовало развитию в этом направлении, и теперь конкретные результаты в диалоге о вступлении ожидаются к 2014 году. Неизбежное изменение законодательства в сторону демократизации, несомненно, будет способствовать принятию положительного решения о принятии России в ОЭСР.

Несмотря на сложности во вхождении в вышеуказанные международные организации, Российская Федерация вовсе не подвергается насильственной изоляции от международных управленческих учреждений. Так, наша страна является постоянным участником влиятельного экономического международного клуба - Большой восьмёрки, не являющейся международной организацией. Все решения, принятые в ходе съездов восьми стран-участниц (Великобритании, Германии, Канады, Италии, США, Японии, Франции и России) на неофициальных форумах лидеров этих стран, носят лишь совещательный характер и необязательны к исполнению.

Россия также является членом Большой двадцатки - форума, объединяющего 20 крупнейших национальных экономик и созданного для сотрудничества и консультаций по вопросам, относящимся к международной финансовой сфере. В Большую двадцатку, помимо России, входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Европейский союз, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китайская Народная Республика, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южноафриканская республика, Республика Корея и Япония. Эти сраны в совокупности представляют 90% мирового валового национального продукта.

Однако на саммиты Большой семёрки - финансового клуба - Россию не приглашают, тем самым несколько ограничивая её роль на мировой арене. В качестве альтернативы для России существует участие в БРИКС - группе из пяти быстро развивающихся стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южноафриканская Республика). БРИКС обладает неоспоримым потенциалом: на территории стран-участниц проживает около 40% населения земли, а суммарная доля их ВВП составляет 25% от мирового объёма. Главной особенностью БРИКС является то, что она объединяет страны с развивающейся экономикой, находящиеся в политическом противостоянии с так называемыми индустриальными странами. Большая семёрка не допускает страны БРИКС к определению стратегии мирового финансово-экономического развития, предпочитая решать всё в узком кругу. Происходит это, главным образом, из-за того, что страны БРИКС, как считается, имеют проблемы со стабильностью банковских систем, инвестиционным климатом и методами ведения бизнеса, а также не соответствуют уровню западных демократических политических стандартов. Не принятая в Большую семёрку Россия имеет, тем не менее, возможность присутствовать на форумах Восьмёрки и способна представлять и защищать там интересы партнёров по БРИКС. То есть БРИКС - это не только экономическое, но и политическое объединение для защиты прав его членов на мировой арене. Пока что БРИКС значительно слабее клуба индустриальных стран, но влияние её стремительно растёт, заставляя с ней считаться. Однако и тут у России имеется своя проблема: некоторые эксперты считают, что РФ, в отличие от остальных стран-участниц БРИКС, находящихся в восходящей фазе цивилизационного развития, уже вступила в нисходящую фазу. Вкупе с внутренними политическими и экономическими проблемами, Россия, предположительно, может начать терять влияние и даже оказаться исключённой из числа стран БРИКС.

Данные об экономических отношениях России и стран Запада

 

Торговля России со странами Запада, проценты

Доля стран в мировом ВВП на 2011-2012 гг.

 

Экспорт

Импорт

в долларах США в процентах рейтинг
  2009 2010 2011 2009 2010 2011      
Всего 100 100 100 100 100 100 70020432 100 -
Россия

 

 

1857770 2,65 10
Страны СНГ:

 

 

 

Украина 4,6 5,8 5,9 5,5 6,1 6,6 165245 0,24 54
Беларусь 5,5 4,6 4,8 4,0 4,3 4,7 55132 0,08 74
Страны ЕС:            

 

Великобритания 3,0 2,8 2,7 2,1 2,0 2,3 2445408 3,49 7
Германия 6,2 6,5 6,6 12,7 11,7 12,3 3600833 5,14 4
Италия 8,3 6,9 6,3 4,7 4,4 4,4 2193971 3,13 8
Франция 2,9 3,1 2,9 5,0 4,4 4,3 2773032 3,96 5
Страны БРИКС:            

 

Бразилия 0,4 0,5 0,4 2,1 1,8 1,4 2476652 3,54 6
Индия 2,0 1,6 1,2 0,9 0,9 0,9 1872840 2,67 9
Китай 5,5 5,1 6,8 13,6 17,0 15,8 7318499 10,45 2
Другие:            

 

Аргентина 0,1 0,1 0,2 0,7 0,4 0,3 446044 0,64 25
Канада 0,2 0,3 0,1 0,7 0,6 0,6 1736051 2,48 11
Мексика 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3 1153343 1,65 14
Турция 5,4 5,1 4,9 1,9 2,1 2,1 774983 1,11 18
США 3,0 3,1 3,2 5,5 4,8 4,8 14991300 21,41 1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: