Предмет и задачи курса Новейшей истории стран Европы и Америки

Что же входит в предмет и задачи курса Новейшей истории стран Европы и Америки?

В настоящее время курс Новейшей истории стран Европы и Америки ориентирован на комплексное изучение политических, экономических, социальных и культурных процессов, определивших развитие Запада на протяжении ХХ столетия, а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени.

Кроме того, одна из его задач – это выявить этапы становления системы международных отношений в 1918-1939 гг., а также ее развитие после Второй мировой войны, в том числе в условиях «холодной войны» и «нового мирового порядка».

Применительно к условиям XXI века – его задача установить общие черты и характерные особенности развития ведущих стран Запада на современном этапе.

 

Содержание курса Новейшей истории стран Европы и Америки – это процесс трансформации индустриальной цивилизации, а также постепенный переход к постиндустриальной цивилизации в рамках так называемого «информационного общества».

Цивилизация (от лат. civilis – «гражданский») – совокупность достижений материальной и духовной культуры, приемов и способов контакта человека с Природой, установившиеся стереотипы и образ жизни людей, а также их поведение.

- Древневосточная цивилизация.

- Античная цивилизация.

- Европейская (традиционная) средневековая цивилизация.

- Индустриальная цивилизация.

- Постиндустриальная цивилизация.

Дискуссия по вопросу о периодизации Новейшей истории.

Фактически, любое деление на эпохи, периоды или этапы, в сущности, условно. Развитие Человеческого общества – это живой, непрерывный процесс, в котором каждое явление или событие имеет свое происхождение. Но тем не менее, определение внутренних рубежей в истории необходимо, т.к. это позволяет проследить генезис многих исторических явлений и процессов, лучше понять сущность реалий прошлого. В марксистско-ленинской историографии представление о внутренней периодизации Новой и Новейшей истории сформировалось после 1934 г. В «Замечаниях И.В. Сталина, С.М. Кирова и А.А. Жданова о проекте учебника по Новой истории для средней школы» (1934 г.) отмечалось, что Новейшая история берет свое начало с 1917 г., когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция.

В соответствии с этим, была сконструирована следующая модель Новой и Новейшей истории: 1640 – 1789 – 1870-1871 – 1917 – 1939 – …

1.Период Новой истории: 1640 – 1789 – 1870-1871 гг. Восходящая линия развития капитализма, когда капитализм имел прогрессивное значение.

2.Период Новой истории: 1870-1871 – 1917 гг. Нисходящая линия развития капитализма, когда капитализм имел регрессивное значение.

В основу же периодизации Новейшей истории также была положена идея об упадке капитализма.

С 1917 г. – начало общего кризиса капитализма.

С 1939 г. – начало второго периода общего кризиса капитализма, связанного с событиями Второй мировой войны 1939-1945 гг.

учебник новой истории открывался главой о Французской революции. Для связи с предшествующими событиями можно было бы предпослать небольшое введение с кратким изложением основных событий Нидерландской и Английской революций, отнеся подробное изложение событий Нидерландской и Английской революций к концу учебника средней истории…».

«Разбивку новой истории в конспекте на две части считаем мало мотивированной и случайной, произведенной по какому-то непонятному признаку. Мы бы считали целесообразным разбить новую историю на три части:

Первая часть – от Французской буржуазной революции до франко-прусской войны и Парижской Коммуны (исключительно). Это будет период победы и утверждения капитализма в передовых странах.

Вторая часть – от франко-прусской войны и Парижской Коммуны до победы Октябрьской революции в России и окончания империалистической войны (включительно). Это будет период начавшегося упадка капитализма, первого удара по капитализму со стороны Парижской Коммуны, перерастания старого “свободного” капитализма в империализм и свержения капитализма в СССР силами Октябрьской революции, открывшей новую эру в истории человечества.

Третья часть – от конца 1918 года (год окончания войны) до конца 1934 года. Это будет период послевоенного империализма в капиталистических странах, экономического и политического кризиса в этих странах, период фашизма и усиления борьбы за колонии и сферы влияния, с одной стороны, и, с другой стороны – период гражданской войны и интервенции в СССР, период первой и начало второй пятилетки в СССР, период победоносного строительства социализма в нашей стране, период искоренения последних остатков капитализма, период победы и подъема в СССР социалистической индустрии, победы социализма в деревне, победы колхозов и совхозов. Мы считаем большой ошибкой, что авторы конспекта обрывают историю на 1923 годе. Эту ошибку надо исправить, доведя историю до конца 1934 года. В соответствии с этим придется произвести переделку и перераспределение материала, разделов и глав.

И. СТАЛИН

С. КИРОВ

А. ЖДАНОВ

9 августа 1934 года»

В 1960-е годы, после закрепления концепции 3 этапов в рамках общего кризиса капитализма, изменилась и периодизация Новейшей истории.

Теперь она предстала в следующем виде:

Первый этап. 1917-1945 гг.

Начало общего кризиса капитализма после ВОСР и возникновение социалистической системы в отдельно взятой стране.

1. 1917-1923 гг., послевоенный революционный подъем под влиянием октябрьской революции в России.

2. 1923-1929 гг., временная стабилизация капиталистической системы при упрочении социализма в СССР.

3. 1929-1939 гг., всемирный экономический кризис 1929-1933 гг. и обострение классовой борьбы в условиях активизации сил империалистической реакции и ее крайней формы – фашизма.

4. 1939-1945 гг., период Второй мировой войны (до 1941 г. – империалистической по характеру, после 1941 г. – национально-освободительной по характеру, выступающей как продолжение классовой борьбы с мировым империализмом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: