Рассказывание из опыта

Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети. Обучение рассказыванию из опыта программа реко­мендует начинать со старшей группы. Но некоторые исследователи считают целе­сообразным начинать такое обучение гораздо раньше.

Тематику рассказов намечают на основе того, какими интересами живут дети в детском саду и дома, какие собы­тия произошли в их жизни. Воспитателю надо беседовать с родителями, чтобы из разговоров с ними узнавать новое, интересное о жизни детей дома. Можно посоветовать роди­телям, чтобы обогатить детские впечатления, сводить ре­бенка на речку посмотреть ледостав, в зоопарк, а предва­рительно почитать на данную тему книгу. Можно рекомендовать следующие темы:

для средней группы — как провели праздник новогодней елки; о родном доме, о своей кошке или собаке; как рабо­тали на огороде; как меняли рыбкам воду в аквариуме; что видели на кухне;

для старшей и подготовительной к школе групп — о том, как провели праздник; что видели во время экскурсий в библиотеку, в школу; про то, как отдыхали летом; наш огород; как шьют одежду; мой лучший друг (подруга); как мы заботимся о малышах, о маме.

В методических пособиях приводится много интересных тем, но воспитатель не может взять любую из них на выбор и предложить детям для рассказывания. Он должен быть уверен, что у детей имеется запас знаний и представлений по данной теме. Нельзя предлагать такую тему, по которой у них нет никаких знаний и впечатлений. Тема должна быть конкретной и сообщаться так, чтобы детям было ясно, о чем надо рассказывать. Но одни темы ориентируют на кон­кретный случай («Как мы лепили снежную бабу»), а дру­гие предлагают ребенку самому отобрать факты и расска­зать о них («Наши зимние забавы» и др.). М. М. Конина предлагала в старших группах практиковать рассказы на от­влеченные темы («Расскажи о веселом случае»). Интересны воспоминания о смешном.

Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

— рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурс сия на почту);

— рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).

Первый вид рассказывания для педагога психологичес­ки проще, так как он сам был участником событий, о ко­торых будут говорить дети, и у него больше возможностей помочь им. Второй вид рассказывания психологически слож­нее — никто не наблюдал того, о чем будет рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием в этом случае труд­нее, и дети нуждаются в помощи взрослого.

Методика обучения рассказыванию из опыта была раз­работана Е. И. Тихеевой, Л. А. Пеньевской, Э. П. Коротковой.

Вид рассказывания, как правило, определяет и прием обучения. Наиболее эффективны и широко используются вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа, которые имеют в этом виде речевой деятельности детей свою специфику. В качестве дополнитель­ных можно назвать такие приемы, как указания, анализ и оценка детских рассказов, подсказ нужного слова, совмест­ный рассказ воспитателя и ребенка и др.

Успешность выполнения речевого задания зависит от активизации детской памяти. С этой целью используются вспомогательные вопросы. Наиболее широко вопросы исполь­зуются в рассказах, отражающих коллективный опыт.

Говоря с детьми об их индивидуальном опыте, педагог не знает подробностей, потому и вопросы имеют общий характер («Где ты отдыхал летом? С кем? Что интересного было?»). Вопрос задается в естественно-разговорной фор­ме. Воспитатель показывает свою заинтересованность к пред­мету рассказа, желание узнать о нем поподробнее.

Другим приемом обучения является образец рассказа воспитателя. Образец помогает ребенку научиться строить рас­сказ. Язык образца, последовательность изложения оказы­вают влияние на стилистику детских рассказов. Отсюда вытекают и требования, предъявляемые к образцу расска­за воспитателя о впечатлениях из его личного опыта.

1. В основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-либо случай (или событие), представляющий инте­рес для детей и близкий их жизненному опыту.

2. Рассказ должен отличаться четкой последовательнос­тью изложения. Вначале дается завязка, заинтересовываю­щая детей, затем следует нарастание действия. После мо­мента наибольшего напряжения быстрая и ясная развязка.

3. Язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ — быть понятным и кратким, образ­ным, без длинных фраз.

Другим приемом обучения детей является рассказыва­ние по плану, заданному в виде вопросов или указаний. Пример плана в виде вопросов: «Рас­скажите, как вы провели праздник. Куда ходили? С кем? Что видели интересного? Что вам особенно понравилось?» А вот план в форме указаний: «Расскажите, как мы вырас­тили цыплят. Сначала расскажите, как у нас появились цыплята, какие они были. Потом — как мы за ними ухажи­вали. Закончите рассказ тем, какие стали цыплята, когда выросли».

В младшем дошкольном возрасте настоящего рассказыва­ния по воспоминаниям еще нет. Заня­тие проходит как полуразговор, полубеседа на близкую детям тему: о любимых игрушках и животных; о том, с кем ребенок живет дома (о маме, бабушке, сестре, папе); о том, как прошел выходной день.

Разговор-беседу связывают с наглядным материалом. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки в игровом уголке. Затем — рассказать, какие игрушки есть у детей дома, как они играют. Обобщает высказывания детей: «Миша нам рассказал, что у него есть машина-грузовик. Грузовик у него большой зеленый. Миша катает в нем зай­ку». Такие занятия можно заканчивать внесением нагляд­ного материала (к детям приходит новая кукла, мишка или персонаж кукольного театра) или чтением потешки, сти­хотворения.

В среднем дошкольном возрасте обучение начинается с рассказывания по вопросам и заканчивается обобщением педагога или детей. Ребенок рассказывает о том, как помо­гает маме, что он видел на улице, как провел праздник, какой подарок подарил маме.

Самостоятельное повествование рекомендуется начинать с рассказов, отражающих коллективный опыт: как работа­ли на огороде, что видели на кухне. Вначале используется образец в виде начала рассказа. Воспитатель начинает из­ложение событий, а дети продолжают. Педагог помогает вопросами, напоминаниями, предложением вспомнить какой-то факт и рассказать о нем: как поливали грядки, что выросло на огороде, как собирали урожай, облегчая детям последовательность рассказывания. В таком повество­вании принимают участие многие дети, дополняя друг друга. В итоге получается полный текст, в котором есть начало, середина и конец.

Старшие дошкольники свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этих возрастных группах.

Усилия воспитателя направлены на развитие у детей памяти и воссоздающего воображения, на формирование умения выстраивать логику повествования, самостоятель­но отбирать материал из жизненных впечатлений, нахо­дить нужные слова и выражения. С этой целью применяют­ся образец рассказа и план.

В начале учебного года в старшей группе можно исполь­зовать разработанный Э. П. Коротковой прием подачи об­разца с последующим его анализом.

Тема рассказывания из опыта — «Моя любимая игрушка». В предва­рительной беседе детям предлагают вспомнить об их игрушках, назвать и описать их, а затем ставится задача интересно рассказать о любимой игрушке. Детские рассказы предваряет образец.

«Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазами и острым клювом. Цыпленок был маленький — умещался на моей ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро-быстро клевать: тук-тук, тук-тук. И перебегать с места на место. Я подзывала цыпленка: цып-цып-цып! И сыпала зерна. Мне было весело!»

Затем педагог анализирует образец, объясняет, что рассказ состоит из двух частей: вначале подробно говорится об игрушке, как она выглядела, чем была интересна, в конце — об игре с любимой игрушкой. В заключение даются конкретные указания детям: «Когда будете рассказывать, по­старайтесь сначала подробно сказать все об игрушке, а потом — как вы с ней играете». Этот прием помогает детям овладеть формой изложения.

В дальнейшем методика применения образца изменяется. Его можно предлагать детям после 2 — 3 расска­зов или в конце занятия. Постепенно от образца можно пе­рейти к рассказыванию по плану и по указаниям педагога.

В старших группах расширяется программа ознаком­ления с окружающим миром, появляются новые темы, свя­занные с общественными событиями, с трудом взрослых, с трудом самих детей («Что мы видели в библиотеке», «Что мы узнали о работе почтальона», «Как повар готовит обед»). Особое значение приобретает анализ детских рас­сказов и их оценка (последовательность изложения, язык, выразительность). К анализу привлека­ются дети («Понравился ли вам рассказ? Что запомнилось в нем?» и т. п.). Оценка педагога должна быть доброжела­тельной, конкретной, без общих фраз.

С детьми седьмого года жизни можно органи­зовать рассказывание из опыта на морально-этические темы («Рассказ о моем друге», «За что я люблю свою маму»).

Эффективен прием коллективного рассказывания, когда дети объединяются для выполнения общего задания. Воспи­татель составляет план, выделяет микротемы и распределя­ет их между детьми для рассказа о школе (школьное здание, класс, учителя и ученики, школьный урок, перемена). Каж­дый ребенок обдумывает свою часть рассказа. Педагог начи­нает, а дети друг за другом продолжают рассказ под руко­водством взрослого. В дальнейшем возможно совместное с детьми составление плана рассказа, выбор детьми микротем, свободное обсуждение их содержания.

Помощь детям в рассказывании из индивидуального опыта может заключаться в совместном обсуждении плана.

Полезно использовать и такой прием, как рисование детьми своей любимой игрушки, кошки или собаки, соб­ственного дома с последующим рассказыванием о нарисо­ванном.

Одним из ценных приемов развития речи является со­ставление письма. Этот прием был предложен и обоснован Е. И. Тихеевой, считавшей, что детей надо упражнять с ран­них лет в этой форме изложения собственных мыслей. Но в дошкольном возрасте дети не владеют ею. Особое значение в связи с этим имеет составление письма:ребенок составляет текст, а взрослый записывает. Письмо заболевшему товарищу, вос­питательнице или в другой детский сад составляется кол­лективно, но каждый ребенок дает свой текст. Продумывается план — с чего начать письмо (как обратиться к получа­телю письма), о чем и в какой последовательности писать, чем закончить. Отбираются наиболее удачные предложения, более точные слова, одни слова заменяются другими (в процессе обсуждения). Письмо прочитывается, переписывается, заклеивается в конверт. После оформления адреса письмо опускают в почтовый ящик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: