Виды таможенных пошлин и их классификация

Тема Таможенно-тарифное регулирование в международной торговле

Таможенные тарифы, их виды и особенности применения.

Таможенные тарифы являются самым распространенным, традиционным и прозрачным инструментом внешнеторговой политики. Целями их использования могут быть получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для экономики развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

В зависимости оттого, какая сторона торговой политики считается важной, существуют несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа:

• инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

• свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пе­реметаемым через таможенную границу, систематизированный в со­ответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической дея­тельности (ТН ВЭД);

• конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную террито­рию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Таможенные тарифы выполняют следующие функции:

1.    Таможенный тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

2.    Взимаемые пошлины таможенного тарифа служат одним из источников поступлений финансовых средств в государственный бюджет.

3.    Импортный тариф является инструментом сбалансирования торгового и платежного баланса страны.

4.  На основе взаимности в процессе двусторонних, региональных и многосторонних переговоров импортный тариф позволяет добиваться снижения пошлин в странах — торговых партнерах. Возможно, также использовать тариф как средство противодействия дискриминацион­ным акциям других стран (лишать тарифных преференций или пони­женных ставок пошлин, применяемых к странам, на которые распро­страняется режим наибольшего благоприятствования).

5. Импортный тариф дает возможность повышать конкурентоспособность отечественных производителей и экспортеров и тем самым стимулировать их деятельность путем установления беспошлинного или льготного режима в отношении пошлин при ввозе материалов и оборудования для изготовления продукции, предназначенной к вывозу в другие страны.

6.  Таможенный тариф является одним из условий функционирования экономических интеграционных группировок, активизируя взаимную торговлю.

7. Таможенный тариф во многих странах используется как инструмент, обеспечивающий строгий государственный контроль над прохождением грузов через границу.

Перечисленные функции характерны для таможенных тарифов всех странах с помощью комплекса средств. Основными среди них являются пошлины, их размер и дифференциация, делающие импортный товар менее конкурентоспособным и тем самым ограничивающая его ввоз на внутренний рынок.

Вспомогательными средствами являются:    разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных стран (преференции) в зависимости от торговых режимов и условий торговли или в определенное время года (последнее обычно применяется в отношении ряда продуктов сельского хозяйства и морского промысла); метод оценки стоимости товара в таможенных целях, от которого зависит размер пошлины (таможенная стоимость); правила, устанавливающие происхождение товара (для определения величины пошлин и получения тарифных льгот).

В международной практике применяются простые (одноколонные) и сложные (многоколонные) тарифы. Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, применяемую вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке. Сложный тариф предусматривает по каждому товару две и большее число ставок пошлин, дифференцируя условия торговли в зависимости от торговых режимов. Так, например, таможенный тариф США четырех колонный, ЕС – пяти колонный, Японии – семи колонный.

Таможенные тарифы развитых стран, как правило, являются мно­гоколонными, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колон­ка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наиболь­шего благоприятствования. Колонка договорных пошлин содержит значительно более низкие ставки пошлин, закрепленные в результате раундов многосторонних торговых переговоров (например, в рамках ВТО) либо на основе межгосударственных соглашений. Тарифы могут содержать самостоятельную колонку или столбец преференциальных ставок в колонке договорных пошлин, действующих в отношении развивающихся государств или стран, с ко­торыми данное государство связано соглашениями о предоставлении более благоприятного таможенного режима.

Виды таможенных пошлин и их классификация.

Таможенная пошлина — государственный налог, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием перемещения товара через таможенную границу.

Тарифная ставка (ставка таможенной пошлины) – установленный размер пошлины с единицы импортируемого или экспортированного товара.

Тарифная линия – строка из таможенного тарифа, относящаяся к конкретному товару. Содержит следующую информацию: код товара, наименование товара, единицы таможенного обложения, если они отличаются от общепринятых, ставки таможенных пошлин.

 Таможенные пошлины выполняют три основные функции: 1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета; 2) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает нацио­нальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; 3) балансовую, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта то­варов, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификация таможенных пошлин. Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам.     

Классификация таможенных пошлин

По происхождению По объекту обложения По времени действия По методу исчисления
Автономные Импортные Постоянные Адвалорные
Конвенционные Экспортные Временные Специфические
Преференциальные Транзитные Сезонные Комбинированные
Особые: - Антидемпинговые - Компенсационные     -Специальные     Уравновешивающие

По происхождению: автономные–пошлины вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны, применяются к товарам из стран, с которыми не заключены торговые соглашения, либо страна происхождения не установлена; конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на основе двухсторонних или многосторонних соглашений, являются основными или базовыми; преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующими, предоставляются для стран-участниц экономических группировок и блоков, а также в соответствии с преференциальными режимами; особые – вводятся как ответная мера на дискриминационные действия и нарушение оговоренных условий торговли либо в качестве защитной меры, если товары ввозятся в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям. и.

По объекту обложения: импортные – пошлины, которые накладываются на ввозимые товары, поступающие на внутренний рынок страны, являются преобладающими, применяются всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции; экспортные – накладываются на вывозимые за пределы таможенной территории товары. Применяются отдельными странами, обычно в случае значительных различий в уровнях внутренних и мировых цен на отдельные виды товаров, или дефицита на внутреннем рынке. Имеют ограниченное применение и носят временный характер.

Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перемещаемые через таможенную территорию данной страны. Встречаются достаточно редко, используются как средство торговой войны или инструмент решения торговых споров.

 По времени действия: постоянные – ставки, которых установлены государственными органами и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств, большинство стран мира имеют тарифы с постоянными ставками; временные – ставки могут изменяться в установленных случаях или на период применения экономических санкций, например, в ЕС в рамках единой сельскохозяйственной политики могут меняться ставки в зависимости от изменения уровня мировых или внутренних цен, а также от уровня государственной поддержки; сезонные – используются на определенный период времени сроком на 4 – 6 месяцев для оперативного регулирования международной торговлей продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

По методу исчисления: адвалорные – удержание налога производится с единицы стоимости, т.е. в виде % от таможенной стоимости товара; специфические – являются налогом или удержанием в виде фиксированной суммы с одной физической единицы импортированного товара (с единицы длины, веса, объема, штуки и т.д.); комбинированные – сочетают черты адвалорной и специфической пошлины. Могут быть двух видов: суммарные, когда расчет ведется по адвалорной и специфической части, которые затем суммируются; и предельные, когда в зачет таможенного платежа берется либо адвалорная, либо специфическая часть, имеющая наибольшее значение.

Ставка пошлины по конкретному товару, указанная в тарифе, называется простой или номинальной. Уровень защиты, который она предоставляет отечественным производителям, также называется номинальным.

Он определяется по следующей формуле:

tj = Pj * - Pj     x 100                                          (1)

  Pj

где j – импортируемый товар;

   Pj - мировая (внешняя) цена до применения защиты;

   Pj * - внутренняя цена товара или цена после защиты;

   tj – уровень номинальной защиты рынка.

Уровень номинальной защиты и адвалорного тарифа совпадают. 

При использовании специфических и комбинированных пошлин уровень защиты рынка подвержен влиянию многочисленных факторов, оказывающих как положительное, так и негативное воздействие на исследуемый показатель, а следовательно на выполнение основной функции – защиты национальных производителей.

При изменении мировых цен защитная функция специфических пошлин возрастает. С ростом мировых цен, когда конкурентоспособность отечественной промышленности повышается, уровень защиты внутреннего рынка снижается. И наоборот, при падении мировых цен в условиях обострения конкурентной борьбы степень защищенности внутреннего рынка автоматически повышается. Падение мировых цен снижает таможенную стоимость, процентное соотношение которой к величине специфической пошлины повышается.

Данный факт на протяжении длительного периода времени делал особо привлекательным использование специфических пошлин для отраслей и товаров, испытывающих значительную импортную ценовую конкуренцию.

В последние десятилетия все более отчетливо проявляется влияние экономической нестабильности и инфляционных процессов, вызывающих колебания валютных курсов. Большинство стран, в той или иной степени, испытывают воздействие отмеченных факторов. В условиях инфляции уровень защиты внутреннего рынка при использовании специфических пошлин снижается, делая ситуацию неконкурентоспособности отечественных производителей достаточно острой. Поэтому в условиях валютной нестабильности применение специфических и комбинированных пошлин оправдано лишь спецификой облагаемого товара, условиями его производства, оценкой, измерением, конкурентными преимуществами.

Для таможенных тарифов большинства стран характерен рост ставок пошлин по мере увеличения степени переработки товаров. Сырьевые товары ввозятся чаще всего беспошлинно, полуфабрикаты по невысоким ставкам, готовые изделия облагаются максимальными пошлинами. В результате защищается процесс создания добавленной стоимости.

Повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки называется тарифной эскалацией. Данный принцип дифференциации таможенных пошлин содействует усилению защиты национальных производителей готовой продукции и стимулированию ввоза промежуточных товаров. Фактический уровень таможенной защиты оказывается тем выше, чем больше разница между пошлинами на готовые изделия и сырье, и чем большая доля импортного сырья входит в готовое изделие.

Уровень реальной защиты с учетом дифференциации ставок пошлин получил в экономической литературе название «эффективного». Он рассчитывается  по формуле:

 

gj = Pv * - Pv     × 100                                        (2)

                                        Pv

где j – готовый продукт;

   i – импортное сырье, используемое в его производстве;

   Pj, Pi – мировая (внешняя) цена до применения защиты на товары j и i;

   Pv = Pj – Pi - добавленная стоимость до применения защиты;

   Pj *, Pi* - внутренняя цена после применения защиты на товары j и i;

   Pv* = Pj* – Pi* - добавленная стоимость после применения защиты.

Данный показатель можно рассчитать и другим способом.

 

gj = tj - A × ti                                                 (3)

                                                1 - A

где gj - уровень эффективной защиты готового товара j;

   tj - уровень номинальной защиты товара j;

   ti - уровень номинальной защиты товара i;

   A - доля импортных компонентов i в стоимости готового продукта j.

       

На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются важные решения в области торговой политики. Если государству необходимо защитить национальных производителей готовой продукции, то ставка импортного тарифа на готовые изделия должна быть выше ставки на импорт промежуточной продукции или сырья. В результате реально действующий, то есть эффективный уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если ставится задача защитить секторы, производящие промежуточную продукцию, или стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовый товар будет на деле означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты.

Тарифная эскалация дает возможность повысить уровень защиты, не повышая ставки пошлины на данный товар, за счет снижения таможенного обложения промежуточных продуктов. Это особенно важно для стран, использующих так называемые связанные тарифы, когда они обязуются не повышать в одностороннем порядке ставки таможенных пошлин. Нарушение международных договоренностей о связывании таможенного тарифа означает несоблюдение принципа не дискриминации, ущемляет интересы торговых партнеров, а, следовательно, вызовет ответные шаги со стороны пострадавших стран.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: