Реформы Алексея Михайловича Романова

В результате 2х уроков истории выполнить задание.

Задание: работаем по п. 5 или изучить лекцию, в тетрадь

1.выписать 10 новых черт в экономике России 17 в.

2. «Соборного уложения 1649г» параграф 5 пункт 2

Докажите, что принятие данного документа окончательно закрепило крестьян за их владельцами.

3. Какие товары в XVII в. ввозились в Россию? Какие товары вывозились из России?

4. На основании материалов параграфа сделайте вывод об особен­ностях развития экономики России в XVII в.

Сфотографировать и мне в личку выполненное задание.

 

  Лекция. Начинаем изучать эпоху Алексея Михайловича Романова.

Познакомьтесь с личностью царя С.47, 48-49.

Алексей Михайлович (годы жизни: 1629-1676), прозванный в народе «Тишайшим», является вторым русским царем из династии Романовых, правивших на Руси с 1613 по 1917 годы.

Правление Алексея Михайловича Романова

Из этого более чем трехсотлетнего периода на долю Алексея Михайловича выпал 31 год, с 1645 по 1676. Михаил Фёдорович Романов (отец) правил 32 года. Более длительным правлением отличается только русская императрица Екатерина II Великая.

Алексей Романов вступил на московский престол шестнадцатилетним юношей. Первое время в государственных делах ему помогал Борис Морозов, который с пятилетнего возраста будущего государя осуществлял надзор за его обучением письму и пению.

В дальнейшем молодой царь начинает все глубже вникать в тонкости государственного управления, принимать самостоятельные решения. В качестве опоры ему служил патриарх Никон.

Алексей Михайлович Романов

Алексей Михайлович Романов по свидетельству современников, отличался добродушным и мягким характером. К тому же он был очень религиозным и проповедовал христианское смирение. Однако некоторые его поступки свидетельствуют об обратном.

Так, над своим ближайшим сподвижником патриархом Никоном он устроил масштабное судилище под названием Большой Московский собор и сослал его в монастырь. А знатную боярыню Морозову вместе с сестрой за неприятие церковных реформ поместил в земляную тюрьму. В тюрьме они и умерли одна за другой с разницей в 52 дня.

Участников многочисленных бунтов того времени («Соляного», «Медного», «Хлебного») он приказывал уничтожать, топить в реках и болотах. «Тишайшему» царю досталось «бунташное время».

Но все бунты и волнения возникали не на пустом месте. «Соляной» бунт спровоцировал налог на соль (пуд соли вместо 5 копеек стал стоить 2 гривны). «Медный» — чрезмерный выпуск медных монет с их последующим обесцениванием.

Катализатором самого крупного восстания Степана Разина послужило Соборное уложение 1649 года, окончательно закрепившее крестьян за помещиками.

«Тишайшему» правителю пришлось воевать не только внутри страны, но и с внешними врагами – Польшей и Швецией. Он даже самолично участвовал в военном походе против Речи Посполитой.

Дети Алексея Михайловича:

  • От брака с Марией Ильиничной Милославской — 13 детей;
  • От брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной — 3 ребёнка.

Реформы Алексея Михайловича Романова

За время своего царствования государь сделал для своей страны следующее:

  • организовал новую армию наподобие европейской. Для этого он отправлял своих подданных за границу обучаться военному делу. Начал строительство русских военных кораблей (первый корабль – фрегат «Орел»);
  • для контроля над органами управления создал Верховный Тайный совет;
  • в 1649 году царем было принято Соборное уложение, являвшееся первым в России сводом всех законов и действовавшее до Николая Павловича;
  • способствовал проведению церковных реформ, из-за которых впоследствии в обществе возник раскол. (Было введено троеперстие вместо двоеперстия, поясные поклоны вместо земных, унифицированы священные писания);
  • решил вопрос присоединения Украины.

Но апогеем правления Алексея Романова явилось закрепление неограниченной власти за домом Романовых. Царь немного не дожил до своего 47-летия. После себя он оставил достойную смену – будущего императора Петра I.

В этом видео дополнительная информация по теме: Алексей Михайлович Романов: краткая биография.

Далее по лекции.

 

Учебное занятие по истории по теме  «Экономическое развитие России в XVII в. Усиление крепостного гнёта».

Давая характеристику экономической жизни страны в XVII в., мы должны ответит на вопросы:

1. Какие новые черты появились в экономике?

2.  Что тормозило раз­витие страны?

3.  Как новые веяния в экономике сочетались с усилением крепостничества?

4. 3. Открытие нового знания

Напоминаю - последствия Смутного времени:

1. разорение западных и центральных районов страны;

2. сокращение посевных площадей почти в 30 раз;

3. сокращение числа рабочих рук;

4. разорение крестьянских хозяйств;

5. запустение поместий и разорение мелкого дворянства;

6. упадок промыслов, ремесленного производства, торговли;

7. оскудение казны.

вопрос:

 какие задачи в области экономики стояли перед страной в данный период.

вывод:

Главная задача — восстановить разрушенное хозяйство и  найти источники экономического возрождения страны.

Сельское хозяйство.

Главной отраслью экономики России XVII века оставалось сельское хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян.

Вопрос: какова была численность населения России? Какие категории преобладали?

Обучающиеся работают с данными таблицы.

Крестьяне (из них) 9,6 млн. человек
Помещичьи 4,8 млн. человек (68%)
Монастырские 1.5 млн. человек (20%)
дворцовые 0,8 млн. человек (12%)
Городские сословия 0,5 млн. человек
Феодалы, чиновники, духовенство, армия 0,4 млн. человек

 

вывод: таким образом, в стране преобладало сельское население, а среди сельского населения – крепостные крестьяне.

 

2. вопрос:

Что было нового в экономическом (хозяйственном) развитии России в XVIIвеке?

хозяйство страны развивалось:

1. Крестьяне распахивали и заселяли новые земли

2. Возникала специализация сельского хозяйства – сосредоточение производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в определённых районах страны.

3. Дальнейшее развитие ремесла и превращение его в мелкотоварное производство.

4. Возникновение мануфактур.

Новые явления экономической жизни обучающиеся записывают в тетрадь.

3.«всероссийский рынок»: что такое «всероссийский рынок, почему он возник?

2. предпосылки формирования всероссийского рынка:

1Дальнейшее развитие хозяйства страны (сельского хозяйства, ремесла – превращение его в мелкотоварное производство, возникновение и развитие мануфактур.

1. Специализация различных районов по производству отдельных видов товаров.

По этому вопросу обучающиеся работают кс картой в учебнике и записывают на доске и в тетрадях районы специализации: Центральный чернозёмный район, Среднее Поволжье, Башкирия – хлеб; западные районы – лён, конопля; Поморье – соль; Сибирь – меха; Ярославль, Кострома – холст; Казань – кожи; Тула, Серпухов – железо.

3.Дальнейше развитие торговли внутри страны (в связи с ростом городов, увеличением денежного оброка, развитием торговли с другими странами); рост крупных торговых городов – Москвы, Архангельска, Нижнего Новгорода, Вологды

  вывод: в XVII веке усилились экономические (торговые) связи между различными районами страны, их прежняя замкнутость постепенно ликвидировалась, укреплялись общие хозяйственные связи и обмен товарами между различными частями страны.

 




double arrow
Сейчас читают про: