Что же входит в предмет и задачи курса Новейшей истории стран Европы и Америки?
В настоящее время курс Новейшей истории стран Европы и Америки ориентирован на комплексное изучение политических, экономических, социальных и культурных процессов, определивших развитие Запада на протяжении ХХ столетия, а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени.
Кроме того, одна из его задач – это выявить этапы становления системы международных отношений в 1918-1939 гг., а также ее развитие после Второй мировой войны, в том числе в условиях «холодной войны» и «нового мирового порядка».
Применительно к условиям XXI века – его задача установить общие черты и характерные особенности развития ведущих стран Запада на современном этапе.
Содержание курса Новейшей истории стран Европы и Америки – это процесс трансформации индустриальной цивилизации, а также постепенный переход к постиндустриальной цивилизации в рамках так называемого «информационного общества».
|
|
Цивилизация (от лат. civilis – «гражданский») – совокупность достижений материальной и духовной культуры, приемов и способов контакта человека с Природой, установившиеся стереотипы и образ жизни людей, а также их поведение.
- Древневосточная цивилизация.
- Античная цивилизация.
- Европейская (традиционная) средневековая цивилизация.
- Индустриальная цивилизация.
- Постиндустриальная цивилизация.
Дискуссия по вопросу о периодизации Новейшей истории.
Фактически, любое деление на эпохи, периоды или этапы, в сущности, условно. Развитие Человеческого общества – это живой, непрерывный процесс, в котором каждое явление или событие имеет свое происхождение. Но тем не менее, определение внутренних рубежей в истории необходимо, т.к. это позволяет проследить генезис многих исторических явлений и процессов, лучше понять сущность реалий прошлого. В марксистско-ленинской историографии представление о внутренней периодизации Новой и Новейшей истории сформировалось после 1934 г. В «Замечаниях И.В. Сталина, С.М. Кирова и А.А. Жданова о проекте учебника по Новой истории для средней школы» (1934 г.) отмечалось, что Новейшая история берет свое начало с 1917 г., когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция.
В соответствии с этим, была сконструирована следующая модель Новой и Новейшей истории: 1640 – 1789 – 1870-1871 – 1917 – 1939 – …
1.Период Новой истории: 1640 – 1789 – 1870-1871 гг. Восходящая линия развития капитализма, когда капитализм имел прогрессивное значение.
2.Период Новой истории: 1870-1871 – 1917 гг. Нисходящая линия развития капитализма, когда капитализм имел регрессивное значение.
|
|
В основу же периодизации Новейшей истории также была положена идея об упадке капитализма.
С 1917 г. – начало общего кризиса капитализма.
С 1939 г. – начало второго периода общего кризиса капитализма, связанного с событиями Второй мировой войны 1939-1945 гг.
учебник новой истории открывался главой о Французской революции. Для связи с предшествующими событиями можно было бы предпослать небольшое введение с кратким изложением основных событий Нидерландской и Английской революций, отнеся подробное изложение событий Нидерландской и Английской революций к концу учебника средней истории…».
«Разбивку новой истории в конспекте на две части считаем мало мотивированной и случайной, произведенной по какому-то непонятному признаку. Мы бы считали целесообразным разбить новую историю на три части:
Первая часть – от Французской буржуазной революции до франко-прусской войны и Парижской Коммуны (исключительно). Это будет период победы и утверждения капитализма в передовых странах.
Вторая часть – от франко-прусской войны и Парижской Коммуны до победы Октябрьской революции в России и окончания империалистической войны (включительно). Это будет период начавшегося упадка капитализма, первого удара по капитализму со стороны Парижской Коммуны, перерастания старого “свободного” капитализма в империализм и свержения капитализма в СССР силами Октябрьской революции, открывшей новую эру в истории человечества.
Третья часть – от конца 1918 года (год окончания войны) до конца 1934 года. Это будет период послевоенного империализма в капиталистических странах, экономического и политического кризиса в этих странах, период фашизма и усиления борьбы за колонии и сферы влияния, с одной стороны, и, с другой стороны – период гражданской войны и интервенции в СССР, период первой и начало второй пятилетки в СССР, период победоносного строительства социализма в нашей стране, период искоренения последних остатков капитализма, период победы и подъема в СССР социалистической индустрии, победы социализма в деревне, победы колхозов и совхозов. Мы считаем большой ошибкой, что авторы конспекта обрывают историю на 1923 годе. Эту ошибку надо исправить, доведя историю до конца 1934 года. В соответствии с этим придется произвести переделку и перераспределение материала, разделов и глав.
И. СТАЛИН
С. КИРОВ
А. ЖДАНОВ
9 августа 1934 года»
В 1960-е годы, после закрепления концепции 3 этапов в рамках общего кризиса капитализма, изменилась и периодизация Новейшей истории.
Теперь она предстала в следующем виде:
Первый этап. 1917-1945 гг.
Начало общего кризиса капитализма после ВОСР и возникновение социалистической системы в отдельно взятой стране.
1. 1917-1923 гг., послевоенный революционный подъем под влиянием октябрьской революции в России.
2. 1923-1929 гг., временная стабилизация капиталистической системы при упрочении социализма в СССР.
3. 1929-1939 гг., всемирный экономический кризис 1929-1933 гг. и обострение классовой борьбы в условиях активизации сил империалистической реакции и ее крайней формы – фашизма.
4. 1939-1945 гг., период Второй мировой войны (до 1941 г. – империалистической по характеру, после 1941 г. – национально-освободительной по характеру, выступающей как продолжение классовой борьбы с мировым империализмом).