Детство и юность писателя

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828 — 1910)

Вся жизнь Л.Н.Толстого прошла в постоянных исканиях.
Литературное творчество было для него лишь одной из форм поиска
и утверждения истины (были еще служба в армии, школа для
крестьянских детей, переустройство хозяйства, чтение бесчисленного множества книг на разных языках). Поиски истины
начались у Л.Н. Толстого рано, и именно им была подчинена вся
долгая жизнь писателя.

 






Детство и юность писателя.

Л.Н.Толстой родился 28 августа (9
сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Род графа Толстого
существовал в России более шестисот лет. Мать писателя, Мария
Николаевна, также происходила из старинного дворянского рода
князей Волконских, ведущих свою историю от легендарного Рюрика.
В семье Толстых было четверо сыновей (Николай, Сергей, Дмитрий и
Лев) и дочь Мария, рождение которой обернулось горем для семьи: в
родах умерла Мария Николаевна Толстая. Л.Н.Толстой лишился
матери, когда ему не было еще и двух лет, поэтому воспоминания о
ней остались смутные, зато ее духовный облик, составленный по
рассказам близких, писатель бережно хранил всю жизнь. После
смерти матери заботы о детях взяла на себя тетушка писателя,
Татьяна Александровна Ергольская, оказавшая, по словам Л. Н.
Толстого, огромное влияние на формирование его духовного мира.
С детства Лев Толстой чувствовал родственную причастность к
исторической судьбе России. Детскую игру в «муравейных братьев»,
придуманную любимым братом Николенькой, Л. Н. Толстой помнил
всю жизнь. Николенька сообщил, что у него есть тайна, через
которую, если она откроется, все люди станут счастливыми, «будут
любить друг друга, все сделаются муравейными братьями»
(вероятно, Николай имел в виду моравских братьев. Моравские братья —христианская секта, основана в 1467 году, которая проповедовала бедность, отказ от мирской деятельности, смирение, непротивление злу.
).

 Тайна всеобщего счастья была написана, по словам Николеньки, на
зеленой палочке, которая якобы была зарыта у дороги, на краю
оврага.
В январе 1837 года семья Толстых переехала в Москву, где
старший сын Николай начал готовиться к поступлению в университет, а в июне 1837 года в Туле умер уехавший туда по делам отец
Николай Ильич Толстой. Левушка был отправлен в Ясную Поляну
под опеку Т. А. Ергольской и немца-гувернера Федора
Ивановича Ресселя. Летом 1841 года детейТолстых забрала к себе в
Казань тетка Пелагея Ильинична Юшкова. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на философский факультет «по разряду
арабско-турецкой словесности». Через год перевелся на юридический факультет, где он со свойственным ему увлечением
отдался изучению трудов французских философов-просветителей
(Монтескье, Руссо и др.). В результате он, не долго думая, «бросил
университет именно потому, что захотел заниматься». С марта 1847 года Толстой начал вести дневник, который с
небольшими перерывами вел всю жизнь. Дневник этот, безусловно,
способствовал выработке у него привычки и умения наблюдать
прежде всего собственные мысли и чувства и анализировать их, что
впоследствии воплотилось в произведениях писателя как глубокий
психологический анализ человеческой личности вообще и путей ее
нравственного и духовного совершенствования. Но одних
отвлеченных размышлений Толстому как человеку деятельному было
недостаточно. Он едет в Ясную Поляну с целью посвятить себя
хозяйственным делам и творчеству.
Однако прожить долго в деревне Л. Н. Толстой тоже не смог. Он
поехал в Москву, потом в Петербург, успешно сдал два кандидатских экзамена на юридическом факультете университета, но
бросил начатое, опять возвратился в деревню, устроился на службу в Тульское
губернское правление, но служба тоже не удовлетворяла его. Наконец, в 1851
году, в двадцать три года, он отправился с братом Николаем на Кавказ, где
вскоре поступил на военную службу. На Кавказе у Л. Н. Толстого родился
замысел повести «Казаки». Именно здесь он впервые почувствовал всю бессмысленность и разрушительность войны.
К 1852 году относятся первые писательские опыты Л. Н. Толстого: он
делал наброски незаконченной повести «История вчерашнего дня» и повести из цыганского быта. Тогда же писатель начал работу над повестью «Детство» и продолжил ее одновременно с созданием первого из военных рассказов —
«Набег». В 1852 году Л.Н.Толстой послал свою первую повесть «Детство» в «Современник» Н.А.Некрасову. Уже с этой первой публикации стало очевидно, что в
литературу пришел яркий и самобытный писатель.
Трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность»
(1857). В окончательном тексте повести «Детство» с первой же сцены перед
читателем появляются только те события, предметы, что замечены,
восприняты самим главным героем, Николенькой, и сохраняются потом в его
памяти. Таким образом, вместо давления среды, времени решающе важной
стала теперь диалектика души самого человека (как назвал это позднее,
опираясь именно на изображения Л.Н.Толстого, Н.Г.Чернышевский), его
собственная душевная работа. При этом никакого значения не имела степень
общественной или какой-либо другой важности человека.
Став главным предметом толстовского внимания и изображения,
диалектика души тут же явилась и главным творческим принципом писателя,
его художественным методом, т. е. особым способом осваивать мир.
Действие в первой повести Л.Н.Толстого начинается и разворачивается,
переходя от одного конкретного и частного впечатления мальчика к другому.
Впоследствии в толстовских изображениях первой влюбленности Наташи
Ростовой или отчаяния ее брата при его проигрыше Долохову читатель видит
какие-то собственные переживания. Объясняется это тем, что Л. Н. Толстой
умел подчеркнуть в своих героях нечто основополагающее для самой
сущности человеческого духовного существования.

Севастопольские рассказы (1855 —1856). Военные рассказы
Л. Н. Толстой стал писать одновременно с первой своей повестью.
Они сопутствовали трилогии и дальше, вплоть до публикации
завершившей ее повести «Юность».
Собственные впечатления Л. Н. Толстого этой поры были связаны преимущественно с поведением людей в условиях боевых
действий. Эти впечатления он и стал отражать в военных рассказах,
не доверяя никаким готовым понятиям, устанавливая заново, что
же такое стойкость, дается ли она человеку изначально, обусловлена
ли она принадлежностью к определенному кругу, образованностью и
т.д. Так, в 1853 —1856 годах появились военные рассказы
Л.Н.Толстого «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный». В них
отразилось пребывание писателя на Кавказе.
В начале 1854 года Л.Н.Толстого перевели по его просьбе в
Севастополь, где он участвовал в обороне знаменитого четвертого
бастиона.
После этого подход к военной теме в творчестве писателя
существенным образом изменился.
Общаясь с солдатами, Л. Н. Толстой понял, что истинный патриотизм следует искать не в высших сферах среди штабных офицеров, а в кругу простых людей, на плечи которых падает основная
тяжесть войны.
«Утро помещика» (1856). В этой явно автобиографической
повести показана пропасть между прекраснодушным 19-летним
помещиком-мечтателем Нехлюдовым и крестьянами. Л. Н. Толстой
всю жизнь стремился преодолеть эту пропасть между собой и
простым народом.
Рассказы 1856—1859 годов. Важные нравственные проблемы
были подняты в рассказах «Записки маркера», «Два гусара»,
«Альберт», «Люцерн», «Три смерти», в повести «Семейное
счастие». Именно в рассказе «Люцерн» писатель впервые открыто и
дерзко отверг привычные представления о важном и неважном в
истории и объявил событием громадного, даже исключительного
исторического значения тот факт, что сто человек, слушавших
нищего певца, не дали «ему ничего и многие смеялись над ним».
В рассказе «Альберт» Л. Н. Толстой показал, как способность
создавать высокие художественные творения может сочетаться в
человеке с крайним и губительным для него самого неблагообразием,
которое, однако, не является помехой порывам и восторгам
вдохновения.
Степень близости к природе или удаления от нее стала в рассказе «Три смерти» критерием естественности или неестественности
человеческого поведения, проверяемого перед лицом смерти. В
повести «Семейное счастие» родственные отношения, привязанность
к близким спасают в конечном счете героиню от соблазна и
неминуемого нравственного падения.

В 1855 —1857 годах в «Современнике» были опубликованы
повесть «Юность» и «Севастопольские рассказы». Произошло
знакомство Л. Н. Толстого с Н. А. Некрасовым, И. А. Гончаровым, И.
С. Тургеневым, А. Н. Островским, Д. В. Григоровичем, Н. Г. Чернышевским, С. Т. и К. С. Аксаковыми и другими литераторами.
Л.Н.Толстому недостаточно было назвать какое-то определенное качество человека или несколько качеств, чтобы охарактеризовать его. Он пошел дальше и глубже, заглянул в тайны человеческой души, чтобы увидеть сам процесс зарождения чувства,
картину душевной жизни. При этом писатель показал неточность
любых шаблонных определений человеческой личности. Психологический анализ Толстого открыл в человеке чрезвычайно богатые
возможности внутреннего обновления и совершенствования. Таким
образом, «диалектика души» у Л.Н.Толстого переросла в «диалектику
характера».
В 1856 году Л. Н. Толстой впервые выехал за границу, чтобы
изучить систему народного образования в Западной Европе.

Педагогическая и общественная деятельность Л.Н.Толстого.
Вернувшись в Ясную Поляну, Л. Н. Толстой пытался строить свои
отношения с крестьянами на новых началах (создание крестьянской
артели, совместный с крестьянами физический труд).
Одновременно писатель реализовал свою идею создания школы для
крестьянских детей. Уже ранней осенью 1859 года начались занятия
в организованной Л. Н. Толстым яснополянской школе. Тогда же
произошел и поворот Л.Н.Толстого от литературы к педагогике. Л. Н.
Толстой сам учил детей, открывал новые школы, издавал
педагогический журнал «Ясная Поляна»... Его планы были громадны
— целью являлось преобразование всей русской жизни. Для работы
в школах были привлечены студенты-учителя. Предполагалось, что
учащиеся и учителя в ходе занятий поделятся друг с другом — дети
получат знания, а учителя воспримут детскую чистоту и
непосредственность. В результате и должно было сложиться некое
человеческое единение, единение дворянства с народом.
В начале 1860-х годов Л.Н.Толстой увлекся общественной
деятельностью:
приветствуя реформу 1861 года, он выступил в
качестве посредника между крестьянами и помещиками в вопросе о
разделении земель. Защита им крестьянских интересов вызвала
недовольство тульского дворянства. В результате доноса
представителей местного дворянства в яснополянском доме и его
окрестностях были учинены обыски, а школы буквально разгромлены. Но главное поражение потерпела мечта Л.Н.Толстого о
возможности единения и гармонии народных интересов и интересов
господ в результате реформы 1861 года.
«Казаки» (1863). После вынужденного отказа от педагогической деятельности Л.Н.Толстой возвратился в литературу.
Успешному возвращению способствовала глубокая и сильная любовь
к дочери известного московского врача Софье Андреевне Берс, на
которой он женился 23 сентября (6 октября) 1862 года.

Одним из наиболее ранних и устойчивых толстовских замыслов
был замысел кавказской повести. У писателя накопилось немало
собственных впечатлений о Кавказе, не совпадающих с
романтической традицией изображения этого края. Не могли
устроить Л.Н.Толстого и очерки кавказской жизни, начавшие
появляться в 1840-х годах и написанные в духе «натуральной
школы».
Встреча Оленина с жителями казачьей станицы могла представлять собой поставленный в самом чистом виде и при наилучших
условиях опыт сближения человека из «образованного сословия» с
миром простых людей.
Поначалу все в повести складывается вроде бы благоприятно,
даже счастливо. Но, когда Оленин хочет сблизиться с людьми,
живущими в станице, окончательно, они его отторгают, чувствуя,

 

«Война и мир» (1863 —1869). Главная мысль – «мысль народная»

«Анна Каренина» (1873- 1877). Главная мысль – «мысль семейная»

Вопреки моралистическому замыслу о святости таинства брака, героиня
романа, пренебрегшая семейными узами ради любви, отвергнутая обществом, не понятая любовником и в отчаянии покончившая с собой, вызывает сочувствие и сострадание читателей как жертва лицемерной светской морали исобственныхсложных переживаний. Светское общество поощряет тайные измены и вполне благосклонно к тем, кто тщательно скрывает от посторонних глаз свою внутреннюю жизнь.
В то самое время, когда создавался роман «Анна Каренина», натурализм, проникая в действительную сложность биологического существования человека, все настойчивее приходил к тому, что человек исключительно и фатально подчинен своей природе. Л.Н.Толстой избежал подобного сужения творческой задачи. Любовь Анны к Вронскому «подготовлена» всей ее предшествующей семейной жизнью, в которой было сколько угодно уважения, благодарности, но не было ни капли любви.
Анна встречает Вронского на вокзале железной дороги. С железной дорогой
связаны начало их отношений, потом сцена в Бологом, наконец, гибель Анны.
Так железная дорога приобретает в романе определенный символический смысл. И раздавленный поездом мужик, неоднократно возникающий в страшных видениях Анны, соотнесен в романе с теми мужиками, что косят с Левиным...

Но главное устремление Л.Н.Толстого то же самое, что было и в «Войне и мире»:
помогать людям «полюблять жизнь», как он сам тогда это обозначил. Испытав
перед лицом подступившей смерти ужас близости с «обоими Алексеями», Анна и
после этого опять бросится к Вронскому, оставив мужа, сына, без которого, как ей прежде казалось, она не могла жить. Причина этого не в том, что она
изначально была порочна, а в том, что при искусственности многого в ее жизни с Карениным уцелела, не пропала живая сила чувств.
В обращении Л.Н.Толстого к судьбе Анны проявился едва ли не
максимальный для того времени демократизм. Героиня Л. Н.
Толстого заходит в своих поступках так далеко, что это становится
искусстве последней трети XIX века, стремившееся к объективному,
бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное
познание научному. Позднее сводилось к копированию отталкивающих
(нередко низменных) сторон жизни, повышенному интересу к
физиологическим проявлениям человеческой природы.
В романе «Анна Каренина» Л.Н.Толстому интересна проблема
распада семьи, разобщения между людьми.
Именно человеческая яркость, душевное богатство героини не
позволяют ей «уместиться» в жизни, остаться с людьми и среди
людей. Развитие любовного конфликта на фоне размышлений
Левина о смысле жизни переводит этот конфликт из разряда частных в социально-исторический.





























































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: