Истоки обработки металла

ИСТОРИЯ КОВАНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Художественная ковка уходит своими корнями в Древний Египет. Сначала 4-5 тыс. лет назад была изобретена холодная ковка, в дальнейшем стала применяться также горячая ковка, и потом – машинная. Древние кузнецы делали кованые изделия из меди, серебра, золота и сыродутного железа.

Истоки обработки металла.

Искусство ковки и чеканки известно на Руси с древнейших времён, начало его широкому распространению положено в ХII—ХШ веках — при зарождении городского кузнечного ремесла. Ковка — способ художественной обработки металлов в холодном или горячем состоянии давлением (при помощи молота и пресса).

Кузнечное производство — самое древнее на земле. Оно возникло значительно раньше литейного. «Варить» металл, резать его, как хлеб, ножом, шлифовать человек научился позже. Четыре тысячи лет назад самый доступный в обработке металл — медь — открыл человеку тайны своей слабости и силы. Ударяя по «камню», люди изменяли его форму и выковывали наконечники для стрел. Затем стали изготавливать украшения, чеканить деньги. Роль, назначение и ценность металла зависели от трудности добычи и обработки его, от применения в хозяйстве, а нередко и от нравов общества. Так, серебро затмевало золото, а золото — только что открытый и никому еще не знакомый металл — алюминий. Затем появились платина, вольфрам, молибден.

Но обыкновенные железные орудия труда оставались у народа в неизменном почёте, железное оружие помогало защищать родную землю от непрошеных гостей. Археологические раскопки свидетельствуют, что на Руси кузнечное производство возникло раньше, чем в Западной Европе.

Археология — это в какой-то мере история вещей, когда-то выполненных безымянными мастерами. Вот почему нам так дороги и тонкое кружево кольчуг, и надёжные щиты, копья, мечи. А знаменитое тульское оружие? А Царь-пушка, царь-колокол! О многом поведали нам через века талантливые умельцы-кузнецы

Узкая производственная специализация кузнецов способствовала созданию замечательных художественных произведений. Прекрасным примером высоких достижений русского кузнечного искусства ХIII века может служить шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного куска железа.

В ХУ-ХУII веках кузнечное ремесло продолжало бурно развиваться. В Новгороде и Москве возникло кузнечное производство. Кузнецы селились вместе, образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнечная слобода в Старипе). Широкое распространение кузнечного ремесла стало возможно при активном росте металлургического дела. Уже в древние времена в число вещей, изготовлявшихся кузнецами, входили: дверные ручки, пробои и кольца, петли дверей и ворот, замки и другие виды изделий для повседневного быта.

В народном творчестве ХУIII века привлекают внимание затейливые кованые подсвечники, кованые паникадила. Искусно выполнены ограды, перила, балконные решётки домов Петербурга. Изделия, сохранившиеся в музеях нашей страны, дают полное представление об этой отрасли декоративного искусства, о богатстве и своеобразии русской художественной ковки.

Кузнечное дело, считавшееся необычным, издавна было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли врачевать болезни, ворожить, отгонять нечистую силу. Профессия кузнеца казалась таинственной, связанной с магией огня.

Подобно Богу обычные деревенские кузнецы по всей земле ковали могучими руками серпы и косы, плуги, топоры, подков, шиты и шлемы для воинов; и были они в этой будничной работе поистине величественны. Обработка металла всегда считалась мужским делом, так как требовала от мастера силы и твёрдой руки. Народные мастера до тонкостей изучали свойства металла и с успехом применяли свои знания на практике. Прочность, пластичность, твёрдость, ковкость (плавится, сваривается, режется) — эти и другие свойства металла определяют возникновение самых разнообразных приёмов его обработки в различных ремёслах. Техника художественной ковки, начиная с самых далеких веков и до настоящего времени, почти не изменилась. В этом можно убедиться, сравнивая как инструменты, так и готовую продукцию. При огромном разнообразии изделий существует определённое количество технических приёмов, применяемых при их изготовлении. Они и создают декоративный эффект ковки.

В былые времена искусными на Руси были и мастера литейного дела. Из металла отливались пушки, колокола, а также мелкие изделия: чернильницы, ажурные ларцы и шкатулки, посуда и многое другое. Вспомним знаменитые царь-пушку и царь-колокол, находящиеся в Московском Кремле. Они поражают наше воображение не только своими огромными размерами, но и высокохудожественными декоративными рельефами.

На русском Севере широкое развитие получило искусство просечного железа: узор на железном листе прорезался (просекался) с помощью специальных инструментов — словно ножницами на бумаге. Просечным железом обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки, украшали свесы кровли, дымники над печными трубами — всё это напоминало настоящие кружевные узоры. Древнейшим видом художественной обработки металла является чеканка — получение рельефных изображений на листовом металле; выполняется ударами особым молотком по чеканам (рис. 2.3 — 2.5).

Совершенным образцом чеканки Древней Руси Х века служит справа турьего рога, найденная в Чернигове. Со второй половины ХI века наряду с плоскорельефной чеканкой появляется тиснение тонкого листа серебра на матрицах — басма. Наглядное представление о древнем мастерстве чеканки дают серебряные накладки на шлеме Ярослава Всеволодовича. В технике чеканки великолепно выполнены ритуальные сосуды — кратиры новгородского Софийского собора, находящиеся в Оружейной палате Новгородского кремля. Скульптурная чеканка отличается тонкостью выполнения и лёгкостью линий. Движение фигур органично связано с силуэтом сосудов. В ХУII веке особое развитие получила чеканка по серебру и золоту. Мастера Московской Оружейной палаты проявили свое искусство в чеканке дворцовой утвари: кубков, братин, тарелок, чаш, подносов. В этих изделиях нашли применение самые разнообразные виды техники чеканки: плоскостные, просечные, с опушенным фоном, объёмные и другие. Образном разнопланового мастерства чеканки начала ХУII века служит братина Данилова. За многовековую практику мастера создали самые разнообразные способы обработки и декоративной отделки металла. Большинство из них, как уже было сказано, требует сильной мужской руки; но есть приемы, доступные школьникам. Например, ручное тиснение по фольге. Мягкость и пластичность этого материала облегчают его обработку и дают возможность с помощью самых простых инструментов получать рельефное изображение. Этим способом современные художники изготавливают макеты значков, делают красивые декоративные пластины для украшения помещений.

Виды художественной обработки металла: ковка, литье, штамповка, чеканка, гравировка, филигрань

Художественная обработка металлов - искусство изготовления изделий из металла, способных удовлетворять эстетические потребности человека.

Художественная обработка металлов:

- придает изделиям из металла изысканность, художественную ценность и выразительность;

- включает: фигурное литье, ковку, чеканку, гравировку, высечение ажурных узоров, создание эмалей и других приемы.

Ковка — один из древнейших способов обработки металлов. Она осуществляется ударами молота по заготовке, которая может быть предварительно нагрета — «горячая» ковка или без нагрева — «холодная» ковка. Под ударами молота заготовка деформируется и приобретает желаемую форму. Холодной ковке поддаются драгоценные металлы — золото, серебро, а также медь. Этот прием широко применялся в Древней Руси златокузнецами, выковывавшими из драгоценных или медных слитков чаши, ковши и другие предметы. В современных условиях холодная ковка в области художественной обработки металла встречается редко, главным образом в ювелирном деле. Горячая ковка применяется при обработке малоуглеродистых сталей (ковочного железа) для производства различных изделий.

Дифовка (выколотка) — древний прием холодной обработки листового металла, производимый непосредственными ударами молотка, под которыми он тянется, изгибается, садится и в результате приобретает необходимую форму. Виртуозного искусства она достигала в руках величайших античных скульпторов Фидия и Поликлета, которые одевали в золотые одежды свои статуи Афины и Геры, дифуя их из тонких золотых листов.

Древнерусские златокузнецы выколачивали из листового золота и серебра кубки, чаши и ковши, украшенные чеканкой, гравировкой и драгоценными камнями, которые становились образцом ювелирного искусства.

Дифовку применяли для выколотки из стали рыцарских щитов, шлемов, лат и доспехов, с использованием кузнечного ремесла

Наконец, ее применяли для изготовления больших котлов, трубопроводов и других изделий из меди, объединяемых понятием «медницких» работ и часто выходящих за пределы художественной обработки.

Чеканка — обширный раздел художественной обработки металла. Она охватывает большое разнообразие изделий, ризличных по своему художественному принципу: от рельефных орнаментальных до горельефных и круглых фигурных композиций, от линейно-графических двухмерных решений, близких к гравировке, до объемно-скульптурных (трехмерных).

Чеканка — очень древний, развивающийся на протяжении многих веков способ. Чеканка была известна в Древнем Египте, античной Греции и Риме.

Сущность процесса чеканки заключается в обработке материала посредством специального стержня — чекана, который ставится вертикально и по верхнему концу которого наносят удары молотком. В результате удара нижний, рабочий конец (бой) оставляет отпечаток на материале. Постепенно перемещая чекан и каждый раз ударяя по нему молотком, материалу придают желаемую форму, как бы лепят ее.

Гравирование — один из древнейших способов художественной обработки металлов и некоторых неметаллических материалов (кости, дерева, камня и др.). Его сущность — нанесение линейного рисунка или рельефа на материал при помощи резца.  За многие тысячелетия своего существования гравировка проникла в самые различные области производства, как художественные (ювелирные украшения, гравюры), так и чисто технические, например производство точных измерительных инструментов и приборов.

Чернь — древний способ декорирования художественных изделий из драгоценных металлов (серебра и золота). При раскопках Гнездовских могильников близ Смоленска, относящихся к X в., были обнаружены серебряные изделия, украшенные чернью.  Прекрасный черневой орнамент украшает турий рог из Черной могилы близ Чернигова, который академик Б. А. Рыбаков также относит к X в. Особого расцвета эта техника достигает в XV и XVI вв. Впервые подробная технология этого вида искусства была описана в трактате о ювелирном искусстве Бенвенуто Челлини (1500—1571), в котором указаны состав и приемы приготовления черни. В настоящее время существует много рецептов черни, отличающихся по составу и цвету, начиная от серебристо-серых тонов и кончая черно-бархатными

Филигрань (скань) — своеобразный вид художественной обработки металла, занимающий с глубокой древности важное место в декоративно-прикладном искусстве. Термин «филигрань» — более древний; он произошел от двух латинских слов «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Термин «скань»—. русского происхождения. Он берет свое начало от древнеславянско-го глагола «съкати» — ссучивать, свивать, сучить.

Термин «филигрань» сочетает в себе названия двух основных первичных элементов, из которых производятся филигранные изделия,— это проволока и мелкие шарики, дополняющие проволочный узор. Чем тоньше по сечению взята проволока и чем туже, круче она ссучена, тем красивее получается изделие. Особенно, если узоры также дополняет и «зернь» — этим термином в русском сканном производстве обозначали мельчайшие шарики.

Наиболее древние памятники филигранного искусства, относящиеся ко второму тысячелетию до н. э., найдены в странах Передней и Малой Азии, в Египте, а также на территории СССР — на Кавказе, где в курганах по реке Цалке при археологических раскопках найдены золотое ожерелье и кубок, украшенные витыми шнурами и зернью.

Изделия, декорированные зернью, характерны и для скифского искусства.

Основные центры художественной обработки металла: Красносельский промысел, каслинское художественное литье, ростовская финифть, великоустюжская чернь, Златоустовская гравюра.

Кованные вручную детали применяются даже в конструкциях космических кораблей. Да и всё, что окружает нас, к чему мы привыкли и без чего не представляем свою жизнь — поезда, самолёты, даже часы, — изготавливаются прежде всего кузнецами. Около 20 процентов получаемого в нашей стране металла подвергается обработке ковкой!

Домашнее задание: записи в тетради: Истоки обработки металла.

Виды художественной обработки металла: ковка. Литье, штамповка, чеканка, гравировка, филигрань.

Основные центры художественной обработки металла: Красносельский промысел, каслинское художественное литье, ростовская финифть, великоустюжская чернь, Златоустовская гравюра.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: