Этапы педагогического общения включают:
1) Прогностический этап: моделирование педагогом общения с классом, группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2) Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
3) Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4) Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
Особенности выделенных творческих этапов общения:
Первый этап. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности, соответственно:
а) педагогическим целям и задачам;
б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в классе (аудитории);
в) творческой индивидуальности самого педагога;
г) индивидуальным особенностям учащихся;
д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создания атмосферы общения.
|
|
Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности. Важнейшими элементами этого этапа являются: а) конкретизация спланированной модели общения, б) уточнение условий и структуры предстоящего общения, в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Учитель (преподаватель) должен уточнить с первых мгновений общее настроение класса (аудитории) и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
Третий этап. Управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа учителя и учащихся.
Четвертый этап. Учитель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с классом. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
|
|
Техника педагогического общения.
Техника педагогического общения –совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом. Сюда принято включать две группы компонентов.
Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением (речь, мимика, пантомимика, выражение своих эмоций, внимание, наблюдательность и т. п.). Вторая – с умением воздействовать на личность и коллектив.
Тем не менее, в педагогической деятельности общение вызывает определенные трудности, связанные прежде всего с незнанием учителем структуры и законов педагогического общения, с тем, что у него не в полной мере развита коммуникативная культура. Он не в должной степени владеет общением как профессиональным инструментом своей деятельности.
Один из элементов в организации целостного педагогического общения – завоевание учителем инициативы на уроке как средства оптимизации управления учебно-познавательной деятельностью. Педагогу здесь можно порекомендовать следующее:
1) оперативная организация изначального контакта с классом;
2) оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т. д.) к деловому и личностному общению;
3) предупреждение возникновения «простоев» между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия;
4) оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;
5) постановка учебных задач и проблемных вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
6) сокращение количества запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентированных педагогических воздействий;
7) обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние;
8) адекватная реализация речевых и неречевых средств взаимодействия, активное включение мимики, контакта глазами, жестов и т. п.;
9) выражение собственной расположенности к детям, доброжелательность и открытость;
10) формулирование ярких, притягательных целей и стимулирование поиска путей их достижения; 11) проявление понимания ситуативной внутренней настроенности учащихся, учитывания ее;
12) достижение и поддержание контакта в общении, установление ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.
Практические задания:
1. Блиц-опрос (ответы записать в тетради).
- Какие механизмы социальной перцепции способствуют созданию образа партнера?
- Какие из них наиболее важны в деятельности при взаимодействии с учениками?
2. Составьте схему «Стороны общения».
3. Просмотр «Ералаша». Определение форм общения и особенностей общения.
Ссылки: https://www.youtube.com/watch?v=jXp0NWdwcVo
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=768106301037060128&text=ералаш+3+урок+английского+youtube
Домашнее задание:
Написать работу «Мое педагогическое кредо». Постараться придерживаться следующего плана:
1. Мой идеал учителя (реальный или собирательный).
2. Каким я буду учителем? Я буду стараться всегда…Я никогда не буду …
3. Способности, которые помогут мне добиться успеха:…
4. В течение ближайших пяти лет я буду развивать… (какие качества, умения?)
5. Для этого я буду делать следующее:… (что, когда, как часто?)