Профессиональная деятельность педагога

1. Общая характеристика профессиональной деятельности педагога.

2. Специфика и структура педагогической деятельности.

3. Профессионально важные качества педагога.

Общая характеристика профессиональной деятельности педагога. Одним из важнейших видов человеческой деятельности является профессиональная деятельность педагога. Она имеет высокую социальную значимость, так как обеспечивает передачу накопленного человечеством опыта, способствует приобщению детей к ценностям человеческой культуры. Труд педагога почетен и востребован. Именно от его усилий, во многом, зависит будущее страны.

Педагог является представителем культуры своей эпохи, поэтому содержание его деятельности исторически изменялось. Сам термин «педагог» зародился во времена античности. В переводе с греческого языка педагог означает «ведущий ребенка», от сочетания слов «пайд» – ребенок и «аго» – вести. Так называли человека, который сопровождал ребенка в школу в Древней Греции. Как правило, это был раб, не пригодный для более серьезных поручений. Постепенно в обществе складывалось отношение к педагогу как наставнику, который ведет ребенка по жизни, передает накопленный опыт, заботится о духовном росте подрастающего поколения.

Современное понимание термина «педагог» неоднозначно. Педагогами мы называем ученых, которые исследуют теоретические проблемы педагогики и тех людей, которые ведут практическую работу по воспитанию и образованию подрастающего поколения.

В самом широком понимании, педагог – это человек, сведущий в воспитании. Педагог осуществляет деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения, т.е. занимается педагогической деятельностью.

По определению выдающегося отечественного ученого В.А. Сластенина, «педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе » [1].

Педагогическая деятельность, как и другие виды деятельности человека, может рассматриваться как профессиональная, так и непрофессиональная.

Педагогическая деятельность является непрофессиональной или общепедагогической, если ее осуществляют люди, не имеющие профессионального образования. Она охватывает все сферы жизнедеятельности человека. В первую очередь, такая деятельность реализуется в семье. Родители, являясь первыми педагогами, первыми осуществляют нравственное, умственное и физическое развитие детей. Не случайно именно они, согласно законодательству, несут ответственность за образование детей.

Педагогическая деятельность проявляется также в ходе саморазвития личности, ее вольно или невольно осуществляет каждый человек по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

Важная роль отводится педагогической деятельности в сфере управления. Так, руководители подразделений и организаций заботятся о формировании коллектива, организуют процесс саморазвития его членов, осуществляют стимулирование личностного и профессионального роста педагогов.

В производственной сфере педагогическая деятельность реализуется в форме наставничества, которое рассматривается современными компаниями как ключевой метод развития персонала. Наставничество представляет собой индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над отдельными начинающими рабочими или их группами, основанное на передаче наставниками накопленного ранее опыта. Наставничество позволяет решать задачи профессиональной подготовки и адаптации молодых сотрудников в организации, способствует формированию культуры труда и корпоративных ценностей.

В отличие от непрофессиональной деятельности (таблица 1), профессиональная педагогическая деятельность осуществляется специально подготовленными кадрами в образовательных организациях. Сравнительный анализ профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение профессиональной и непрофессиональной

педагогической деятельности

 

Признак сравнения Профессиональная деятельность Непрофессиональная деятельность
Сфера осуществления Учреждения общего, профессионального, дополнительного образования; индивидуальное предпринимательство Все сферы жизнедеятельности человека
Основные субъекты деятельности Учителя, воспитатели, преподаватели, педагоги дополнительного образования Родители и все взрослые члены семьи, руководители подразделений и организаций, наставники
Наличие специального образования Высшее или среднее профессиональное педагогическое образование Специального образования не требуется
Особенности осуществления педагогической деятельности Осуществляется на научной основе в соответствии с нормативными документами по установленной программе, достижение запланированных результатов систематически контролируется Деятельность не регламентируется нормативными документами
Основной источник педагогических знаний Наука и педагогическая практика Собственный опыт, опыт воспитания предыдущих поколений, научно-публицистическая литература
Результат педагогической деятельности Педагог несет ответственность за достижение обучающимися установленных в нормативных документах результатов образования Достижения намеченных результатов определяются самостоятельно

 

Таким образом, «педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности обучающегося и выбора возможностей его свободного и творческого самовыражения»[2].

Она осуществляется людьми определенной педагогической профессии, самыми известными из которых являются профессии учителя и воспитателя. Каждая профессия имеет свои специфические характеристики. Они раскрываются в профессиональных стандартах. Для сферы образования разработаны четыре профессиональных стандарта: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Чтобы заниматься педагогической деятельностью профессионально, необходимо иметь педагогическое образование, которое можно получить в учреждениях среднего профессионального или высшего образования. Об этом подробнее будет сказано в следующем параграфе учебника.

Специфика и структура педагогической деятельности. В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность изучается многими областями знаний: философией, социологией, психологией, педагогикой и понимается как «специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование » [3].

Существуют разные направления деятельности: учебная, творческая, профессиональная, спортивная, оздоровительная и т. д. Хотя содержательно деятельность всегда неповторима, считается общепризнанным, что при всем многообразии индивидуальной и коллективной деятельности людей, при всех внешних различиях любая деятельность имеет одинаковую структуру. Она включает следующие компоненты:

субъект – тот, кто ее осуществляет;

- объект – тот, для кого она специально организована, на что направлена;

- цель – к чему она стремится, какие задачи выполняет;

- средства – то, с помощью чего достигается цель;

- процесс деятельности, который всегда имеет две стороны – содержание и форму;

- результат, который представляет собой некоторое преобразование объекта.

Схематично структура педагогической деятельности представлена на рис.1. Последовательность перечисления компонентов на рисунке не случайна. Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту. Дадим характеристику каждому компоненту профессиональной педагогической деятельности.

 

Рис. 1. Структура деятельности

Субъектом педагогической деятельности является педагог. Он может выступать в роли учителя или воспитателя в зависимости от того, какой основной вид деятельности (обучение или воспитание) он в данное время реализует; может работать в образовательных учреждениях различных уровней и видов.

Объектом педагогической деятельности является личность ученика или воспитанника, его «тончайшие сферы духовной жизни – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание», как писал известный ученый и практик В.А. Сухомлинский[4]. Любой педагог должен относиться к личности ученика как к самоценности, видеть в нем активного человека с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным мнением и пониманием происходящих событий. Поэтому становится важным в процессе обучения и воспитания выстроить субъект-субъектные отношения между педагогом и ребенком: отношения сотрудничества, совместной творческой деятельности. В таком взаимодействии объектом деятельности педагога становится не столько сама личность обучающегося, сколько процесс ее развития и совершенствования через усвоение ребенком необходимой системы знаний о мире, овладение разнообразными способами деятельности, развитие способностей, его духовно-нравственного становления.

Важной характеристикой педагогической деятельности является цель – это некоторые представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества. Цели зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, политической структуры и национальных традиций. Це ли работы педагога всегда задаются обществом, но важно, чтобы педагог личностно принял социальный заказ общества, чтобы «цели общества "прорастали" в педагогическую позицию учителя»[5].

Традиционно в истории педагогики цель педагогической деятельности была связана с всесторонним гармоническим развитием личности ребенка [6]. Эта идея зародилась еще у мыслителей Древней Греции, потом была подхвачена педагогами-гуманистами и педагогами-марксистами. Эта цель провозглашалась как идеал, а позднее как идеологический лозунг в советской педагогике, однако на практике идея о всестороннем развитии молодежи так и не была реализована. Академик Борис Тимофеевич Лихачев (1929-1998 г.г.) известный теоретик, внесший огромный вклад в развитие теории и практики эстетического воспитания, отмечает, что цель в качестве идеала всегда будет сохранять свое значение и духовную ценность. Ведь на любом этапе развития общества важно, чтобы любой ученик был образованным человеком, физически здоровым, духовно богатым, социально развитым, психологически подготовленным к выбору будущей сферы деятельности [7].

Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка в гармонии с самим собой и с социумом через создание условий, необходимых для освоения ребенком накопленного человечеством культурного опыта, раскрытии его внутреннего потенциала, развитии таких качеств личности, которые помогают человеку реализовать себя как члена социума и как неповторимую индивидуальность.

Цель педагогической деятельности реализуется в конкретных задачах, которые педагог выдвигает сам, и которые связаны с обучением и воспитанием ребенка. К ним относятся:

- построение образовательного процесса, ориентированного на достижение целей определенной ступени образования (дошкольного, начального, основного общего и т. д.);

- создание комфортной среды для процесса обучения и воспитания ребенка;

- подготовка подрастающего поколения к разным формам участия в жизни общества;

- организация познавательной деятельности в индивидуальных и коллективных формах;

- диагностика учебных достижений учащегося и его поддержка в освоении индивидуального образовательного маршрута;

- организация взаимодействия со всеми субъектами системы образования (родителями, педагогами учреждений дополнительного образования, руководителями добровольческих отрядов, спортивных секций, детских и молодежных объединений и др.) и социальными партнерами (предприятиями, учреждениями социальной защиты, здравоохранения и др.) и т. п.

Любая деятельность осуществляется с помощью каких-либо средств. Хотя используемые средства весьма многообразны, их условно можно разделить на две группы: орудия, приспособления и другие предметы, необходимые для осуществления деятельности (учебный класс, ручки, доска, учебники, компьютеры и т.д.); и способы деятельности.

Под способами деятельности понимается совокупность методов и приемов деятельности, обеспечивающих ее результат. В педагогической деятельности существуют разные группы методов – методы обучения, методы воспитания, методы познания, о которых будет рассказано в следующих параграфах. Педагогические методы – это многократно проверенные способы педагогической деятельности, которые позволяют сделать ее более рационально организованной и целенаправленной, поскольку каждый метод предполагает получить определенный результат и позволяет педагогу избежать лишних, ненужных действий.

Выбор тех или иных средств деятельности определяется содержанием и формой педагогического процесса, который реализует педагог. Содержание и формы педагогической деятельности, в свою очередь, определяются видами педагогической деятельности. К основным видам педагогической деятельности относят обучение, воспитательную работу, научно-методическую, управленческую, социально-педагогическую деятельность.

Обучение направлено на овладение учащимися системы знаний, умений и навыков, развитие их познавательных процессов и творческих способностей, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни, формирование мотивации получения образования в течение всей жизни.

 В оспитательная работа направлена на создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе освоения им системы ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения. Она связана с привлечением учащихся к различным направлениям воспитательной деятельности: нравственному, экологическому, физическому, патриотическому, трудовому, социальному и др. О результативности воспитательной работы можно судить по позитивным изменениям в сознании воспитанников, которые проявляются в эмоциональных реакциях, суждениях, поведении и т. п.

Научно-методическая деятельность предполагает сочетание в педагоге исследователя и практика. Она направлена на поиск новых, наиболее рациональных форм и методов организации образовательного процесса, совершенствование приемов и технологий воспитательной работы, разработку авторских методик работы с учащимися. Этот вид деятельности связан с развитием педагога как творческой личности и предполагает систематическое повышение его квалификации; умение разрабатывать необходимое программно-методическое обеспечение образовательного процесса; вести исследовательскую работу и представлять свои результаты на различных конференциях, в статьях и учебных пособиях.

Управленческая деятельность педагога связана с организацией образовательного процесса, обмена информацией, выстраивания коммуникаций. Успешное выполнение управленческой функции педагогом предполагает его готовность:

- управлять собой;

- управлять ученическим коллективом;

- принимать решение в разных ситуациях;

- эффективно взаимодействовать с детьми, родителями, педагогическим коллективом, социальными партнерами;

- самосовершенствоваться в педагогической профессии.

Новым видом деятельности современного педагога является социально-педагогическая деятельность, связанная с оказанием помощи детям, подросткам, молодежи в процессе их социализации. Часто это учащиеся, которые находятся трудной жизненной ситуации, например:

- страдающие различными видами химической (алкоголизм, наркомания, токсикомания, спайсы) и нехимической (компьютерная, мобильная, интернет-зависимость, бютизависимость, шопингомания) зависимости;

- совершившие правонарушения;

- испытывающие проблемы в здоровье.

К группам риска относятся мигранты, дети из малообеспеченных, многодетных семей и другие. И со всеми этими категориями учащихся педагог должен уметь реализовывать социально-педагогическую деятельность.

Каждый из представленных видов педагогической деятельности предполагает последовательность действий, которые реализуются в определенных формах (урок, консультация, экскурсия, добровольческая акция и т.д.). Какой бы вид педагогической деятельности не реализовывался педагогом, всякий раз необходимо определить особенности объекта, сформулировать цели деятельности, выбрать соответствующие средства, определить ее конкретное содержание. Одним словом, обозначенный набор компонентов системы педагогической деятельности является необходимым, очень важно их осознавать и целенаправленно выстраивать. Исключение одного из них ведет к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы в целом. В этом случае потраченные в деятельности усилия не дадут ожидаемого результата.

Характеризуя педагогическую деятельность можно выделить ряд ее существенных признаков. Педагогическая деятельность всегда:

- имеет конкретно-исторический характер (ее цели и содержание изменяются с изменением общества);

- является социально ценной деятельностью взрослых людей (педагог закладывает в ребенка то, что в дальнейшем будет определять прогресс общества, его развитие);

- осуществляется специально подготовленными специалистами;

- носит творческий характер.

Профессионально-личностные качества педагога. Основу успешного выполнения любой профессиональной деятельности составляют те профессиональные знания, умения и навыки, которые приобретаются в процессе обучения в профессиональном учебном заведении. Современные исследования, раскрывая профессиональные качества педагога, говорят об интегральной характеристике личности педагога – его профессиональной компетентности. Педагог, обладающий такой характеристикой – это человек, много знающий и умеющий, постоянно совершенствующийся в своем предмете, владеющий методикой его преподавания. Он умеет наладить контакт с каждым учеником и найти такую форму общения, которая позволяет ему раскрыть внутренний потенциал каждого обучающегося. Ему присуща такая черта как гибкость, при которой он проявляет требовательность и строгость наряду с добрым отношением к ребенку, умеет задавать вопросы, устанавливает четкие процедуры проверки знаний, при этом демонстрирует желание помочь ребенку, признает за детьми право на ошибку. Педагог – это творческая личность, которая любит и умеет экспериментировать, искать новые формы и методы работы. Он уважительно относится к своим ученикам, их родителям, коллегам, самому себе.

Профессиональная компетентность педагога оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений, к которым относятся:

- гностические или познавательные умения, связанные со способностью педагога приобретать новые знания;

- дидактические умения, связанные со способностью определять конкретные цели обучения, выбирать адекватные формы, методы и средства обучения (в том числе информационно-коммуникационные); объяснять новый материал и закреплять полученные знания;

- организационные умения, предполагающие владение разными способами организации урока, воспитательного процесса, формирования коллектива, организации самоуправления;

- коммуникативные умения, выражающиеся в способности педагога быстро устанавливать контакт со всеми людьми, участвующими в образовательном процессе, умение выслушать и понять ребенка, вдохновить его на творческую деятельность;

- прогностические умения, связанные с прогнозированием возможных педагогических ситуаций и последствий своих действий, успешности учебно-воспитательного процесса, проектированием развития личности и коллектива;

- рефлексивные умения, позволяющие педагогу оценивать свою профессиональную деятельность и поведение, признавать свои ошибки, самосовершенствоваться.

Кроме профессиональных качеств личности, в любой профессии немаловажное значение имеют личностные качества специалиста, которые зачастую играют решающую роль в профессиональной деятельности, в достижении ее качественных результатов. Причем в разных профессиях актуализируются, т. е. приобретают особую значимость, разные качества личности. Именно поэтому один и тот же человек может быть успешным в одной профессии и оказаться профессионально непригодным – в другой.

Еще в конце ХIХ века русский педагог и психолог Петр Федорович Каптерев (1849-1992 г.г.), основатель педагогической психологии, доказал, что основу успешной педагогической деятельности составляют именно личностные качества учителя. Такими качествами он считал целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, остроумие и артистичность.

В разных научных источниках выделяются разные качества личности педагога, которые авторы считают важными для самореализации личности в педагогической деятельности. Анализируя разные личностные качества педагога, можно построить некую модель, сгруппировав наиболее значимые для педагогической деятельности качества в четыре группы.

Первая группа – нравственно-гуманистические качества, обусловленные спецификой данного вида профессиональной деятельности. К ним относят: любовь к детям, гуманность, доброжелательность, готовность к бескорыстной помощи другому человеку, терпимость и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения и образа мыслей ребенка, социальную зрелость и гражданскую ответственность, чувство долга, трудолюбие, дисциплинированность, справедливость.

Вторая группа – психологические характеристики, обеспечивающие профессиональную пригодность к данному виду деятельности. К ним, в первую очередь, относят высокий уровень протекания психических процессов. Это означает, что у педагога должны быть хорошо развиты различные виды памяти (эмоциональная, зрительная, словесная), различные виды мышления (логическое, образное, понятийное), у него должно быть устойчивое внимание и хорошо развитое воображение. Педагог должен обладать эмпатией, выражающейся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка. Особые требования предъявляются к речи педагога. Она должна быть содержательной, понятной, выразительной. Речь педагога должна оказывать влияние на мысли, чувства и волю учеников, на их убеждения и поведение.

Третья группапсихоаналитические качества, создающие основу для совершенствования педагога как профессионала. К ним относятся самоконтроль, самокритичность, самооценка. Также важными качествами педагога являются психофизическая тренированность, эмоциональная устойчивость, уравновешанность, саморегуляция, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора. Педагог должен уметь управлять собой и своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, настроением, чувствами.

Четвертая группапсихолого-педагогические качества, обеспечивающие установление эффективных взаимоотношений со всеми субъектами системы образования. К ним относят:

- педагогическую эрудицию (возможность гибко применять современные знания при решении педагогических задач);

- педагогическую интуицию (быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения на основе предвидения дальнейшего развития ситуации, без применения ее развернутого анализа);

- педагогическую импровизацию (нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение);

- педагогическую наблюдательность (понимание учителем сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ученика);

- педагогический оптимизм (подход к ученику с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способность увидеть в каждом ребенке то положительное, на что можно опереться);

- педагогическую находчивость (умение гибко перестроить трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность);

- педагогический такт (умение педагога быть выдержанным и уравновешенным, с достоинством относиться к обучающимся и их родителям);

- красноречивость – умение внушать и убеждать, быть эмоционально привлекательным для ребенка во внешнем виде и манерах поведения.

Выделенные профессионально-личностные характеристики в совокупности составляют «профессиональный портрет» педагога, позволяющий представить личность человека наиболее пригодного для педагогической деятельности.

С другой стороны, опираясь на данные характеристики, можно выделить качества и свойства личности, являющиеся «профессионально нежелательными» для педагога и являющиеся «противопоказаниями» к данному виду деятельности. К ним относятся: тревожность, вспыльчивость, нервозность, равнодушие, жестокость, грубость, злость, деспотизм, безответственность, категоричность, конфликтность, агрессивность, корысть, высокомерие, самовлюбленность, придирчивость, нетерпеливость, безразличие, неорганизованность, невнимательность, грубость, чрезмерная требовательность и строгость, предвзятость, лживость и другие подобные им.

Таким образом, педагогическая деятельность охватывает все сферы жизнедеятельности человека и может рассматриваться как непрофессиональная и профессиональная.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется специально подготовленными кадрами, которые реализуют функции обучения, воспитания и развития учащихся.

Педагогическая деятельность имеет ряд особенностей, отличающих ее от других видов профессиональной деятельности. Она основана на взаимосвязи обучения и воспитательной работы, которые неразрывно связаны между собой. Педагогическая деятельность имеет совместный характер и предполагает активную позицию ее объекта – ученика или воспитанника, который играет ключевую роль в достижении результата. В свою очередь, р езультаты педагогической деятельности отдалены во времени, поэтому их сложно объективно оценить.

В структуре педагогической деятельности выделяют несколько основных компонентов: субъект, объект, цель, средства, процесс.

Для успешного осуществления педагогической деятельности, педагог должен владеть необходимыми профессионально-личностными качествами, которые являются предпосылками формирования педагогического мастерства и профессионализма.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются основные различия профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности?

2. Какова структура профессиональной деятельности педагога?

4. Назовите основные виды педагогической деятельности. В чем заключается их различие?

5. Какие качества личности учителя являются профессионально важными?

Темы рефератов

1. Возникновение и развитие педагогической профессии.

2. Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя.

3. Слагаемые педагогического мастерства.

4. Профессионализм и саморазвитие личности педагога.

 

Литература

1. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошников и др.; под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

2. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений. – М.: Юрайт, 1999. – 465 с.

3. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика [Текст]: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2006. – 224 с.

4. Педагогический словарь [Текст]: для высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176.


[1] Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. М, 2004.

[2] Коджаспирова Г. М. Словарь психолого-педагогический: безопасность образовательной среды. М., 2010. – С.43.

[3] Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004. – С. 144

[4] Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. Киев, 1979. Т.2. – С.450.

[5] Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. М., 1989. – С. 7-9.

[6] Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; / под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988. – С. 18.

[7] Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М, 1999.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: