Со времени начала учета потребления алкоголя в Западной Европе страны этой части континента пережили два пика потребления. Первый пришелся на последние десятилетия XIX века (Negrete, 1980, Room, 1991). Это связано со многими факторами, но в первую очередь с привлечением больших масс людей к заводской и фабричной деятельности, с ростом городов и с промышленным производством дешевого спирта.
Однако, уже в начале XX века в некоторых богатых странах Европы, например, в Англии (рис. 1-2а) и Германии (рис. 1-2б), началось медленное снижение потребления алкоголя, особенно крепких напитков. Это было связано с промышленной революцией, которая привела к увеличению количества, улучшению качества и расширению ассортимента промышленных товаров вместе с их удешевлением. Товары стали доступными для широких слоев населения. Тем самым были созданы альтернативы спиртным напиткам, товары стали конкурировать с выпивкой (Plant, 1991). Было бы упрощением связывать снижение потребления в этот период только с одним этим фактором: в это же время начался рост налогов и, соответственно, цен на спиртное. Иначе говоря, в конце XIX - начале XX века в некоторых странах Европы и Северной Америки началось государственное регулирование алкогольного рынка, а вместе с этим - медленное снижение потребления еще до начала 1-ой Мировой войны (рис. 1-2а). Такое изменение алкогольной ситуации в начале XX века можно было отметить как наиболее общую тенденцию на Европейском и Североамериканском континенте. Исключение составляли винодельческие страны. Франция, например, достигла беспрецедентно высокого уровня потребления в конце XIX века (более 20 литров чистого алкоголя на человека в год), и, за исключением периодов 1-ой и 2-ой мировых войн, поддерживала высокий уровень потребления до начала 1960-х годов (18,0 литров на человека в год, 1963 г.).
Резкое снижение потребления в связи с 1-ой Мировой войной произошло не только во Франции, но и почти во всех Европейских странах. Это показывает, что распад мирной экономики в связи с войной сильнее сказывается на потреблении спиртного, чем физическое и психическое напряжение, резко возрастающие в это время. После войны, в 20-30-е годы XX столетия, в связи с послевоенной экономической разрухой сохранялся сравнительно низкий уровень потребления. Он еще более понизился во время 2-ой Мировой войны.
Однако после того, как были залечены самые глубокие раны войны с середины 50-х годов в странах Европы и Северной Америки начался новый рост потребления алкоголя. И первыми в этот процесс включились промышленно развитые страны. В Европе исключением была Франция, где в конце 1950-х- начале 1960-х годов началось снижение потребления (рис. 1-2б). С начала 1970-х годов снижение этого показателя началось также в Италии, несколько позже - в Испании и Португалии (Simpura, 1995, GualandColom, 1997), т.е. почти во всех европейских винодельческих странах с очень высоким уровнем потребления: Италия (13,9 литров, 1973г.), Испания (14,2 литра, 1975 г.) и Португалия (14,1 литра, 1976 г.; WorldDrinkTrends, 1994). В этих странах снижение общего потребления произошло в значительной степени за счет почти двукратного сокращения потребления вина.
Несколько факторов ответственны за эти изменения, их действие было неоднозначным в разных странах, однако ведущим можно считать увеличение в потреблении доли пива и крепких напитков (GualandColom, 1997), а также появление новых для этих стран безалкогольных напитков, малоизвестных в Европе за 30-40 лет до того (содовая, минеральная вода, соки).
Вытеснению вина, традиционного напитка для стран Средиземноморья, способствовал маркетинговый натиск небольшого числа очень мощных интернациональных фирм-производителей пива и крепких напитков, в то время как винный рынок обеспечивался большим числом средних и мелких предприятий, неспособных противостоять натиску крупных. Кроме того, в отношении пива допускалась более широкая реклама в связи со сравнительно низким содержанием алкоголя. Повлияла также послевоенная урбанизация сельского населения, и, как следствие, изменение образа жизни, в частности, уменьшение роли общесемейного потребления пищи, во время которого выпивалось много вина. Питание вне семьи стало чаще сопровождаться пивом, которое к тому же стало более традиционным напитком выходных дней (Sulkunen, 1989). Несмотря на все эти факторы, Франция, Португалия, Италия и Испания остаются среди ведущих потребителей вина. Но сейчас в эту группу входят Люксембург, Швейцария, Дания и Австрия, т.е. страны, далекие от Средиземноморья. В этих странах алкоголь вина составляет почти половину потребляемого алкоголя.
Снижению потребления алкоголя в некоторых странах Европы и Северной Америки способствовало также расширение общественного понимания вреда и опасности алкогольных напитков, в первую очередь - крепких, более всего - в связи с дорожными происшествиями, и особенно - среди детей, подростков и молодых людей. В связи с этим в Европе и Америке возникло много общественных организаций, которые активно проводили антиалкогольные акции. Одна из них стала особенно широко известной. В 1996 г. в США по инициативе общества «Матери против пьяных водителей» в Капитолии штата Флорида были выставлены 724 пары обуви. Все они принадлежали детям, погибшим в автокатастрофах по вине пьяных водителей только в одном штате и только в 1995 г. Множественные действия такого рода в свою очередь стимулировали политические решения в отношении минимального возраста, времени и места продажи спиртного, запрет выпивок на рабочем месте.
Были также экономические причины снижения потребления, вчастности, алкогольная политика Европейского Экономического Сообщества (т.н. "Общий рынок" или ЕЭС), которое сделало условием вступления Испании и Португалии в Сообщество резкое сокращение производства вина. Следствием стал быстрый рост цен на вино в этих странах по сравнению с другими напитками.
Многие из этих факторов сыграют свою роль позже в снижении потребления алкоголя в других странах, однако большинство стран Европы и Северной Америки наращивали потребление до конца 1970-х -начала 1980-х годов (рис. 1-2б). В целом за 15 лет с 1965г. по 1980г. потребление алкоголя на душу населения выросло в мире на 15% (WalshandGrant, 1985), а за 25 (1960-1985) - на 50 % (Robinson,1986).
Особенно быстро росло потребление в тех европейских странах, где в послевоенную пору оно было низким, на уровне 2-4 литров на человека в год (ФРГ, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция). Так, в ФРГ с 1950 г. по 1980 г. увеличение составило 320%, в Финляндии - 240%. Там, где в конце войны потребление было высоким (например, нейтральная Швейцария - 10,4 литров) прирост был относительно умеренным (30%).
В ряде стран уровень потребления сохранялся на протяжении 1980-х и 1990-х годов (Великобритания, Дания), а в Финляндии рост происходил еще в начале нынешнего века. Однако, как отмечалось выше, в других странах Европы с особенно высоким потреблением (Франция, Испания, Италия) в послевоенную пору произошло заметное снижение потребления. Эти разнонаправленные процессы вели к сближению уровней потребления алкоголя в указанных странах (рис. 1-2б).
Но дело не только в общем росте количества потребляемого алкоголя в послевоенную пору; происходили качественные изменения алкогольного потребления, тенденции которого в мире становились все более универсальными. Так, в винодельческих районах увеличивалась доля пива и крепких напитков, которые раньше преобладали в северных странах, где началось увеличение потребления вина. Т.о. сближение европейских стран происходило и по видам потребляемых напитков.
Общая тенденция состояла в том, что в случае явного доминирования одного из видов традиционных напитков (крепкие, вино, пиво) происходило снижение его доли в потреблении, замещение "иностранными" видами спиртного, хотя доминирование национальных напитков сохранялось. В целом же, в 22 странах ЕЭС общая тенденция потребления в 1970-1990-х годах была направлена к такому соотношению: 50 % пива, 35 % вина и 15 % крепких напитков. Сейчас признано, что это соотношение является оптимальным для минимизации негативных последствий (Edwardsetal., 1994).
Иллюстрацией могут служить данные по отдельным странам Европы (таблица 2) и России для сравнения. При этом надо учесть, что за основу взяты официальные данные 1988 г., когда в нашей стране еще шла антиалкогольная кампания.
Таблица 2. Изменение потребления основных алкогольных напитков в некоторых странах Европы (1998 г. в процентах к 1988 г.).
Страны | Крепкие напитки | Пиво | Вино |
Бельгия | -28 | -17 | +8 |
Великобритания | -27 | -13 | +27 |
Германия | -5 | -11 | -12 |
Испания | -11 | -3 | -12 |
Италия | -50 | +15 | -18 |
Польша | -26 | +33 | -23 |
Португалия | -3 | +22 | -1 |
Франция | -3 | -2 | -22 |
Чешская Республика | -52 | +23 | +30 |
Швейцария | -27 | -13 | -13 |
В среднем | -23,2 | +3,4 | -3,6 |
Россия | +233 | +31 | -6 |
Источники: World Drink Trend 1999, Global Status Report on Alcohol 2004
В потоке борьбы за снижение потребления не обходилось без казусов; иногда происходило не столько замещение, сколько добавление новых видов напитков к традиционным. Это было особенно характерно для стран с очень быстрым ростом общего потребления. Так было, например, в Финляндии, чей неудачный опыт антиалкогольной политики поучителен. Правительство, обеспокоенное высоким уровнем и быстрым ростом потребления алкоголя (2,5 литра в 1965г. и 3,1 в 1968 г.), ввело в стране новый алкогольный закон (с 1 января 1969 г.). Главная часть этого закона включала либерализацию производства и значительное расширение продажи пива и легких вин, которые, по мнению законодателей, должны были "потеснить" крепкие напитки. В результате за один год в структуре потребления резко увеличилась доля пива (на 135 %) и вина (на 14 %). При этом уровень крепких напитков снизился, но незначительно. Соответственно, произошло увеличение общего потребления алкоголя (4,3 литра в 1969 г. и 6,5 в 1974 г.), после чего этот уровень стабилизировался (Ляликов, 1987) на уровне 6,6-7,1 литра (1995-1998 гг.).
Сближение уровней, типов и характера потребления алкоголя в промышленно развитых странах мира, обозначаемое как гомогенизация потребления, тесно связанна с унификацией образа жизни в этих странах. Одну из сторон этих процессов, сближение уровней потребления, характеризуют данные по 12 странам Европы и США. Обращает внимание существенное снижение разнообразия уровней потребления (стандартное отклонение), несмотря на снижение потребления к 1950 г. и его рост в 1950-1980 гг. (таблица 3, расчет стандартного отклонения сделан автором).
Таблица 3. Изменение среднего уровня потребления и его разнообразия (стандартное отклонение; литры чистого алкоголя на человека в год) в 12 странах Европы* и США.
Годы 1905 1950 1960 1970 1980 1990
Среднедушевое потребление 9,4 6,9 7,6 8,4 9,6 8,7
Стандартное отклонение 6,2 5,0 5,1 3,8 3,2 2,4
* Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия,
Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария и Швеция.
Источник: http://www.naa.cnt.ru
Почти все эти данные касаются официальных показателей и регистрируемого алкоголя. Для большинства западноевропейских стран нерегистрируемое потребление предположительно составляет 5-20 % от общего, но 24% для Польши, 28 % для Финляндии и 33 % для Норвегии (1998, Rehnetal., 2001). Те же авторы дают значительно бóльшие показатели нерегистрируемого алкоголя для России (95%), прибалтийских стран бывшего СССР и его бывших европейских стран-сателлитов. При этом надо иметь в виду, что определение регистрируемого и особенно нерегистрируемого алкоголя представляет большие трудности. Отсюда некоторые разночтения у разных авторов и при разных методиках оценки потребления алкоголя (рис. 1-3а и 1-3б).
"Линейное" изложение алкогольной ситуации в Европе и США должно быть дополнено, по меньшей мере, анализом еще двух факторов, играющих важную роль в потреблении - ценой напитков и доходами населения, которые могут существенно влиять на потребление крепких напитков, которое возрастает на фоне экономического подъема и снижается при спаде. А высокие цены на крепкие напитки в некоторых странах (Дания, Ирландия) делают их предметами роскоши в
Рис. 1-3. Потребление алкоголя в странах Европы по данным двух источников: WorldDrinkTrends (1999; 1-3a) и Leifman (2001, 1-3б), относящиеся к 1997-1998 гг. (1-3а) и 1996-1998 гг.(1-3б). На рис. 1-3а данные о нерегистрируемом алкоголе в 4-х странах отсутствуют. Россия представлена данными автора, пересчитанными для возраста с 15 лет.
отличие от пива, которое чаще всего бывает предметом заурядного спроса и воспринимается многими как пищевой продукт.
В целом же в послевоенную пору рост потребления в Западной Европе и Северной Америке отражало рост реальных доходов и снижение фактических цен спиртных напитков. Начиная с 60-х годов, цены на алкоголь стали снижаться, иногда значительно. Так, в целом по Европе часовой заработок промышленного рабочего позволял приобрести такое же количество спиртного, как дневной за десять лет до этого (Уолш, 1985). Несколько другая ситуация в США, где в последние 40 лет происходил непрерывный рост цен на крепкие напитки. Однако доходы населения росли еще быстрее. В результате с 1960 г. реальная цена крепких напитков снизилась на 48 %, пива - на 27 %, а вина - на 20 % (Mocher,1988), и как следствие - затраты американской семьи на алкогольные напитки уменьшилась с 5,0 до 1,4 % (Treml, 1982). При этом потребление выросло с 5,6 литров в 1961 до 8,2 в 1980 г.
Зависимость потребления от уровня доходов проявилась во время экономического спада 1974-1975гг. в результате нефтяного кризиса, когда во многих странах Европы прекратился прирост выпиваемого алкоголя, а в Англии потребление крепких напитков даже снизилось в течение недолгого времени. Окончание рецессии восстановило прежние темпы роста потребления алкоголя (Plant, 1992).
Увеличение реальных доходов в 50-80-е годы неодинаково коснулось разных социальных групп населения промышленно развитых стран. Возможно, наиболее существенные изменения произошли в экономическом и социальном положении женщин, что сделало их более самостоятельными и независимыми. Одним из проявлений этого стало снижение моральных и социальных ограничений на употребление спиртного женщинами и появления их нетрезвыми в общественных местах. Результат такой эмансипации не замедлил сказаться на росте женского алкоголизма: в начале ХХ века в европейских странах одна женщина-алкоголичка приходилась на десять мужчин алкоголиков, а в 80-е годы это соотношение составляло 1:5, а в некоторых странах выросло еще больше (1:3,4; ФРГ, 1985г.).
Изменилось представление и о социальном положении пьющих. В первой половине прошлого века, считалось, что злоупотребление алкоголем характерно в основном для представителей малоимущих классов. Однако позже удалось показать, что высокое потребление характерно как для тех, кто испытывает материальную нужду (и, кстати, более доступен наблюдению), так и для людей с высокими доходами, чья деятельность сопряжена с большой ответственностью и мобильностью, хотя и более закрыта для наркологического исследования (глава 1-1 и 2-2).
В 1960-1970-е годы "пьющего" возраста достигло поколение, появившееся на свет в результате первого послевоенного взрыва рождаемости. Его многочисленность и особый социальный статус в связи с ослаблением семейных связей серьезно повлияли на послевоенный рост потребления. Это проявилось, например, в том, что в некоторых европейских странах (Финляндия и другие) в 70-е годы возраст максимального потребления алкоголя, снизившись, пришелся на 30 лет. Серьезной проблемой стал ранний алкоголизм, формирующийся до 18-летнего возраста.
Увеличение числа больных алкоголизмом стало наглядным индикатором и результатом роста алкоголизации. Оценить эту проблему в полном объеме трудно - большая часть больных остается неучтенными. Кроме того, критерии диагностики алкоголизма с годами меняются. С учетом этого и по приблизительным оценкам в США в 80-е годы их число составляло от 10 до 15 миллионов или от 4 до 6 % населения. Но существует и более высокая оценка - 8 % (Nace, 1984).
Важно подчеркнуть, что в США во время бурного распространения наркотиков и наркоманий "алкоголь оставался наиболее широко используемым наркотиком" (Seixas, 1979). Остается он таковым и позже. Так, в США в 1987г. количество смертей в связи с наркотиками (главным образом, опиаты, кокаин и марихуана) составило 6,75 тысяч, а в связи с потреблением алкоголя - 125 тысяч (Fahrenkrug, 1990). Сходное соотношение потерь характерно и для других промышленно развитых стран, несмотря на то, что снижение потребления алкоголя охватывает все больше регионов мира.
Новая тенденция, помимо указанных выше факторов, отражает изменение глубинных ценностей постиндустриального общества и связана отчасти с новыми технологиями, компьютеризацией и интернетом. А главное, в мире снова происходит мобилизация консервативных сил, правда, уже под флагом других идей, которые привнес постмодернизм, и сопровождается увеличением "экологических ниш", большей терпимостью к инакомыслию и новым формам поведения, наконец, отходом от унификации истины. Это привело к большей свободе и расширению допустимых стилей жизни и форм существования. Однако в свободном, материально благополучном обществе невозможно изжить все конфликты, всегда найдутся психологически несвободные люди, неуверенные в себе, одинокие, склонные к колебаниям настроения, зависимые от внешних обстоятельств. Одним из них будет достаточна психологическая поддержка, другим потребуются фармакологические «костыли», а третьи будут прибегать к таким «утешителям», как алкоголь или наркотики.
Все больше ценится здоровье, как личное, так и общественное (национальное). Здоровый образ жизни становится также этическим понятием и приобретает почти материальную ценность. Западный мир вкладывает в здравоохранение все больше средств. Похоже, что здоровье населения стало национальной идеей США и некоторых стран Европы. По уровню доходов бедные приближаются к богатым, молодые к зрелым работникам, и все больше людей воссоединяется в один новый класс - класс потребителей. "Потребление вещей" вытесняет потребление алкоголя, и западное общество настраивается все более негативно к злоупотреблению спиртным.
Появился новый жаргонный термин, и в английском (thingism), и в русском (вещизм), обозначающий повышенный интерес к предметам быта, переходящий в зависимость от них и накопительство. В России найдется много людей, которые ставят знак равенства между такой зависимостью и бездуховностью, будто бедность и духовность – родные сестры. Для нашей темы важно, что «вещизм» уже не раз становился и сейчас «работает» как мощный антиалкогольный фактор. Популяционные примеры приведены выше, а на индивидуальном уровне часто удерживает от пьянства. Так, приобретение алкоголиком в ремиссии собственности (например, автомобиля) предупреждает возобновление алкоголизации. Если же говорить более общо, то причиной снижения потребления в США и Канаде, лучше других стран проанализированных в этом отношении, являются глубокие культуральные изменения (Smart, 1989, Clarka. Hilton, 1991, Room, 1991).
В заключение этого раздела можно привести данные ВОЗ о регистрируемом потреблении алкоголя в странах Западной Европы и Северной Америки в 2000-2001 гг. (таблица 4). При анализе этой таблицы не следует забывать, что она составлена для населения с 15 лет, а подростки составляют от 14% (Греция, Италия) до 23 % (Исландия) населения стран этого региона. Кроме того в ее основе - только регистрируемый алкоголь, т.е. неполное потребление. В результате данные таблицы отличаются некоторой приблизительностью. Однако несомненно, что Западная Европа и Северная Америка имеет самое высокое потребление алкоголя среди других регионов мира.
Таблица 4. Регистрируемое потребление алкоголя в странах Западной Европы и Северной Америки (2000-2001 гг.; литры чистого алкоголя на человека с 15 лет; в скобках указано среднедушевое потребление – пересчет автора).
Страны | Потребление | Страны | Потребление |
Люксембург | 17,5 (14,2) | Бельгия | 10,1 (8,3) |
Ирландия | 14,5 (11,5) | Нидерланды | 9,7 (7,9) |
Франция | 13,5 (10,9) | Греция | 9,3 (8,0) |
Германия | 12,9 (10,9) | Италия | 9,1 (7,8) |
Австрия | 12,6 (10,6) | США | 8,5 (6,7) |
Португалия | 12,5 (10,5) | Канада | 8,3 (6,8) |
Испания | 12,3 (10,5) | Швеция | 6,9 (5,7) |
Дания | 11,9 (9,6) | Словения | 6,6 (5,5) |
Швейцария | 11,5 (9,5) | Норвегия | 5,8 (4,6) |
Финляндия | 10,4 (8,5) | Исландия | 5,7 (4,4) |
Великобритания | 10,4 (8,4) |
Источники: Food and Agriculture Organization of United Nation,
World Drink Trend 2003,GlobalStatus Report on Alcohol 2004.
Восточная Европа
В отличие от Западной Европы и Северной Америки официальные данные, относящиеся к Восточной Европе, требуют осторожности в их интерпретации. Особенно это касается сведений из новых стран, образованных при распаде Советского Союза. Несомненно, что в бывших балтийских республиках (Литва, Латвия, Эстония) при советской власти потребление алкоголя приближалось к российскому, т.е. было очень высоким с доминированием крепких напитков. Так, например, для Латвии в 1984 г. официальные данные составляли 10,5 литров алкоголя на человека в год (столько же для России), но оценка реального потребления превышала 13 литров и была лишь немногим меньше российской (Nemtsov, 1992).
Позже три прибалтийские республики вместе с остальным Советским Союзом провели антиалкогольную кампанию со снижением (Латвия 9,8 литров; 1987) и последующим ростом потребления алкоголя (Латвии 13,4 литра; 1991; Nemtsov, 1992). Однако Strzdins (1994) и Strzdinsetal. (1995) считают, что в Латвии в первой половине 1990-х годов оно составило от 16 до 20 и даже 27,3 литров среднедушевого алкоголя (Strzdinsetal., 1996), тогда как в Эстонии и Литве потребление оценивалось в 9-12 литров алкоголя (Kariis, 1994, Subata а. Grimaluskienne, 1994). Сходство динамики потребления в прибалтийских республиках в предшествующие годы делает маловероятным такое различие в 1990-е годы, и оценки латышских авторов для Латвии, основанные на модельных построениях, представляются завышенными. Оценки потребления алкоголя в Белоруссии, Украине и Молдове близки к 9-12 литрам (GlobalStatusReportonAlcohol 2004, 2004, Rehnetal., 2001).
В отличие от бывших республик Советского Союза, в которых понижение потребления алкоголя произошло в результате антиалкогольной кампании и мощного давления сверху, в Польше в начале 1980-х годов снижение произошло в результате политического давления снизу: вновь образованная "Солидарность" обвиняла правительство в спаивании народа. Горячие общенациональные дебаты сопровождались снижением производства спиртных напитков, нормированием продаж, их ограничением по времени и повышением цен на алкогольные напитки (Moskalewiczetal., 1997). В результате потребление алкоголя по официальным данным снизилось с 8,7 литров в 1980 г. до 6,4 в 1982-1983 гг., а позже стабилизировалось на уровне 7,0-7,2 литра, из которых около 6,0 литров приходилось на водку. С 1990 г. польская статистика учитывает только напитки, произведенные в стране, игнорируя алкогольный импорт. Не может польская статистика учесть также нелегальный самогон, который по оценкам ВОЗ составлял в конце 1990-х 1,5 литра (WorldDrinkTrends 1999). Новые экономические условия и либерализация торговли спиртным привели к тому, что между 1989 и 1992 гг. в Польше произошло резкое увеличение потребления, возможно на 50%, что подтверждается резким ростом алкогольных психозов. В это время сходное увеличение потребления отмечено в Словакии и Болгарии (Moskalewiczetal., 1997).
В Чехословакии в послевоенное время потребление водки было сравнительно стабильным и низким (3,5-4,4 литра алкоголя; Moskalewiczetal., 1997, GlobalStatusReportonAlcohol 2004), однако общее потребление неуклонно росло и достигло в 1995 г. 10,1 литра на человека в год, главным образом, за счет неуклонного роста потребления пива: в самые последние годы XX века Чехословакия опередила Германию по потреблению пива и стала ведущей страной в мире по этому показателю: 9,4 литра алкоголя в составе пива (2000 г.); Германия (7,3 литра) – на четвертом месте после Ирландии (9,2 литра) и Швейцарии (7,5 литра; GlobalStatusReportonAlcohol 2004). Для сравнения алкоголь пива в России в 2000 г. составлял 1,5 литра.
Следует иметь в виду, что Чехословакия в отличие от Польши откликнулась на горбачевскую антиалкогольную кампанию в СССР и на короткое время снизила потребление с 9,2 литра в 1984 г. до 8,0 литров в 1987г. После распада Чехословакии выяснилось, что чешская ее часть в потреблении превосходила словацкую: в 2000 г. потребление в двух странах соотносилось как 13,6 и 11,6 литра.
Венгрия отличается высоким потреблением алкоголя: в 1980 г. оно составляло 11,8 литров на человека в год. Позже в этой стране по официальным данным началось снижение потребления, которое в 1995 г. достигло 10,2, а в 1998 г. 9,4 литров. Однако, предполагается, что в Венгрии очень высокий уровень нелегального производства и потребления алкоголя, не менее 4 литров (1995 г; Rehm, Gmel, 2001), а возможно и больше (1998 г., Rehnetal., 2001).
Болгария и Румыния имеют сходные показатели по уровню потребления (7,13 и 7,63 литра, 3-4 литра нерегистрируемого алкоголя; 2001) и по общему характеру: доминирование вина незначительно на фоне снижения общего потребления алкоголя с начала 1980-х годов, когда оно составляло 11,5-12,5 литров.