Во время прохождения производственной (преддипломной) практики студент собирает и анализирует исходных данных для выполнения выпускной квалификационной работы. Конкретный перечень источников информации определяется студентом самостоятельно по согласованию или указанию руководителя (может быть зафиксирован в графике (плане) на проведение практики). Виды источников информации рекомендуются также в задании на выполнение выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).
Могут быть использованы источники следующих видов:
1. Научная и справочная литература: монографии отечественных и зарубежных авторов, научные труды и разработки, данные периодической печати, информация сети Интернет и иные доступные источники.
2. Нормативные акты: Кодексы, федеральные законы, постановления Правительства, приказы, положения (ПБУ) и иные нормативные акты министерств и ведомств.
3. Практический материал: данные бухгалтерского, статистического, налогового и оперативного учета и отчетности предприятия, локальные нормативные акты, положения о подразделениях, должностные инструкции работников, регламенты работы и методические инструкции, материалы самостоятельных наблюдений и устных опросов, выполненных студентов.
|
|
В ходе преддипломной практики студент занимается сбором информации о хозяйствующем субъекте. При сборе и предварительном изучении необходимо помнить, что информация должна быть достоверной, полной, конкретной и точной.
В обязательный перечень информации о хозяйствующем субъекте входят:
– бухгалтерская (финансовая) отчетность;
– учетная политика организации (учреждения);
– первичные и сводные учетные регистры необходимые для раскрытия темы выпускной работы.
В процессе прохождения практики не должны использоваться материалы, составляющие государственную или коммерческую тайну, даже на уровне ссылок. Так же в работе не должны раскрываться персональные данные физических лиц.
В ходе производственной (преддипломной) практики студент может воспользоваться материалами ранее выполненных курсовых работ по отдельным дисциплинам, а также учебных и производственных практик в рамках образовательной программы.
В разделе 1 отчета о практике «Теоретические и методические основы учета / формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности» обучающийся описывает только нормативные и законодательные документы по объекту учета (аудита) или бухгалтерской финансовой отчетности (в том числе как информационной основы анализа). Представлять здесь учебную литературу и научные труды авторов не требуется (эти вопросы будут раскрываться в выпускной квалификационной работе).
|
|
В ходе прохождения практики студент дает общую экономическую характеристику организации - базы практики. Целесообразно, чтобы организация – база преддипломной практики и организация – объект исследования в выпускной квалификационной работе совпадали.
В данном разделе отчета рекомендуется выделить три подраздела
В подразделе 2.1 «Организационно-правовые основы функционирования экономического субъекта, охрана труда, система оказания первой помощи и контроля за соблюдением норм здорового образа жизни» рассмотреть коротко основные положения учредительных документов: организационно-правовую форму, форму собственности, юридический адрес, сведения о регистрации и постановке на учет в налоговых и иных органах, виды деятельности, сведения о наличии полученных лицензиях (в случае необходимости), организационную структуру, структуру управления и другие аналогичные вопросы В данном разделе, в соответствии с требованиями стандарта, необходимо представить сведения о мерах по охране труда (технике безопасности), система оказания первой помощи и контроля за соблюдением норм здорового образа жизни (необходимый перечень этих сведений представлен в приложении методического пособия. Схему организационной структуры (структуры управления) можно представить в приложениях к отчету). Рекомендуемый размер подраздела 3-4 стр.
В подразделе 2.2 «Организация бухгалтерского учета экономического субъекта» коротко дается общая информация по организации ведения бухгалтерского учета и отчетности: структуре учетной службы, её функциях (1 -2 стр.), системе учета и применяемой бухгалтерской программе, учетной политике, системе документооборота, системе налогообложения, формах отчетности и других аналогичных вопросах (саму учетную политику, схему документооборота представить в приложениях к отчету). Рекомендуемый размер подраздела 3-4 стр.
В подразделе 2.3 «Анализ основных экономических показателей деятельности организации» отражается структура и динамика товарной продукции (выручки), рыночная конъюнктура, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности и их анализ. При необходимости (по согласованию с научным руководителем) дополнительно здесь раскрываются основные экономические показатели по состоянию предмета исследования (в табличной и текстовой форме), если отдельный аналитический раздел по характеристике предмета исследования в работе не выделен. Обязательным условием анализа приводимых в работе стоимостных показателей должна быть: сопоставимость, соизмеримость сравнимых величин и их качественность и однородность.
Более подробно описание содержания, рекомендуемая структура и аналитические таблицы для раздела общей-экономической характеристики организации представлены в методических указаниях по написанию ВКР (направление 38.03.01 Экономика, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»), а также в приложении данного методического пособия Рекомендуемый размер подраздела 4-7 стр. (при необходимости, таблицы могут быть представлены в приложениях к отчету)
Раздел общей характеристики организации в отчете по преддипломной практике и в выпускной квалификационной работе должен иметь примерно одинаковую структуру и содержание.
Последующие вопросы производственной (преддипломной) практики (и, соответственно, разделы отчета по ней) определяются конкретной тематикой ВКР.
1. В случае выбора в ВКР вопросов учета (по конкретным объектам учета) студент в ходе преддипломной практики должен провести анализ внутренних документов организации.
Во время практики студент подробно анализирует основные элементы учетной политики в части выбранного участка учета, о тражает наличие и содержание рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схемы движения информации по участку учета, порядка проведения инвентаризации и другие.
|
|
Рассматривается наличие и содержание приказов, распоряжений руководителя, различных положений, разработанных на предприятии.
Требуется рассмотреть порядок составления и движения первичных документов, применяемой на данной организации по исследуемому участку учета. Описывается, какие первичные документы составляются по хозяйственным операциям, кто их заполняет, какая информация содержится в первичных документах, куда представляются документы, кто их проверяет.
Отмечается наличие применяемых унифицированных (рекомендуемых) форм учетной первичной документации, а также тех первичных документов, которые разработаны организацией самостоятельно и закреплены в учетной политике организации. Также следует отразить правильность и своевременность заполнения первичных документов, наличие всех обязательных реквизитов.
Рассматриваемые первичные документы (их копии, составленные с оригинала) должны быть представлены в приложениях к преддипломной практике.
Требуется рассмотреть порядок ведения синтетического и аналитического учета. Рассматриваются применяемые бухгалтерские счета синтетического и аналитического учета. Дается их характеристика. Необходимо привести примеры открытых в организации аналитических счетов по исследуемому участку учета.
2. Если предмет исследования выпускной работы, связан с налогообложением и налоговым учетом, то в ходе преддипломной практики студенту следует рассмотреть организацию налогового учета по теме исследования, применяемые формы регистров налогового учета, правила оценки активов и обязательств, используемые на предприятии для целей налогообложения, порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения и другие аспекты, в зависимости от темы выпускной квалификационной работы.
|
|
3. При рассмотрении в ходе практики вопросов экономического анализа предмета исследования, внимание должно быть уделено таким моментам, как:
- сбор информации (как учетного, так и вне учетного характера, включая прогнозные и плановые показатели, показатели стратегического развития и другие) для проведения комплексного анализа состояния изучаемого вопроса; - раскрытие в отчете по практике основных (возможно, наиболее сложных) вопросов анализа предмета исследования с использованием соответствующих методов и моделей;
- оценка мероприятий, проводимых в организации для улучшения экономического положения.
4. В случае выбора темы ВКР, содержащей вопросы аудита, в ходе преддипломной практики студенту необходимо описать и провести процедуры оценки систем бухгалтерского учета и аудита на примере исследуемой организации. Для этого следует составить рабочие документы аудитора в виде тестов или опросных листов.
По результатам выполненной работы следует сделать выводы о состоянии бухгалтерского учета и сформулировать в соответствии с ними рекомендации по составу аудиторских процедур, включаемых в программу аудита, выявленным ошибкам и другим вопросам аудита. Логическим завершением этой работы должна стать сформированная студентом программа аудиторской проверки в рамках темы ВКР.
Не смотря на достаточно большой перечень вопросов преддипломной практики, отчет по практике не предполагает такого же объема, что и собственно ВКР. Поэтому достаточно подробно в отчете должны быть раскрыты только основные вопросы, связанные с темой ВКР. Представление остальных вопросов в отчете должно быть, безусловно, конкретным, но может быть менее детализированным.
Таким образом, чтобы правильно определиться со структурой (вопросами) основной части отчета по преддипломной практике, необходимо:
1. Своевременно согласовать с руководителем ВКР приблизительный план работы;
2. Перед выездом на преддипломную практику определить вопросы ВКР (её плана), требующие первоочередной и обязательной отработки в период практики (прежде всего это касается сбора источников информации). При этом желательно, чтобы еще до формирования приказа о направлении на практику студент имел сведения о возможности получения информации (учетных документов) по теме ВКР в организации – базе практики.
3. Определить и согласовать с руководителем ВКР перечень вопросов, которые должны быть представлены в отчете по практике (содержание основной части отчета). Конкретно эти вопросы должны быть зафиксированы в совместном графике (плане) проведения практики (раздел индивидуальное задание).
Как обязательные структурные элементы отчета по преддипломной практике рекомендуются следующие:
– общая экономическая характеристика субъекта хозяйствования (в варианте, рекомендованном для ВКР);-
– источники информации, полученные и изученные студентом для написания ВКР (документы по организации должны быть представлены в приложении к отчету)
– учетная политика организации (по всем разделам учета) и график документооборота.
Другие разделы отчета согласовываются с руководителем ВКР (руководителем преддипломной практики).
По результатам прохождения практики студент составляет и представляет на кафедру соответствующие формы отчетности.
Отчет по преддипломной практике должен содержать следующие элементы:
1. Титульный лист (Приложение А);
2. Реферат (Приложение Б);
3. Содержание ( Приложение В);
4. Введение;
5. Общая характеристика организации – базы практики;
6-7. Основные разделы, представляющие вопросы и описание результатов, полученных студентом в период практики;
8. Заключение;
9. Список использованных источников;
10. Приложения.
К отчету прилагаются:
- совместный рабочий график (план) проведения практики (Приложение Г);
- календарный план-график (приложение к коллективному (долгосрочному) договору (оформляется кафедрой);
- отзыв руководителя практики от профильной организации (Приложение Д).
Эти документы должны быть подписаны обеими сторонами, организующими проведение практики.
По окончании практики студенты проходят промежуточную аттестации в форме защиты результатов прохождения практики (отчета по практике). Промежуточная аттестация по практике проводится в соответствии с локальными нормативными актами ВятГУ. Формой промежуточной аттестации по всем видам практик является зачет. По результатам защиты руководитель практики от кафедры пишет отзыв руководителя практики от ВятГУ (Приложение Е), который прикладывается к комплекту документов отчета по практике
Промежуточная аттестация по практике проводится в последний рабочий (учебный) день практики согласно календарному учебному графику.
Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями. При этом можно руководствоваться требования к оформлению выпускной квалификационной работы представлены в учебно-методическом издании:
– Воронцова, Н.Д. Состав и оформление выпускных квалификационных работ [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для студентов всех направлений подготовки / Н. Д. Воронцова, Н. К. Савельева, Л. А. Фуфачева; ВятГУ, ИЭМ, ФЭиФ, каф. ЭК. - Киров: [б. и.], 2017. - 48 с.
Общий объем отчета по преддипломной практике (без приложений) 40-50 страниц (шрифт 14, интервал 1,5).
Примерный перечень вопросов отчета по охране труда, системе оказания первой помощи и контролю за соблюдением норм здорового образа жизни представлен в Приложении Ж.
Формы аналитических таблиц для раздела общей характеристики организации дифференцированы - для производственных и торговых организаций, и представлены в Приложении И. При прохождении практики в финансово-кредитных организациях, бюджетных, автономных, казенных учреждениях образцы таблиц согласовываются с руководителем практики.