Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта

 

Основные направления развития детей младшего дошкольного возраста:

· смена ведущих мотивов;

· развитие общих движений;

· развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов;

· формирование системы сенсорных эталонов;

· развитие наглядно-образного мышления;

· формирование представлений об окружающем;

· расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;

· овладение диалогической речью;

· овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи;

· овладение коммуникативными навыками;

· становлениесюжетно-ролевой игры;

· развитие навыков социального поведения и социальной компетентности;

· становление продуктивных видов деятельности;

· развитие самосознания.

Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.

При разработке образовательных программ следует учитывать принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики:

Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».

Принцип учета генетической задачи возраста. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития ребенка применительно к его возрасту и ближайшему социальному окружению. По этому принципу на каждом возрастном этапе жизни ребенка должны учитываться и формироваться те психологические новообразования, которые обеспечивают поступательное развитие его личности и деятельности.

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности отмеченных у него отклонений в развитии (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов).

Учет актуального и потенциального уровней развития ребенка предполагает оценку реальных возможностей малыша и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым.

Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах детской деятельности определенных умений и навыков.

 

      Литература

 

1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст]: программно-методические материалы / М. Б. Ульянцева [и др.]; ред. И. М. Бгажнокова; рец.: И. Ю. Левченко, А. А. Еремина, Т. Н. Исаева. - М.: Владос, 2013. - 239 с.

2. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Олигофренопедагогика" / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова; рец.: Е. А. Ямбург, В. М. Мозговой. - М.: Владос, 2014. - 199 с.

3. Матвеева, М. В. Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ вузов, обуч. по напр. 050700.62 "Специальное (дефектологическое) образование" (бакалавриат), по проф. подгот. "Логопедия" и 050700.68 "Специальное (дефектологическое) образование" (магистратура) / М. В. Матвеева, Т. В. Коршунова; рец.: А. А. Тараканова, И. Б. Карелина, В. П. Смирнова; ред. О. В. Елецкая. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2016. - 176 с.

4. Матвеева, М. В. Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. 050700.62 "Специальное (дефектологическое) образование" (бакалвриат), по профилю подгот. "Логопедия" и 050700.68 "Специальное (дефектологическое) образование" (магистратура) / М. В. Матвеева, С. Д. Станпакова; рец.: О. Г. Ивановская, О. Н. Тверская, В. П. Смирнова; ред. О. В. Елецкая. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2016. - 190 с.

5. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050714 "Олигофренопедагогика" / Б. П. Пузанов [и др.]; ред. Б. П. Пузанова; рец.: Е. А. Ямбург, Е. Г. Речицкая. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2013. - 439 с.

6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: