Тема 7. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов

Налоговое право (Л – 2 + 2, ПЗ - 2)

Государственные доходы - часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через раз­личные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение го­сударства в целях создания финансовой базы, необходимой для реализа­ции целей и задач, стоящих перед государством. Согласно ст. 6 БК РФ доходы бюджета - по­ступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являю­щихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Классификация государ­ственных доходов:

1.0. в зависимости от правовой природы публичных денеж­ных фондов:

1.1. государственные доходы, направленные на формирование публичных фондов, созданных в рамках бюджетной системы (бюджеты, бюджеты госу­дарственных внебюджетных фондов);

1.2. государственные доходы, направленные на формирование публич­ных фондов, сформированных за рамками бюджетной системы (например, фонды саморегулируемых организаций, фонды государственных корпора­ций).

2.0. исходя из структуры бюджетной системы РФ:

2.1. доходы федерального бюджета;

2.2. доходы бюджетов субъектов РФ;

2.3. доходы местных бюджетов.

3.0. По юридической форме:

3.1. налоговые;

3.2. неналоговые (платежи гражданско-правового характера, относящиеся законодателем к неналоговым доходам, а также без­возмездные перечисления за исключением межбюджетных трансфертов);

3.3. безвозмездные (безвозвратные) поступления.

4.0. в зависимости от направлений использования:

4.1. доходы, имеющие целевое назначение (межбюджетные субсидии, субвенции, добровольные взносы, пожертвования, средства самообложе­ния граждан, нефтегазовые доходы федерального бюджета);

4.2. доходы, используемые на общие цели и не увязанные с определенными расходами бюджетов (налоговые доходы, а также отдельные виды неналого­вых доходов: доходы от платных услуг, от сдачи имущества в аренду и др.).

5.0. В зависимости от установленного БК РФ режима правового регулирования:

5.1. государственные доходы, подпадающие под общий режим регулирова­ния, предусмотренный БК РФ, основой которого являются положения ст. 218 БК РФ об исполнении бюджетов по доходам (налоги, сборы, пени, штрафы за нарушение налогового законодательства);

5.2. государственные доходы, подпадающие под режим регулирования, предусмотренный для межбюджетных трансфертов (межбюджетные дота­ции, субсидии, субвенции);

5.3. государственные доходы, относящиеся к категории нефтегазовых до­ходов федерального бюджета;

5.4. государственные доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов.

6.0. С учетом особенностей правового регулирования государственных до­ходов и порядка их извлечения:

6.1. собственные доходы — это доходы, полученные государством от при­носящей доход деятельности, от продажи имущества, составляющего казну публично-правового образования;

       6.2. заемные средства, поступающие в бюджет в рамках долговых обяза­тельств в порядке, установленном бюджетным законодательством;

       6.3. государственные доходы, изъятие которых обеспечивается государ­ственным принуждением (налоги, сборы, штрафы, пени, конфискации).

Способы привлечения доходных источников в публичные фонды:

1. поступление денежных средств в добровольном порядке (пожертво­вания физических, юридических лиц);

       2. привлечение денежных средств в рамках гражданско-правовых до­говоров с участием публично-правовых образований (доходы от использо­вания государственного, муниципального имущества);

       3. формирование государственных доходов с применением системы обя­зательного государственного социального страхования (страховые взносы, поступающие в бюджеты государственных внебюджетных фондов);

       4. привлечение доходных источников на началах индивидуальной возмездности в отношении выгодоприобретателя (например, уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии).

В основе формирования государственных доходов, привлечение кото­рых обеспечивается государственным принуждением, лежат финансовые обязательства.

Виды финансовых обязательств:

1. Финансовые обязательства, вытекающие из закона (на­логовая обязанность, платежи за загрязнение окружающей природной среды, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, обязательные платежи, поступа­ющие в публичные фонды государственных корпораций, саморегулируе­мых организаций).

2. Финансовые обязательства, вытекающие из деликта ( штрафы, конфискации, изъятия денежных средств и иные формы принудительных взысканий, применяемые за нарушение действующего законодательства).

3. Финансовые обязательства, возникающие из плановых экономиче­ских актов (БК РФ учитывает в доходах бюджета часть прибыли унитар­ного предприятия, остающуюся после уплаты налогов и других обязатель­ных платежей).

       Принципы формирования государственных доходов (БК РФ)

1. Принцип полноты отражения доходов (ст. 32 БК РФ) - все доходы в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

2. Принцип разграничения доходных источников РФ, субъектов РФ, муниципальных образований - закрепление за уровневыми бюджетами законодательством РФ полностью или ча­стично доходов на постоянной основе, именуемых в теории финансового права закрепленными доходами3.

3. Принцип финансовой самостоятельности публично-правовых образо­ваний - публично-правовые образования самостоятельно осуществляют формирование доходной базы бюджетов соответствующих территорий.

Механизм управления государственными доходами - процесс использования средств публичных денежных фондов, от эффективности функционирования которого зависит возможность ре­ализации государством основных задач и функций. Виды механизмов управления:

1.0. Механизмы управления государственными доходами, поступив­шими в бюджетную систему РФ.

       1.1. исполнение бюджета по расходам;

    1.2. управление нефтегазовыми доходами федерального бюджета;

       1.2.1. инвестирование нефтегазовых доходов в долговые обязательства иностранных государств;

       1.2.2. использование нефтегазовых доходов для финансового обеспечения расходных обязательств РФ.

       1.3.0. межбюджетное распределение доходов:

       1.3.1. перераспределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы;

       1.3.2. межбюджетное распределение дотаций, субсидий, субвенций, относя­щихся к группе доходов безвозмезд­ных поступлений

       1.4.0. управление временно свободными бюджетными средствами.

2.0. Управление государственными доходами, сформированными за рамками бюджетной системы РФ ( теплоснабжение, аудиторская деятельность, деятельность на рынке ценных бумаг – создание компенсационных фондов саморегулируемых организаций, агентство по страхова­нию вкладов, кредитные организации).

Налоговое право РФ (Л – 2) – изучить самостоятельно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: