Государственные границы. Понятие, виды и способы установления

Значение границ государства состоит в том, что они обозначают пределы принадлежащей ему территории со всеми ее ресурсами, являющимися материальным условием существованием всякого общества. Государственные границы определяют также пределы территориального верховенства государства. Четкое разграничение принадлежащих государству ресурсов и пределов его верховной власти имеет существенное значение для предотвращения конфликтов между государствами и развития мирного сотрудничества. Безопасность государственных границ во многом обеспечивает безопасность самого государства и его территории.

Ст. 1 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» указывает, что «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации».

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории.

Сухопутные границы устанавливаются на основании договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам обозначаются на местности. Как правило, границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горы, реки и т.п.) – это орографические границы. Границы могут проводиться также по прямой линии от одной точки до другой – геометрические; могут совпадать с параллелями и меридианими – астрономические. Также на практике применяется комбинированный способ установления государственных границ, включающий в себя несколько вышеперечисленных.

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы по рекам устанавливаются по договоренности между сопредельными государствами. Чаще всего они проводятся по тальвегу – линии наибольших глубин судоходной реки, посередине главного фарватера или посередине несудоходной реки; на озерах и иных водоемах – по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам озера или иного водоема.

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориальных вод или линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориальных вод устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своих территориальных вод до предела, не превышающего 12 морских миль.

Современные границы в большинстве случаев представляют собой линии, точно обозначенные на карте и на местности. Как правило, такие границы устанавливаются по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии границы подробно описывается в таком международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая служит неотъемлемой частью договора.

Кроме договорных, существуют т.н. исторически сложившиеся границы, точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но которые длительное время соблюдались на практике и были так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое признание создает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и на этой основе делает ее юридически обязательной для сопредельных государств.

От государственных границ следует отличать демаркационные линии, которые устанавливаются при неокончательно урегулированном вопросе о границе между сопредельными государствами или после прекращения военных действий до подписания мирного договора, когда необходимо разграничить воюющие стороны. Такие линии установлены между Индией (штат Кашмир) и Пакистаном (1949 г.) и в ряде других регионов мира.

Международные договоры обычно содержат положения:

- о прохождении и обозначении государственной границы на местности;

- об уходе за пограничными знаками;

- о совместных комиссиях по проверке границы;

- о пограничных уполномоченных (комиссарах);

- о порядке пользования пограничными водами и пересекающими границу железными и шоссейными дорогами;

- а также положения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и горном деле вблизи государственной границы.

В целях обеспечения необходимого порядка в приграничных районах государства могут создавать в них специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренними законами.

Для упрочения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества сопредельных государств важное значение имеет своевременное урегулирование различных пограничных инцидентов на основе взаимного согласия сторон. В международной практике для этих целей применяется институт пограничных комиссаров (пограничных представителей).

Государственные границы могут изменяться, как подчеркнуто в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, «в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности». Современное международное право выделяет три основания для изменения границ:

1) во-первых, это осуществление народами и нациями своего права на самоопределение: образование новых независимых государств на бывших зависимых территориях, объединение двух или нескольких государств или разделение существующего государства;

2) во-вторых, это обмен участками территории между сопредельными государствами в целях установления более удобного прохождения линии границы на местности;

3) в-третьих, это небольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации.

Порядок установления Государственной границы.

Современная международная практика выработала два основных этапа установления государственной границы – делимитацию и демаркацию.

Делимитация – это определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Делимитация завершает процесс дипломатических переговоров относительно государственной границы и закрепляется в договорах между сопредельными государствами. Делимитация проводится на правительственном или дипломатическом уровне. В результате делимитационной работы договаривающиеся государства составляют общее описание прохождения линии государственной границы и наносят ее на карту.

Демаркация – это проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. Работа по демаркации – это перенос на местность результатов делимитации государственной границы. При проведении границы на местности должны соблюдаться соответствующие положения соглашений о делимитации. Материалы делимитации госграницы служат правовым основанием для демаркации. О всех действиях по демаркации составляются специальные документы – протоколы с описанием прохождения линии границы, положения пограничных знаков, а также схемы и снимки этих знаков.

К демаркации границы предъявляются определенные требования: она должна обеспечить точность, ясность, прочность и наглядность, т.е. видимость прохождения границы во всякое время года, притом с возможно большего расстояния. Обозначение границы ясно видимыми пограничными знаками должно способствовать возможности проверки прохождения линии границы сопредельными странами.

По установившейся практике проведение государственной границы на местности осуществляется специальными смешанными комиссиями, создаваемыми на основе договоров сопредельных государств о делимитации. В виде исключения в таких комиссиях могут принимать участие и представители третьих государств.

В задачи демаркационных комиссий обычно входит: 1) проведение линии государственной границы на местности и составление крупномасштабных карт; 2) установление и обозначение пограничных знаков; 3) составление подробных протоколов-описаний прохождения линии границы с соответствующими схемами, фотоснимками, приложениями и т.п.

Линия государственной границы, подлежащая демаркации, разбивается на участки (секторы). Для работы на каждом из них создается подкомиссия из состава делегаций обеих сторон. Состав российской делегации в подкомиссии состоит из: 1) председателя, 2) членов (обычно двух), 3) секретаря, 4) технической группы, 6) команды по установлению столбов и 6) команды обеспечения.

Обычно работа смешанной демаркационной комиссии делится на три стадии: подготовительную, полевую и заключительную.

На подготовительной стадии работы российская делегация в смешанной комиссии: 1) собирает все материалы, характеризующие прохождение линии границы, 2) изучает и систематизирует их, 3) знакомится с договорами, приложенными к ним картами, документами о расположении пограничных знаков, инструкциями, а также 4) определяет состав делегаций в подкомиссиях и обеспечивает их утверждение.

Полевая стадия работы – это проведение линии границы непосредственно на местности и обозначение ее пограничными знаками.

Заключительной стадией работы смешанной комиссии является составление и подписание документов и демаркационных карт по описанию прохождения линии границы и расположения пограничных знаков. Основным итоговым документом демаркации границы, как было сказано выше, является протокол-описание линии границы, который должен быть точным и достаточно подробным, чтобы исключить возможность возникновения споров и различных толкований.

Все подлежащие подписанию итоговые документы демаркации составляются в четырех экземплярах: два на русском и два на языке сопредельного государства. Российская сторона получает по одному экземпляру на русском и иностранном языках. С подлинных экземпляров каждая сторона изготавливает необходимое количество копий, которые заверяются, как правило, секретарем каждой делегации.

Редемаркация – это проверка и уточнение в соответствии с соглашениями между государствами прохождения ранее демаркированной линии границы, а также восстановление разрушенных или утраченных пограничных знаков, замена знаков одного типа знаками другого типа и постановка дополнительных знаков. При редемаркации оформляются те же документы, что и при демаркации.

При редемаркации возможны небольшие изменения линии границы по взаимному соглашению сопредельных государств.

Международные договоры, устанавливающие границу, могут прекращать свои действия или изменяться только по взаимному согласию сторон. Как было отмечено в Заключительном акте государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, «их границы могут изменяться в соответствии с международным правом мирным путем и по договоренности».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Общая правовая характеристика различных видов территорий.

2. Понятие государственной территории.

3. Способы изменения состава государственной территории.

4. Виды государственных границ.

5. Понятие режима государственной границы и его содержания.

6. Делимитация, демаркация и редемаркация границы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: