Обработка результатов исследования

Практикум по теме: Методы психодиагностики творческих способностей

Цель: знакомство с тестом для диагностики невербальных параметров креативности «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса. Субтест 2 «Завершение фигуры» (Figural forms).

Задание: Первоначальнонеобходимораспечатать «Бланк» диагностического исследования, представленный на стр.12-13  (Приложение 1). Выполнить инструкцию к заданию.

Затем ознакомиться с методическими указаниями и провести анализ и интерпретацию результатов исследования.

В завершении важно оформить «Оценочный лист» диагностического исследования, ориентируясь на предлагаемый пример (Приложение 2).

Методические указания:

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). А.Н. Ворониным была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса - субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) - на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. Тест можно использовать для оценки кандидатов на должности, где важен творческий подход к решению задач: дизайнер, копирайтер, редактор, криэйтор, маркетолог, PR-специалист, журналист.

При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. Время ограниченное – 10 минут.

Обработка результатов исследования

Сначала следует определить, стоит ли ответ засчитывать. т. е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания — использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами.

Каждую релевантную идею (т. е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) следует отнести к одной из категорий ответов. Списки категорий приведены ниже. Используя эти списки определите номера категорий ответов и баллы за их.

1. Показатель БЕГЛОСТИ (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числамыслей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.

Показатель беглости для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число и соответствующей графе. Максимальный балл равен 10.

Этот показатель полезен прежде всего тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.

2. Показатель ГИБКОСТИ оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать, разнообразные стратегиирешения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, т. к. один и тотже показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей.

Чтобы определить показатель гибкости, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся, т.е. Вам необходимо сосчитать кол-во выдвинутых идей. Например, вы можете в нескольких вариантах использовать разнообразные образы людей, но это будет 1 идея.

Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении.

Возможные категории

Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.

Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья.

Аксессуары: браслет, корона, кошелёк, монокль, ожерелье, очки, шляпа.

Бельевая верёвка, шнур.

Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.

Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.

Воздушный змей.

Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утёс.

Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.

Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.

Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма.

Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекрёсток, эстакада.

Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.

Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприёмник, рация, камертон, телевизор.

Зонтик.

Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.

Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор.

Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.  

Книга: одна или стопка, газета, журнал.

Колёса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.

Комната или части комнаты: пол, стена, угол.

Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик.

Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник.

Коробка: коробок, пакет, подарок, свёрток.

Космос: космонавт.

Костёр, огонь.

Крест: Красный крест, христианский крест, могила.

Лестница: приставная, стремянка, трап.

Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолёт, спутник.

Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.

Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтёрский молот.

Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы.

Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки.

Наземный транспорт — см. «Автомобиль», не вводить новую категорию.

Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк.

Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение луны, звезда, луна, метеорит, комета, солнце.

Облако, туча: разные виды и формы.

Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли.

Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка.

Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемёт, пушка, рогатка, щит.

Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис.

Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепёшка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.

Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган.

Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щётка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щётка.

Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыплёнок.

Развлечения: певец, танцор, циркач.

Растения: заросли, кустарник, трава.

Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог.

Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт.

Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.

Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема.

Снеговик.

Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.

Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскрёб, отель, пагода, хижина, храм, церковь.

Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.

Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба.

Тростник и изделия из него.

Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш.

Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.

Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан.

Цифры: одна или в блоке, математические знаки.

Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер.

Девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определённая личность, старик.

Человек, части тела человека: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.

Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

3. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ характеризует способность к выдвижению идей, отличающихсяот очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные "скачки" или "срезать углы" при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

Показатель оригинальности оценивается баллами. Максимальная оценка равна 2 баллам длянеочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов для ответов с частотой 5% к более, а 1 балл засчитывается зa ответы, встречающиеся в 2-4.9% случаев. Запишите баллы за каждое задание в соответствующих графах «Оценочного листа». Если оригинальность ответов оценивается 0 или 1 баллом, категория ответов может быть определена по списку № 1. В этот список вошли наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальностью 2 балла) составлен список № 2. В этом списке собраны категории, общие для всех фигур теста.

Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).

Премиальные баллы за оригинальность ответа. Всегда встает вопрос об оценке оригинальности ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Они указывают на нестандартность мышления и отклонение от общепринятого. Инструкция к тесту и раздельность исходных фигур никоим образом не указывают на возможность такого решения, но вместе с тем и не запрещают его. П. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы по оригинальности за объединение в блоки исходных фигур:

·  за объединение двух рисунков (заданий)........................................... 2 балла;

· за объединение трех-пяти рисунков.................................. 5 баллов;

·  за объединение шести-десяти рисунков...........................10 баллов.

Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность ко всему заданию.

При анализе бывает интересно соотнести показатель оригинальности с показателями беглости и разработанности. При этом могут быть обнаружены самые разнообразные варианты сочетаний.           

Следует учитывать, что чрезвычайно высокая оригинальность ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах. Поэтому еще раз следует подчеркнуть необходимость разностороннего обследования.

В тесте оцениваются не только рисунки участников, но и названия-пояснения, которые они им дают. Баллы за заголовки начисляются по следующей шкале:

0: очевидные названия, простые, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект, состоящие из одного слова («Сад», «Горы», «Булочка» и так далее);

1: простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на изображении, или из каковых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект («Мурка», «Летящая чайка», «Новогодняя ёлка», «Саяны», «Мальчик болеет» и прочие);

2: образные названия («Загадочная русалка», «SOS»), описывающие чувства, мысли («Давай поиграем», например);

3: абстрактные и философские заголовки, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл («Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернёшься вечером» и подобные).

                      Все баллы за оригинальность суммируются.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: