Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости

 

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись Указ Президента РФ от 25 марта 1992г. №301 "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий", Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности", Основные положения государственной программы приватизации государственного и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535, Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. №198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности", Указам Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами". С 27 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Как указано в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24 марта 2005 г., исключительность предоставляемого ст. 36 ЗК РФ права следует понимать в том смысле, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим земельным участком. В связи с этим установленный пунктом 1 статьи 5 Закона о приватизации запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не превышает 25%, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.

Следует обратить внимание на то, что если п. 1 ст. 36 ЗК РФ предоставляет исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды собственникам расположенных на них объектов недвижимости, то п. 3 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает обязанность собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, взять в аренду либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом ни сроки исполнения такой обязанности, ни санкции за неисполнение не установлены, что лишает ее практической значимости.

Процедура реализации исключительного права собственника здания, строения, сооружения на приватизацию земельного участка под этим зданием (или приобретение его в аренду) закреплена в п. п. 5 - 6 ст. 36 ЗК РФ: граждане или юридические лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты. Соответствующий орган в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, готовит проект договора и направляет его заявителю с предложением о заключении договора.

Отсутствие в формулировке установленного в п. 1 ст. 36 ЗК РФ четкого указания на возможность выбора предоставляемого исключительного права собственником объекта недвижимости породило немало вопросов по поводу того, кому принадлежит возможность выбора права на земельный участок, оформляемого в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, - собственнику расположенного на нем объекта недвижимости или органу государственной власти или местного самоуправления. Как правило, собственники объектов недвижимости обращаются в уполномоченные органы с заявлениями о предоставлении им земельных участков в собственность. Для органов же государственной власти и местного самоуправления, как показывает практика, наиболее предпочтительным вариантом оформления правоотношений по использованию земельного участка является аренда, поскольку доходы от использования государственного или муниципального имущества (в том числе посредством сдачи его в аренду) являются одним из важных источников формирования соответствующих бюджетов.

Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществлялась в России с 1991 г. бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

Отчуждению (приватизации) в соответствии с ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат земельные участки в составе земель:

. Лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;

2. Зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

.   Общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);

.   Транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;

.   Зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись Указ Президента РФ от 25 марта 1992г. №301 "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий", Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности", Основные положения государственной программы приватизации государственного и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535, Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. №198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности", Указам Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами". С 27 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".



Заключение

 

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием "карты" приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Первый опыт приватизации в России показал, что отчуждение муниципальной собственности часто осуществлялось стихийно и непродуманно. Так, часто муниципальные образования, не успев стать собственником, по распоряжению сверху должны были произвести отчуждение своей собственности. Приватизация осуществлялась в условиях, когда невозможно было определить подлинную цену отчуждаемых объектов, что являлось неоправданным расточительством. Полученные от приватизации муниципальной собственности средства оказались недостаточными не только для долгосрочных инвестиций, но и для решения неотложных текущих социальных проблем. Таким образом, многие муниципальные образования оказались и без собственности, и без финансовых ресурсов.

Говоря о законодательстве приватизации государственного и нормативного имущества, то оно отличалась противоречивостью нормативно-правовых актов. В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков.

Безусловно, вовлечение в процесс приватизации независимых юридических лиц, заинтересованных в получении прибыли от продажи имущества, в общем итоге и оживит сам процесс приватизации, и увеличит поступление в бюджет денежных средств. Но пока остается непонятным механизм привлечения независимого оценщика. Профсоюз направил в Минэкономразвития официальное предложение по этому вопросу.

Следуя Основным направлениям бюджетной политики до 2013 года, опубликованных Минфином России в Российской газете объем приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности, в 2011-2013 годах составит 883 миллиарда рублей. В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 миллиардов рублей в 2011 году, 276 миллиардов рублей - в 2012 году и 309 миллиардов рублей в 2013 году).

Исходя из того, что в 2010 году планировалась приватизация госсобственности на 70 миллиардов рублей, однако впоследствии прогноз был повышен до 100 миллиардов рублей, общий объем приватизации в 2010-2013 годах может составить 983 миллиарда рублей.

Анализируя прогнозы Минфина России на ближайшее будущее, можно с уверенностью сказать, что государство уверенно идет к цели, поставленной еще в 90-х годах прошлого столетия. Делается ли это, как и в советское время "поспешно" или все-таки обдуманно покажет время.

Считается, что процесс приватизации государственного и муниципального имущества в нашей стране проводимый в России имеет огромное значение. Он затрагивает практически все сферы жизни российского общества. Приватизация государственной собственности необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. В настоящее время органами государственной власти осуществляется планирование приватизации имущества, где четко сформулирована программа приватизации, подтвержденная законодательной базой.



Список литературы

Нормативно-правовые источники

1. Конституция Российской Федерации. от 12.12.1993г. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 63с.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10. 2001: текст с изм. и доп. на 1 мая 2012г. - М.: Эксмо, 2012. - 96 с. - (Законы и кодексы).

.   Федеральный закон Российской Федерации. "О приватизации" от 04.07.1991г.

.   Гражданский кодекс Российской Федерации. от 30.11.1994г. Часть первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. На 1 ноября 2012г. - М.: Эксмо, 2012. - 656с. - (Актуальное законодательство).

Иные источники

1. Земельное право: учебник / О.И. Крассов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФА-М, 2012. - 608с.

2. Земельное право: учебник / Е.С. Болтынов - М.: РИОР, 2012- 553с. (высшее образование)

.   Земельный участок: учебник / П.А. Астахов - 5-е изд.: доп. - М.: Эксмо, 2008. - 256с.

.   Земельное право: учебник / Б.В. Ерофеев - отв. ред. Н.И. Краснов. - 9-е изд., перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2008.- 380с.

.   Земельное право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. - М.: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2009 - 546с.

.   Земельное право: учеб. / отв. ред. Г.Е. Быстров, Р.К. Гусев. М.: Проспект, 2011. - 124с.

.   Земельное право: курс. лекций. Н.А. Сыродаев,:2009 - 145с.

8. Каспин В.И., Осетрина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 96 с.

9. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в

Российской Федерации.: ч 1 - М.: Юстицинформ, 2008 -205с.

.  Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Вадяпина акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. 640 с. - (Высшее образование).

Электронные ресурсы

1. www.consultant.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: