Основные направления развития детей младшего дошкольного возраста:
· смена ведущих мотивов;
· развитие общих движений;
· развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов;
· формирование системы сенсорных эталонов;
· развитие наглядно-образного мышления;
· формирование представлений об окружающем;
· расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;
· овладение диалогической речью;
· овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи;
· овладение коммуникативными навыками;
· становлениесюжетно-ролевой игры;
· развитие навыков социального поведения и социальной компетентности;
· становление продуктивных видов деятельности;
· развитие самосознания.
Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.
|
|
При разработке образовательных программ следует учитывать принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики:
Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».
Принцип учета генетической задачи возраста. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития ребенка применительно к его возрасту и ближайшему социальному окружению. По этому принципу на каждом возрастном этапе жизни ребенка должны учитываться и формироваться те психологические новообразования, которые обеспечивают поступательное развитие его личности и деятельности.
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности отмеченных у него отклонений в развитии (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов).
Учет актуального и потенциального уровней развития ребенка предполагает оценку реальных возможностей малыша и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах детской деятельности определенных умений и навыков.
|
|
Литература
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст]: программно-методические материалы / М. Б. Ульянцева [и др.]; ред. И. М. Бгажнокова; рец.: И. Ю. Левченко, А. А. Еремина, Т. Н. Исаева. - М.: Владос, 2013. - 239 с.
2. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Олигофренопедагогика" / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова; рец.: Е. А. Ямбург, В. М. Мозговой. - М.: Владос, 2014. - 199 с.
3. Матвеева, М. В. Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ вузов, обуч. по напр. 050700.62 "Специальное (дефектологическое) образование" (бакалавриат), по проф. подгот. "Логопедия" и 050700.68 "Специальное (дефектологическое) образование" (магистратура) / М. В. Матвеева, Т. В. Коршунова; рец.: А. А. Тараканова, И. Б. Карелина, В. П. Смирнова; ред. О. В. Елецкая. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2016. - 176 с.
4. Матвеева, М. В. Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. 050700.62 "Специальное (дефектологическое) образование" (бакалвриат), по профилю подгот. "Логопедия" и 050700.68 "Специальное (дефектологическое) образование" (магистратура) / М. В. Матвеева, С. Д. Станпакова; рец.: О. Г. Ивановская, О. Н. Тверская, В. П. Смирнова; ред. О. В. Елецкая. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2016. - 190 с.
5. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050714 "Олигофренопедагогика" / Б. П. Пузанов [и др.]; ред. Б. П. Пузанова; рец.: Е. А. Ямбург, Е. Г. Речицкая. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2013. - 439 с.
6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/