Основные элементы рек

Водные пути.

Водные пути — участки водоемов и водотоков, используемые для судоходства и сплава леса.
Внутренние водные пути - реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные для судоходства и лесосплава. В зависимости от условий ветроволнового режима водные пути по правилам Российского Речного Регистра разделены на следующие четыре разряда: „М" (морской) — при высоте и длине волны соответственно 3 и 40 м; „О" (озерный) - 2 и 20 м; „Р" (речной) - 1,2 и 12 м; „Л" (легкий) - при высоте и длине волны менее 1,2 и 12 м. Например, к разряду „М" относятся озера Байкал, Ладожское, Онежское; к разряду „О" — большие водохранилища и низовья крупных сибирских рек. В категории внутренних водных путей выделяют так называемые малые реки. Отнесение рек к категории малых условно. Класс внутренних водных путей устанавливается в зависимости от габаритов судового хода.
Внутренние судоходные пути - внутренние водные пути, используемые для движения судов, плавучих объектов и плотов. Перечни внутренних судоходных путей устанавливаются и объявляются для судоходства на каждый год. Внутренние судоходные пути подразделяются на естественные (свободные) - реки (Амур, Лена, Енисей, Обь, Иртыш, Печора, Урал, Северная Двина, Нева, Вятка, Белая и др.) и озера, используемые для судоходства в естественном состоянии, и искусственные (зарегулированные) -каналы, водохранилища и реки (Волга, Кама, Дон и др.), режим стока (речного) и уровни воды которых значительно отличаются для судоходных путей, эксплуатируемых в Российской Федерации. Протяженность их превышает 100 тыс. км, из них более 16 тыс. км приходится на искусственные, на которых имеется 100 шлюзов, 70 плотин, крупные насосные станции.
Участок бассейна - административно-географический участок водного пути для осуществления путевых работ и надзора за безопасностью плавания.
Морское пространство, прилегающее к побережью России делится на:
• внутренние морские воды,
• территориальное море,
• прилежащую и исключительную экономическую зоны.
К внутренним морским водам нашего государства отнесены воды морских и рыбных портов, бухт, губ, заливов и лиманов, находящиеся под полным суверенитетом страны. Внешняя граница территориального моря располагается на удалении 12 морских миль от внешней кромки внутренних морских вод и является государственной границей Российской Федерации на море.









Водоемы

Река - водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло.
Русло - выработанное речным потоком ложе, по которому осуществляется сток без затопления поймы.
Речная система - совокупность рек, сливающихся вместе и выносящих свои воды в виде общего потока. Речная система состоит из главной реки и притоков 1-го порядка, из притоков 2-го порядка, впадающих в приток 1-го порядка, и т.д.
Озеро - естественный водоем с замедленным водообменом.
Водохранилище - искусственный водоем, образованный водонапорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока.
Водохранилище используются для поддержания водного режима реки или канала, водоснабжения, орошения, работы гидроэлектростанций и обеспечения благоприятных условии для судоходства. В зависимости от конкретного ветроволнового режима на водохранилище различают зоны озерную, речную и зону выклинивания подпора.
Озерно-речная зона водохранилища - часть водохранилища, расположенная между озерной и речной зонами. Относительно большие глубины на 0-р.з.в. сохраняются только при нормальном подпорном уровне (НПУ). При сработке водохранилища глубины над затопленной поймой небольшие, поэтому судовые ходы над ней закрывают, волнение ослабленное, наблюдаются относительно сильные течения. Условия плавания в 0-р.з.в. приближаются к речным.
Речная зона водохранилища - наиболее отдаленная от плотины часть водохранилища, постоянно находится в подпоре, однако вода заполняет лишь меженное русло, не выходя на пойму. Здесь имеется течение, под действием которого происходят деформации русла реки.








Основные элементы рек

Река - это водоток, имеющий четко выраженное русло и питающийся атмосферными осадками и грунтовыми водами со своего водосбора.

Речные термины:

       Водораздел - возвышенная часть земной поверхности между разными речными бассейнами.                                                                                                                                     

       Исток реки - место начала реки, с которого начинается постоянное течение воды. Истоком может служить родник, болото, озеро, ледник.
       Долина реки - пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река. Образование речных долин связано с геологическими процессами, деформациями земной коры, действием ледников и размыванием берегов самой рекой.
       Русло - пониженная часть долины реки, по которой осуществляется сток воды при ее самых низких уровнях (без затопления поймы).
       Стрежень - условная линия, соединяющая на водной поверхности реки точки с наибольшей глубиной русла и максимальными скоростями течения.
       Пойма - часть речной долины, периодически затапливаемая при высоких подъемах уровня воды (половодье, паводок).
          Коренные берега - участки земной поверхности, ограничивающие долину реки с боков.
       Старица - старое русло, бывшая излучина, спрямленная новым руслом и изолированная от него. Со временем старица мелеет, заиливается, зарастает кустарником или превращается в болото.
       Остров - небольшой покрытый растительностью участок суши, омываемый со всех сторон водой.
       Осередок - наносное (без растительности) образование в русле, омываемое водой со всех сторон.
       Приверх - верхняя по течению часть острова, осередка.
       Ухвостье - нижняя по течению часть острова, осередка.
       Рукав - часть реки, которая образовалась при разделении русла островом.
       Ход - часть реки, которая образовалась при разделении русла осередком.
      Протока - рукав, проходящий по пойме в стороне от основного русла.
      Урез воды - линия пересечения поверхности воды с берегом
      Заплесок - узкая полоса отлогого берега, примыкающая к воде.

Судоходная терминология:

Судовой ход (фарватер) - водное пространство на внутреннем водном пути (реке), предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) карте.
Ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.
Кромка судового хода - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.
Полоса движения - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой.
Основной судовой ход - судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.
Перевал судового хода - переход судового хода от одного берега к другому.
Затон - часть обмелевшей на верхнем конце излучины реки, оборудованная для стоянки судов.
Рейд - часть русла реки, выделенная для стоянки судов.
Акватория - водное пространство в пределах рейда, затона, порта.

Колебания уровней воды в реке.

Уровень воды - это высота поверхности воды в водном объекте над условной горизонтальной плоскостью сравнения.
Половодье - фаза водного режима реки, повторяющаяся в данных климатических условиях ежегодно (практически в одно и тоже время года) с наиболее высоким уровнем воды. Половодье вызывается снеготаянием и таянием ледников. В зависимости от климатической зоны и условий половодье может быть весенним, весенне-летним и летним. Продолжительность половодья колеблется от двух-трех недель до двух месяцев.
Межень - фаза водного режима реки, характеризующаяся длительным периодом низкого уровня воды. За начало межени принимается конец половодья, за окончание - наступление подъема воды во время осенних дождей. В межень реки питаются в основном грунтовыми водами и эта фаза водного режима характерна для летних месяцев (обычно июль-август).
Паводок - фаза водного режима реки, характеризующаяся кратковременными и нерегулярными подъемами уровня воды, вызываемыми дождями или снеготаянием во время оттепелей. Продолжительность паводка - от недели до месяца. Кроме перечисленных водных режимов следует отметить такое характерное явление для ряда территорий, как наводнение.
Наводнение - затопление территорий водой по различным причинам, как правило, в периоды половодья и паводков, являющееся стихийным бедствием. Регулирование водного режима в навигационный период осуществляется при помощи построенных на реках плотин и водохранилищ.




























Каналы и шлюзы

Канал - это искусственный водовод с руслом в земляной выемке (насыпи), предназначенный для судоходства. По своему назначению каналы могут быть соединительные, обходные и подходные.

Соединительные каналы предназначены для соединения водным путем либо рек разных бассейнов, либо рек, озер и морей. Как правило, такие каналы имеют шлюзы.

Обходные каналы служат для обхода крупных озер, на которых плавание судов во время сильных штормов опасно, порожистых участков рек, а также центральных частей больших городов и т.п..

Подходные каналы обеспечивают подход судов к шлюзам, портам, промышленным предприятиям и населенным пунктам.

По способу питания каналы делятся на самотечные и с искусственным питанием.

Самотечные каналы заполняются и питаются водой непосредственно из реки и озера. Вода при этом поступает в канал самостоятельно (самотеком).

Каналы с искусственным питанием обеспечиваются водой из источника при помощи насосов, путем накачки ее в водоразделительный бьеф, откуда вода в русло канала поступает самотеком. К основным гидротехническим сооружениям, необходимым для эксплуатации канала, относятся аварийные ворота, водосбросы, водоспуски и шлюзы.

Аварийные ворота служат для выключения отдельных участков канала в случае аварии или для ремонта.

Аварийные водосбросы предназначены для сброса воды из канала в случае его переполнения.
Водоспуски предусмотрены для опорожнения (осушения) канала через специальные трубы, закладываемые в дамбы ниже уровня воды.


Гидроузел

В состав гидроузла входят следующие сооружения:

- бетонная (глухая или водосливная) плотина, представляющая собой подпорную стенку, предназначенную для создания подпора воды и поддержания уровня верхнего бьефа на определенной отметке, а также для пропуска паводковых вод из верхнего бьефа в нижний;

- судопропускные сооружения (шлюзы или судоподъемники), предназначенные для преодоления судами сосредоточенных падений уровней воды при переходе из одного бьефа в другой;

- гидроэлектростанция (ГЭС), использующая энергию речного потока для выработки электроэнергии;

- подходные каналы к судопропускным сооружениям;

- защитные дамбы (волноломы);

- причальные сооружения для судов, ожидающих шлюзование. 

Шлюз - это гидротехническое сооружение для перемещения судов с одного уровня воды на другой. Акватория выше шлюза называется верхним бьефом, ниже шлюза - нижним бьефом. Разность уровней воды этих бьефов называется подпорным уровнем воды.

Наполнение и опорожнение камеры водой происходит самотеком при помощи специальных водопроводных устройств (каналов). Во время наполнения (опорожнения) камеры ворота шлюза закрыты. При открытии ворот они заподлицо входят в специальные ниши - шкафы. Порог, к которому примыкают ворота, называется королем. Глубина в шлюзе отсчитывается от короля. Продольные стенки камеры шлюза устраиваются вертикальными или откосными. Причальные устройства в камерах могут быть неподвижными или подвижными.

К неподвижным причальным устройствам относятся тумбы и рымы. За тумбу судно швартуется канатом, путем надевания на него огона. По мере наполнения камеры канат подбирают, а при опорожнении - потравливают. Неподвижные рымы предназначены для того, чтобы швартовные канаты без натяжения перекладывать с рыма на рым. Расстояние по вертикали между рымами не более 1,5 метра. При больших напорах воды на стенках устанавливаются подвижные устройства - плавучие рымы.

Плавучий рым - это большой цилиндрический поплавок, который поднимается и опускается вместе с уровнем воды в специальной шахте. В верхней части поплавка имеется крюк, за который и швартуются суда. Шлюзы бывают однокамерные и многокамерные, в зависимости от величины подпорного уровня воды. Шлюзы имеются не только в каналах, но и на реках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: