К средствам УД относят:
1. интеллектуальные действия, лежащие в основе познавательной и исследовательской деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация).
2. знаковые средства (таблицы, карточки, схемы и пр.), языковые, вербальные в форме которых осваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.
3. фоновые знания, в которые включается новое знание.
В учебном процессе с овладением ЗУН одновременно идет овладение средствами УД.
Способы УД могут быть очень разнообразными, это ответ на вопрос: Как учиться? Каким способом получать знания? Они делятся на:
- репродуктивные,
- проблемно-творческие
- исследовательско - познавательные.
3. Структура уд
УД имеет структуру, состоящую из следующих компонентов:
- мотивация,
- учебная задача,
- учебные действия,
- контроль, переходящий в самоконтроль,
- оценка, переходящая в самооценку.
УД, как любой интеллектуальный акт характеризуется тем же строением, а именно: наличием мотива, плана (замысла программы), исполнением (реализацией), контролем.
Мотивация является не только важнейшей характеристикой УД, но и самого субъекта этой деятельности. Она может быть внешней и внутренней по отношению к учебной деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности, как субъекта этой деятельности.
УД как совокупность побудителей, включает коммуникативно-побудительную потребность субъекта на фоне общей потребности достижения.
Учебные ситуации и задачихарактеризуются тем, что учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения. Учащийся при этом поучает образцы и указания для нахождения общих способов решения задач отдельного класса.
Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий для решений конкретных задач.
Контроль преподавателя направлен на обобщение результатов учебных действий с заданными образцами. Контроль может переходить в самоконтроль субъекта учебной деятельности.
Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач. Внешние оценочные действия преподавателя переходят во внутренние – самооценку.