Психокоррекционной работы с семьей ребенка, имеющего нарушения развития

Психологическая помощь семьям, имеющим детей и подростков с нарушенным развитием

Часовских Евгения Валерьевна

Группа 3 курс

Психолого-педагогическое образование

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями.

Преподаватель - д. псих. Н. Ларских М.В.

Клиническая психология детей и подростков

 

ВВЕДЕНИЕ

Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.

Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (В. Р. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.

Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей.

Учитывается, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей.

В концепции подтверждается, что психическое развитие ребенка осуществляется в процессе его социализации (Л. С. Выготский). В качестве важнейшего института социализации ребенка с отклонениями в развитии рассматривается семья, где социализация происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.

Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптации и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка (сильный стрессовый фактор). Это, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации.

Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи.

В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку.

К сожалению, отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, и единой политики государства в данной области не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц.

 

Основные направления диагностической, психопрофилактической и

психокоррекционной работы с семьей ребенка, имеющего нарушения развития

Ребенок с недостатками в развитии является причиной особых переживаний для его родителей. Приведя своего ребенка в специальное коррекционное образовательное учреждение, родители испытывают чувство ущемленного самолюбия и неудовлетворенности из-за того, что их ребенок направлен и будет учиться в учреждении для детей с отклонениями в развитии (коррекционной школе). Как показывает эмпирический опыт, родители внутренне, психологически не подготовлены к этому. Часть их них даже не признают факт аномального развития своего ребенка. Именно поэтому родители часто стыдятся пребывания своего ребенка в специальном учреждении, скрывают это от своих знакомых и даже близких.

Чувство ущербности, вины, переживания из-за рождения «неполноценного» ребенка, связанные с его развитием, обучением, будущим, постоянно преследует родителей и близких в течение всей жизни. Посещая специальное образовательное учреждение, в котором учится их ребенок, родители испытывают чувство горечи и разочарования в том, что их ребенок отличается от своих сверстников, неадекватно ведет себя в общественных местах, плохо думает и говорит, имеет внешние признаки психофизического недоразвития, с ним трудно установить контакт. Вместе с тем, родители надеются, что в специальном учреждении их ребенку будет оказана именно та помощь, в которой он нуждается, в результате чего его положение может быть исправлено. Такие семьи, несмотря на свои скрытые реабилитационные возможности, не способны их проявить без активной коррекционной поддержки специалистов. Испытывая эмоциональный стресс, родители ребенка в этих условиях лишь усугубляют внутрисемейную ситуацию. Позитивные реабилитационные возможности семьи не реализуются. Практика показывает, что в таких семьях практически полностью отсутствуют адекватные педагогические условия для развития ребенка с психофизическими недостатками.

Родители часто не понимают реальных возможностей и целей развития их ребенка. Практический опыт говорит о том, что достаточно часто семья в лице родителей ребенка и персонал специальных образовательных учреждений не объединяют свои усилия для достижения общих целей - обучения, воспитания и социализации ребенка.

В коррекционных учреждениях должны быть созданы не только специальные образовательные условия с целью развития познавательных возможностей воспитанников, гармоничного формирования их личности, подготовки к самостоятельной жизни и к труду, но и сформирована среда, смягчающая переживания родителей и направляющая их усилия в помощь ребенку. Подобная атмосфера позволяет формировать в родителях уверенность в том, что при соответствующих возможностях ребенка и их собственных активных усилиях, жизнь ребенка может быть устроена должным образом.

Налаживание связей, установление доверительных отношений с родителями, знание ситуации в семье учащихся, является базой для работы педагогов специального учреждения с родителями своих воспитанников. Кредо специалиста (учителя, логопеда, психолога) должно заключаться в формуле: «Родители моего воспитанника - мои помощники и соратники». Именно такой подход позволяет сформировать потребность родителей в сотрудничестве с коррекционной школой, в которой обучается ребенок. Тогда сам родитель становится проводником и исполнителем психолого-педагогической коррекции, осуществляемой педагогическим составом учреждения по отношению к обучаемому ребенку. Одной из важнейших форм работы администрации специального учреждения является создание библиотеки для родителей и привлечение их к чтению рекомендуемой специалистами литературы.

Деятельность медицинского блока организует и проводит медицинский персонал учреждения - психиатр, педиатр. Работа медицинских специалистов с родителями в этом блоке включает сообщения о причинах и профилактике возникновения у детей психоневрологических заболеваний, раскрывает последствия вредоносного воздействия алкоголя, курения, наркотиков и т.д.

Педагогический блок выполняет очень важную функцию, так как раскрывает родителям те трудности, которые возникают у учащихся специальных учреждений при восприятии программного материала и овладении им.

Деятельность психолога в образовательно-просветительском направлении, независимо от диагностической и коррекционной работы (психолого-педагогическое сопровождение), играет важнейшую роль. Деятельность психолога ориентирует других специалистов на установление с семьями воспитанников взаимодействия на уровне «обратной связи».

Известно, что семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными факторами. Эти состояния описываются самими родителями как чередование «взлетов» и еще более глубоких падений. Как показывает опыт, семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти кризисные состояния ребенка с отклонениями в развитии.

Главная задача психолога в коррекционной работе с семьей заключается в том, чтобы родитель с его помощью смог увидеть реальную перспективу развития своего ребенка, составить представление о возможных трудностях, которые возникают в определенные возрастные периоды у детей с отклонениями в развитии, а также определить свою роль в процессе сопровождения ребенка.

Психолог должен помочь родителю в корректной и тактичной форме избавиться от иллюзий в плане будущего ребенка. Вместе с тем, психолог должен укрепить веру родителей в возможность и перспективы развития ребенка, в то, что правильно организованное коррекционно-педагогическое воздействие позволит оптимизировать дальнейшее интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

Основной целью в психокоррекционной работе с родителями детей является, формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и, в перспективе, оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.

Специальные занятия с имеющим задержку психического развития ребёнком сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребёнка, не всегда достигается коррекционный эффект. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.

Парадоксальным образом факт наличия в семье проблемного ребенка осложняет мотивацию родителей на сотрудничество. Однако серьезность ситуации родителями все же осознаётся, поэтому они приводят ребёнка в сад коррекционного типа и передают его на попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным. Необходимость тесного сотрудничества родителей в первые годы жизни ребенка с ЗПР с педагогами группы и воспитателями очевидна, поскольку роль накопленного багажа знаний в этот период жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребёнка они сами и, и той колоссальной работой, которую совершают педагоги, чтобы способствовать преодолению недостатков развития ребёнка. В этом случае родители стремятся получить необходимую информацию и знания для помощи своим детям.

Диагностическое направление работы обеспечивается комплексным динамическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума образовательного учреждения. Сюда входит изучение состояние его здоровья, выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоциональной сферы (психологическое изучение), изучение социальной ситуации развития ребенка (отношение в семье, в детском саду), анализ запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни ребенка (педагогическое изучение ребенка).

Коррекционно-развивающее направление предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.

В качестве целей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, рассматриваются:

• обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;

• оптимизацию самосознания родителей;

• формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: