Глава 1. Прокурорский надзор в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера: ретроспективный анализ и сравнительно-правовые аспекты

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ... 10

1.1.Ретроспективный анализ становления и развития прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера 10

1.2.Сравнительно-правовые аспекты организации и осуществления прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера (по анализу законодательства стран бывшего СССР) 20

ГЛАВА 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЪЕКТЫ, ПРЕДМЕТ И ОРГАНИЗАЦИЯ.. 25

2.1.Понятие и правовое регулирование прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера 25

2.2.Объекты прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. 34

2.3.Предмет и организация прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. 45

ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАКТИКИ) 52

3.1.Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняющие наказания, не связанные с лишением свободы.. 52

3.2.Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении осужденных к труду. 60

3.3.Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при перемещении осужденных из одного исправительного учреждения в другое. 68

3.4.Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении принудительных мер медицинского характера

. 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 84

 



ВВЕДЕНИЕ

Бесспорным является тот факт, что количество осужденных в России продолжает оставаться одним из самых значительных в мире, несмотря на тенденцию сокращения за последние пять-семь лет.

По состоянию на 1 августа 2018 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось более 587 тысяч человек[1].

При этом не подлежит сомнению, что и в местах лишения свободы осужденный остается человеком и гражданином и имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Находясь в изоляции от общества, осужденные и лица, содержащиеся под стражей, по понятным причинам не могут реализовать ряд своих прав. Это становится возможным только при помощи администрации учреждения, в котором они содержатся.

Более того, соблюдение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является обязанностью администрации пенитенциарного учреждения. Однако указанная обязанность выполняется далеко не всегда, о чем свидетельствуют многочисленные нарушения со стороны органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих исполнение уголовного наказания. Свидетельством этого являются многочисленные публикации в СМИ за последние годы.

Исследователи проблемы преступности в местах лишения свободы отмечают, что на одно зарегистрированное нарушение законности приходится свыше десяти скрытых фактов. Так, проведенный А.В. Салатиным опрос сотрудников УИС показал, что 42% респондентов считают, что на одно зарегистрированное нарушение законности приходится свыше десяти скрытых фактов[2].

Автор разделяет точку зрения о том, что многие преступления среди осужденных (такие, как кражи, насильственные действия сексуального характера) не получают огласки, потерпевшие об этом не заявляют в силу специфики субкультуры заключенных. Руководство пенитенциарных учреждений не заинтересовано в регистрации всех преступлений, чтобы не ухудшать показатели деятельности и создать видимость благополучия.

Учитывая вышеизложенное, прокурорский надзор за исполнением законодательства об исполнении уголовных наказаний является значимым, т.к. выступает основным гарантом соблюдения прав и свобод лиц, находящихся в соответствующих учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В этой связи необходимость надзорной функции прокурорского корпуса по неукоснительному соблюдению прав лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, особо отмечена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2017 году на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации[3].

Практическую значимость прокурорского надзора в этом направлении подтверждает и статистика.

Так, за 7 месяцев 2018 года прокурорскими сотрудниками выявлено на 0,9% больше нарушений законов, на 4,8% больше внесено представлений, на 5,3% больше привлечено виновных к дисциплинарной ответственности. Кроме того, значимость осуществления прокурорского надзора по проверке исполнения законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний подчеркивается также фактом сохранения специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях[4].

Вышеизложенное, а также ряд иных теоретических и практических вопросов, касающихся прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера обуславливает значимость и актуальность темы магистерской диссертации.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблема прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера достаточно часто выступала и выступает объектом научного осмысления, теоретические и практические аспекты осуществления прокурорского надзора за исполнением уголовных наказаний разрабатывали многие ученые - правоведы: M.А. Анисимков, Н.П. Барабанов, В.Г. Бессарабов, А.Ю. Винокуров, Н.С. Глазунов, Э.А. Говорухин, М.А. Громов, А.И. Зубков, В.В. Дедюхин, М.Г. Детков, В.Д. Иванов, Б.Б. Казак, Ю.И. Калинин, П.И. Колеватов, А.П. Коренев, И.И. Королев, H.A. Линенко, А.П. Мартынович, А.Е. Наташев, А.Г. Перегудов, Г.А. Радов, A.A. Рябинин, В.И. Селиверстов, А.Ф. Смирнов, Н.И. Ткаченко, В.В. Федоров, И.В. Шмаров, A.B. Чепелев, В.Н. Чорный, В.Е. Южанин.

Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие при проверке прокурором исполнения законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Предметом исследования выступают нормы действующего российского законодательства, нормы международного права, труды ученых в рассматриваемой сфере и материалы судебной практики.

Основной целью данного диссертационного исследования является комплексное изучение теоретических и практических проблем, касающихся прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также разработка предложений по практическому совершенствованию правового регулирования данного вида прокурорского надзора.

При постановке цели диссертационного исследования, нами было определено решение следующих задач, которые обусловлены поставленными целями:

-определить государственные органы, учреждения и должностные лица осуществляющие исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера;

-выделить понятие и правовое регулирование прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера;

-исследовать предмет, объекты и пределы прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера;

-проанализировать сущность, цели и задачи прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера;

-выявить проблемы прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера;

-выделить перспективы развития рассматриваемого института и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства регламентирующего данную разновидность прокурорского надзора.

Методологической основой исследования служат общенаучные, специальные и частно-научные методы научного познания (анализ, синтез, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие методы). Методы анализа и синтеза последовательно использовались в каждом параграфе настоящего исследования. Историко-правовой метод применялся в процессе ретроспективного анализа прокурорского надзора за исполнением уголовного наказания. Сравнительно-правовой метод применялся в процессе анализа законодательства иностранных государств, регламентирующего рассматриваемую отрасль прокурорского надзора.

Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных ученых-специалистов в области прокурорской деятельности и уголовно-исполнительного права.

Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, международные договоры, указы Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, ведомственные акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составила опубликованная судебная практика, практика органов прокуратуры Российской Федерации, данные правовой статистики.

Научная новизна результатов исследования определяется поставленными целью и задачами, оригинальным комплексным подходом к разработке теоретико-правовых проблем осуществления рассматриваемого вида прокурорского надзора.

В процессе исследования темы магистерской диссертации автором вынесены положения на защиту:

1. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовно-правового характера – это специальная деятельность органов прокуратуры и их должностных лиц, направленная на обеспечение законности, выявлению, устранения, предупреждения нарушений законов и защиту прав и свобод человека и гражданина, в сфере исполнения уголовного наказания и иных уголовно-правовых мер.

2. Общим предметом прокурорского надзора за исполнением законов представляются соответствующие нормы, закрепленные в законодательстве, реальное состояние которого должно отражаться в открытом информационном поле прокурорского надзора. Объекты прокурорского надзора в сфере исполнения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера определены законодателем в ст. 16 УИК Российской Федерации.

3. В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при перемещении осужденных из одного исправительного учреждения в другое, необходимо внести изменения в ст. 399 УПК Российской Федерации, изложив ее в следующей редакции: «Вопросы, связанные с исполнением приговора, разрешаются судьей в судебном заседании с обязательным участием прокурора. Прокурор заранее должен быть поставлен в известность о месте и времени судебного заседания».

4. В настоящее время необходимо повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением уголовного наказания не связанного с лишением свободы. В виду этого, в качестве соответствующей меры считаем совершенно необходимым разработку и издание соответствующего приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы». Представляется, что в данном приказе следует предусмотреть проведение проверок не ежеквартально, а хотя бы раз в два месяца. Помимо этого, данный приказ должен развить и установить единообразный механизм проведения прокурорских проверок УИИ, а также органов местного самоуправления и тех организаций, в которых отбывают наказание в виде обязательных работ осужденные.

5. Изучение прокурорского надзора за исполнением принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных позволило выявить неиспользованный потенциал в его осуществлении и определить направления его совершенствования. В частности, на наш взгляд необходимо издание самостоятельного Приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих по решению суда принудительные меры медицинского характера».

Выводы, к которым приходит автор данного исследования в последующем могут быть использованы в практической деятельности сотрудников органов прокуратуры и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации; для теоретического осмысления механизма осуществления прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера; для учебного процесса (преподавания) юридической науки.

Структура магистерской диссертации обусловлена поставленными целями и задачами, и включает в себя введение, три главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы и приложение.

 

 

ГЛАВА 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

 

1.1. Ретроспективный анализ становления и развития прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера

 

Начиная рассматривать вопросы данного параграфа сделаем вводное замечание о том, что с момента своего возникновения, органы прокуратуры в той или иной степени осуществляли надзор за администрациями, учреждениями, органами и должностными лицами, исполняющими уголовное наказание. Вместе с тем, в период Российской Империи данное направление прокурорского надзора относилось к условному «общему надзору» и никаким образом не выделялось в качестве самостоятельного направления деятельности. В свою очередь, говорить о возникновении отрасли прокурорского надзора за исполнением уголовного наказания, можно начиная с периода становления СССР, т.к. именно в период становления советской России надзор за соблюдением законности за исполнением уголовного наказания начал складываться в самостоятельную отрасль прокурорского надзора, определился предмет и основные средства надзора. Учитывая вышеизложенное, ретроспективный анализ рассматриваемого вопроса мы начнем именно с законодательства СССР, дабы не загромождать текст работы общим анализом прокурорского надзора, существовавшего в период Российской Империи.

Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. № 1 Совет народных комиссаров постановил: «Упразднить доныне существовавшие институты прокурорского надзора. Для принятия и дальнейшего направления дел и производств прокурорского надзора соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение архивы и имущество этих учреждений»[5]. С этого момента началось становление советской прокуратуры.

Советская власть, ликвидировав институт прокурорского надзора, возлагала функцию обеспечения революционной законности за исполнением уголовных наказаний на новые органы, ставя перед ними задачи, вытекающие из природы диктатуры пролетариата. Надзор за местами заключения все более сосредоточивался на Народном комиссариате юстиции и следственных комиссиях[6].

Как известно, 15 декабря 1917 года Наркомюстом РСФСР был принят первый в истории советского государства акт, регламентирующий в том числе и меры по осуществлению надзора в пенитенциарных учреждениях, данным актом являлось постановление «О мерах заключения задержанных и об учреждении при тюрьмах следственных комиссий, проверяющих правильность и законность ареста». В соответствии с данным постановлением, во всех исправительных учреждениях столицы были созданы специальные следственные комиссии (в составе трех лиц), на которые в том числе возлагались обязанности по проверке законности содержания арестованных и осужденных по приговору суда лиц[7]. Помимо этого, надзор осуществлялся и по «партийной линии», во все крупные исправительные учреждения партией были направлены специальные комиссары, которые обладали широким кругом полномочий, могли вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность исправительных учреждений и в том числе осуществляли надзор за законностью в них.

Также следует отметить, что помимо института комиссаров и следственных комиссий, достаточно большими полномочиями в сфере надзора за исполнением уголовного наказания обладали суды. Так в частности, на каждого члена суда возлагалась обязанность, не менее одного раза в неделю посещать исправительные учреждения, в целях отслеживания в них состояния законности.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать промежуточный вывод, что уже в первые годы существования советской власти, государство достаточно активно занималось организацией контрольно-надзорных мероприятий за исполнением уголовных наказаний, однако безусловно их качество и «объективизм» находился на крайне низком уровне, что обуславливалось началом построения в те годы «диктатуры пролетариата», ущемление представителей дворянской интеллигенции и т.д. Касаемо непосредственно построенной системы контрольно-надзорных органов и должностных лиц, то тут мы полностью соглашаемся с мнением Б.М. Спиридонова, который отмечал, что несмотря на определенные успехи в рассматриваемой области, все же контроль за исполнением уголовного наказания в рассматриваемый период времени был явно несовершенным и недостаточно эффективно способствовал укреплению законности. Рассматриваемый контроль скорее расширялся «вширь» а не «вглубь» и распылялся между многочисленными органами и должностными лицами, что естественно приводило к дублированию полномочий и различным коллизиям.

Следующая веха в истории развития рассматриваемой отрасли прокурорского надзора связана с утверждением 28 мая 1922 года первого советского Положения о прокурорском надзоре, в соответствии с которым на прокуратуру в том числе возлагались обязанности по осуществлению надзора за исправительно-трудовыми учреждениями и законностью заключения под стражу советских граждан[8]. В целях реализации указанного выше нормативного правового акта, Наркомюстом был принят специальный циркуляр от 29 июля 1922 года, который предписывал губернским прокурорам, помимо прочих задач, осуществление наблюдения за всеми местами заключения под стражу, а также предписывал проверять, насколько в том или ином исправительно-трудовом учреждении выполняются правила законодательства[9].

Отметим, что принятие двух указанных актов также повлияло и на республиканское законодательство. В частности, именно принятие двух данных актов обусловило внесение в УК РСФСР нормы, которая устанавливала, что надзор за законностью содержания под стражей осуществляется в рамках прокурорского надзора в центре и на местах[10].

В 1923 году происходит расширение полномочий прокуроров в рассматриваемой области. В частности, Декретом ВЦИК от 1 февраля 1923г.[11], на органы советской прокуратуры возлагалось не только наблюдение за законностью заключения под стражу, но и надзор за административно-хозяйственной деятельностью органов исправительно-трудовых учреждений.

Отметим, что мы в целом соглашаемся с мнением высказанному С.В. Куденеевым, который отмечал, что в первоначальный советский период развития прокурорского надзора большое значение имели определенные материальные, организационные и иные трудности, которые существенно снижали эффективность осуществления надзора в рассматриваемой области[12].

Подводя краткий итог всему вышеизложенному, мы можем отметить, что в период становления СССР происходит постепенное образование самостоятельной отрасли прокурорского надзора – надзор за законностью исполнения уголовного наказания.

Следует отметить, что в то время достаточно остро стоял вопрос относительно определения пределов прокурорского надзора в исправительно-трудовых учреждениях (далее по тексту – ИТУ). В частности, среди теоретиков и практиков тех лет активно шла дискуссия относительно четкого разграничения функций прокуратуры по рассматриваемому направлению и органов НКВД, которые также осуществляли контрольную деятельность за ИТУ[13].

Дальнейший толчок рассматриваемая отрасль прокурорского надзора получила в виду принятия Конституции СССР (31 января 1924 г.)[14], Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик (2 октября 1924 г.)[15], а 31 октября 1924 г. – Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик[16] и Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик[17]. Данные нормативные правовые акты отнесли к компетенции прокурора надзор за соблюдением исполнения приговоров суда, а также надзор за соблюдением исполнения уголовного наказания.

Дальнейшие вехи развития рассматриваемой отрасли прокурорского надзора связано с принятием Положения об исправительно–трудовых лагерях, утвержденному СНК СССР 07.04.1930 г.[18] Данный акт постарался максимально четко конкретизировать полномочия прокуроров в рассматриваемой сфере, в соответствии с ним прокуроры получили право: посещения ИТУ в любое время; получили возможность опроса заключенных и принятия соответствующих жалоб и заявлений от них, минуя администрацию ИТУ; было конкретизировано полномочие относительно возможности прокурора своим актом приостановить исполнение акта администрации ИТУ и т.д.

Как показывает практика, прокуроры в те годы практиковали регулярные посещения мест лишения свободы без предварительного предупреждения, просматривали дела осужденных лиц, проводили опрос данных лиц, рассматривали жалобы и заявления и т.д. Широко практиковались плановые проверки. Подчеркнем, что особое место в практике прокурорского надзора тех времен занимал процесс приема писем и рассмотрения соответствующих жалоб/заявлений[19].

Как известно, 10 июня 1933 года происходит учреждение единого органа – Прокуратуры СССР, что потребовало принятие новых актов, касающихся полномочий, прав и обязанностей данного органа, что и было сделано – 17 декабря 1933 года, после многомесячной научной дискуссии было утверждено новое Положение о Прокуратуре Союза ССР[20], в соответствии с которым, в число направлений деятельности прокуроров входил надзор за законностью действия администрации ИТУ.

Далее происходит обособление прокуратуры и формирование прокурорского надзора как самостоятельного и независимого (во всяком случае формально) вида деятельности органа государственной власти. Это было связано с выделением органов прокуратуры СССР из состава Наркомата юстиции, в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного комиссариата юстиции Союза ССР»[21], теперь органы прокуратуры СССР подчинялись непосредственно Прокурору СССР. Именно в этот период происходит внутренняя перестройка органов прокуратуры и в структуре центрального аппарата появляется специальный отдел по надзору за местами заключения осужденных лиц и лиц содержащихся под стражей.

Подводя краткий итог данному периоду развития рассматриваемой отрасли прокурорского надзора, мы можем отметить тот факт, что несмотря на значительные шаги в развитии рассматриваемого направления прокурорского надзора, все же фактически он не выполнял возлагаемых на него задач, что было обусловлено особой политической ситуацией в стране, усиление тоталитаризма и партийной диктатуры, когда прокуроры, бывшие в обязательном порядке членами партии «закрывали глаза» на многочисленные серьезные нарушения в отношении осужденных «противников режима». Более того, надзор за тюрьмами в системе НКВД прокурорами практически не осуществлялся (осуществлялся исключительно на бумаге). Более того, в случае если прокурор собирался провести проверку того или иного исправительного учреждения в системе НКВД, допуск ему разрешался не на основании своего служебного учреждения, а на основании специального разрешения, выдаваемого тем или иным исправительным учреждением[22].

Дальнейшее развитие рассматриваемой отрасли прокурорского надзора связано с утверждением Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР[23], в соответствии с которым, на прокуроров возлагалась обязанность по надзору за соблюдением социалистической законности в местах заключения и содержания под стражей. Данное положение устанавливало, что надзор за исполнением уголовного наказания осуществлялся на уровне прокуратур республик, краев, областей, или же прокуратур союзных республик (не имеющих областного деления). В свою очередь прокурор той или иной области, республики, края и т.д. имел право возложить обязанности по осуществлению рассматриваемого вида прокурорского надзора на соответствующие территориальные (районные) прокуратуры.

Дальнейшее развитие прокурорского надзора за исполнением уголовного наказания связано с развитием уголовно-исполнительного права. Так, в 1969 году были приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик[24]. В период 1970 – 1971 в союзных республиках были приняты соответствующие исправительно-трудовые кодексы, таким образом произошло формирование самостоятельной отрасли уголовно-исполнительного права, что естественным образом дало толчок к развитию прокурорского надзора за исполнением уголовных наказаний.

Как известно, 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР был принят Закон о прокуратуре СССР[25], который в отличии от ранее действовавших актов регламентирующих рассматриваемый вид деятельности прокуратуры устанавливал, что надзор за исполнением уголовного наказания является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры СССР и регламентируется отдельной гл. 4 «Надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом».

В период 1980-ых годов происходит существенное ухудшение состояния законности в исправительно-трудовых учреждениях, возрастает количество нарушений прав осужденных и заключенных под стражей, в виду чего в органах прокуратуры СССР создаются специализированные прокуратуры по надзору за деятельностью ИТУ.

В период социально-политических преобразований в нашем государстве в начале 1990-ых годов происходит и переосмысление роли прокуратуры, однако в контексте рассматриваемой нами сферы, данная роль существенных изменений не претерпела, принятый в 1992 году Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[26] во многом вобрал в себя положения ранее действовавшего законодательства в данной сфере, однако и привнес новые аспекты в прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний, речь о которых пойдет во второй главе настоящего исследования.

Выводы по параграфу. Подводя итог всему вышеизложенному, мы можем отметить, что как современный институт прокуратуры, так и современная отрасль прокурорского надзора сформировались именно в период СССР, отдельные направления прокурорского надзора, в том числе и прокурорский надзор за исполнением уголовного наказания иных мер уголовно-правового характера получили свое теоретическое осмысление именно в трудах советских юристов, ровно как и доказали свою эффективность на практике.

Прокуратура в советский период играло заметную роль в процессе контроля за законностью исполнения уголовных наказаний, однако данная роль заметно нивелировалась политической составляющей, тем не менее, именно в советский период происходит формирование той модели отрасли прокурорского надзора, которую мы имеем на сегодняшний день в Российской Федерации, кроме того также сформировалась общая практика осуществления прокурорского надзора за исполнением уголовных наказаний. Помимо этого, следует подчеркнуть, что именно в период СССР были сформированы специализированные прокуратуры по надзору за законностью деятельностью администраций ИТУ, которые в несколько видоизменном виде продолжают свою деятельность и по сей день и которые уже доказали свою эффективность.

Вместе с тем нельзя не выделить основные проблемы прокурорского надзора в рассматриваемый период. Так эффективному функционированию прокуратуры СССР, в том числе и в сфере прокурорского надзора за исполнением уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, значительно мешала идеологическая и партийная составляющая, которая превращала прокурорский надзор (в необходимых случаях) в формально осуществляемую процедуру с заранее известным результатом.

 

 


[1] Отчет о реализации публичной декларации целей и задач ФСИН России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН РФ. – Режим доступа: http://фсин.рф. – Дата обращения: 15.04.2018г.

[2] Салатин А.В. Нарушения законности персоналом уголовно–исполнительной системы как объект криминологического исследования (понятие, виды, детерминанты, возможности прогнозирования) // Вестник института. – 2014. – № 7. – С. 90.

[3] Президент принял участие в расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru. – Дата обращения: 15.04.2018г.

[4] Сведения официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. – Режим доступа: genproc.gov.ru. – Дата обращения: 15.04.2018г.

[5] О суде: Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917г. (утратил силу) // СУ РСФСР. – 1917. – № 4. – Ст. 50.

[6] Сторожук М.И. Понятия контроля и надзора в уголовно–исполнительном праве // Уголовно–исполнительное право. – 2011. – № 2. – С. 44.

[7] О мерах заключения задержанных и об учреждении при тюрьмах следственных комиссий, проверяющих правильность и законность ареста: Постановление Наркомюста РСФСР от 15.12.1917г. (утратил силу) // СУ РСФСР. – 1917. – № 9. – Ст. 146.

[8] Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно–трудовых учреждениях. – М.: Высшая школа, 1978. – С. 166.

[9] Временная Инструкция губернским прокурорам об общих задачах, возлагаемых на прокурора: Циркуляр Наркомюста № 67 от 29 июля 1922 г. (утратил силу) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: законодательство. – Режим доступа: www.consultant.ru. – Дата обращения: 14.06.2018г.

[10] О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.: Постановление ВЦИК от 01.06.1922г. (утратил силу) // СУ РСФСР. – 1922. – № 15. – Ст. 153.

[11] Положение о Народном Комиссариате Юстиции: Декрет ВЦИК от 01.02.1923г. (утратил силу) // СУ РСФСР. – 1923. – № 10. – Ст. 120.

[12] Куденеев С.В. Прокурорский надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы (исторический аспект) // Преступление и наказание. – 2009. – № 3. – С. 29.

[13] Рощупкин Д.Г. К вопросу об истории прокурорского надзора // Аллея науки. – 2017. – № 2. – С. 41.

[14] Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик: Постановление II Съезда Советов СССР от 31.01.1924г. (утратил силу) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. – 1924. – № 2. – Ст. 24

[15] Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик: утв. Постановлением ЦИК СССР от 29.10.1924г. (утратил силу) // СЗ СССР. – 1924. – № 23. – Ст. 203.

[16] Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и Союзных Республик: Постановление Президиума ЦИК СССР от 31.10.1924г. (утратил силу) // СЗ СССР. – 1924. – № 24. – Ст. 206.

[17] Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик: утв. Постановлением ЦИК СССР от 31.10.1924г. (утратил силу) // СЗ СССР. – 1924. – № 24. – Ст. 205.

[18] Положение об исправительно–трудовых лагерях: утв. СНК СССР 07.04.1930г. (утратил силу) // СЗ СССР. – 1930. – № 22. – Ст. 248.

[19] Рощупкин Д.Г. К вопросу об истории прокурорского надзора // Аллея науки. – 2017. – № 2. – С. 42.

[20] Положение о прокуратуре Союза ССР: Постановление ЦИК СССР N 84, СНК СССР N 2621 от 17.12.1933г. (утратил силу) // СЗ СССР. – 1934. – № 1. – Ст. 2б.

[21] Об образовании Народного Комиссариата Юстиции Союза ССР: Постановление ЦИК СССР N 68, СНК СССР N 1299 от 20.07.1936г. (утратил силу) // СЗ СССР. – 1936. – № 40. – Ст. 338.

[22] Рощупкин Д.Г. К вопросу об истории прокурорского надзора // Аллея науки. – 2017. – № 2. – С. 43.

[23] Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР: Указ Президиума ВС СССР от 24.05.1955г. (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. – 1955. – № 9. – Ст. 222.

[24] Об утверждении Основ исправительно–трудового законодательства Союза ССР и союзных республик: Закон СССР от 11.07.1969 N 4074–VII (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. – 1969. – № 29. – Ст. 247.

[25] О прокуратуре СССР: Закон СССР от 30.11.1979 N 1162–X (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. – 1979. – № 49. – Ст. 843.

[26] О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 18.04.2018г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: