Выразительные средства

Иллюстрации

Иллюстрации, относящиеся к мифологическому тексту Выразительные средства Базовые психические процессы Социально-коммуникативные функции
● «Ты остался в КПСС?» ● Освещение фактов в символическом аспекте (Вождь – символ партии); ● Апелляция к дополнительным уровням психики (Попытка пристыдить выходивших из партии)   ●Переживание сопричастности; ● Бесконтрольные коллективные чувства вины; ● «Мы – образ» и «Я – образ» личности ● Возбуждение эмоций и непроизвольных, импульсивных реакций
● «Покорение шпионов и диверсантов» ● Освещение фактов в символическом аспекте (Змея – шпион и диверсант); ● Образ врага; ● Привлечение архетипических образов (Смерти и Возмездия) ● Бесконтрольные коллективные чувства ненависти ● Возбуждение эмоции и непроизвольных, импульсивных реакций; ● Отключение самоконтроля  
● «Войн красной армии, спаси!» ● Привлечение архетипического образа (Жертвы) ● Бесконтрольные коллективные чувства страха и отчаяния; ● Переживание сопричастности ● Возбуждение эмоции и непроизвольных, импульсивных реакций; ● Отключение самоконтроля
● «Родина-мать зовёт!» ● Освещение фактов в символическом аспекте (Родина-мать – наша страна и все живущие в ней люди) ● Слияние с коллективным бессознательным ● Нагнетание энтузиазма
● «Я хочу, чтобы ты служил в армии США. Ближайший вербовочный пункт» ● Освещение фактов в символическом аспекте (Дядя Сэм – персонифицированный образ штатов, их символ) ● Дополнительные системы ориентации ● Нагнетание энтузиазма

Мифема: призыв к защите Родины

Выразительные средства

Выразительные средства Базовые психические процессы, запускаемые данными выразительными средствами
Обобщение и оценка: ● «За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина». ● Слияние с коллективным бессознательным ● Бесконтрольное коллективное чувство надежды
Апелляция к дополнительным уровням психики: ●«За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина». ● Переживание сопричастности ● Слияние с коллективным бессознательным
Рассуждение по аналогии: ●«Человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина»; ● «Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в темную щель и посвистывать там до лучших времен, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку». ● Переживание сопричастности  
Порицание: ●«Что вы твердите мне: родина! Что видел я хорошего от нее, что она мне дала?». ● Бесконтрольное коллективное чувство страха
Кощунство:  ●«Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим»; ● «Эти люди намерены нас победить, бросить себе под ноги, наступить нам сапогом на шею, нашу родину назвать Германией, изгнать нас навсегда из нашей земли «оттич и дедич» ● Бесконтрольное коллективное чувство страха
Привлечение архетипического образа смерти: ● «Все наши мысли о ней, весь наш гнев и ярость –за ее поругание, и вся наша готовность– умереть за нее. Так юноша говорит своей возлюбленной: «Дай мне умереть за тебя»; ● «Германия –это только фабрика военных машин и место формирования пушечного мяса; впереди – смерть, позади – террор и чудовищный обман». ● Бесконтрольное коллективное чувство страха
Освещение фактов в символическом аспекте: ●«Наш век – это суровая, железная борьба за свою независимость, за свою свободу и за право строить по своим законам свое общество и свое счастье»; ● «Те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной длинной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою он огородил тыном свое жилище и поглядел по пути солнца в даль веков. И ему померещилось многое – тяжелые и трудные времена: красные щиты Игоря в половецких степях, и стоны русских на Калке, и установленные под хоругвями Дмитрия мужицкие копья на Куликовом поле, и кровью залитый лед Чудского озера, и Грозный царь, раздвинувший единые, отныне нерушимые, пределы земли от Сибири до Варяжского моря; и снова – дым и пепелища великого разорения..»; ● «Россия жила по курным избам и все будущее богатство свое и счастье создавала и носила в мечтах, как скатерть-самобранку за пазухой»; ● «Настало время, когда европейским державам пришлось потесниться и дать место России в красном углу»; ●«Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность царского политического строя. Россия медленно тащила колеса по трясине». ● Прагматическое мышление ● Переживание сопричастности
Образ врага: ● «Фашизм враждебен всякой национальной культуре, в том числе и немецкой. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней»; ● «Они жестоки и распущенны, потому что в них вытравлено все человеческое; они чудовищно прожорливы, потому что всегда голодны и потому еще, что жрать»; ● «Германия – это только фабрика военных машин и место формирования пушечного мяса; впереди – смерть, позади – террор и чудовищный обман»; ● «Здесь, через четверть века, на Лобном месте лежал убитый Лжедмитрий в овечьей маске и с дудкой, сунутой ему в руки; отсюда нижегородское ополчение пошло штурмом на засевших в Кремле поляков. С этих стен на пылающую Москву хмуро глядел обреченный Наполеон». ●Табуирование
Цинизм: ● «Весь мир – для немцев»; ● «Иван Грозный завершил дело, начатое его дедом и отцом, – со страстной настойчивостью и жестокостью он разломал обветшавший застой удельной Руси, разгромил вотчинников-князей и самовластное боярство». ●Табуирование
Превозношение «святых сил»: ● «Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, – вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи именами и воспел все, что видел и о чем думал, и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной – землей оттич и дедич». ●Аниматизм/ Артифициализм
Привлечение архетипических образов жертвы:● «Русский народ… не щадя жизней своих»; ● «Как будто тени минувших поколений, тех, кто погиб в бесчисленных боях за честь и славу родины, и тех, кто положил свои тяжкие труды на устроение ее». ●Бесконтрольное коллективное чувство самопожертвования
Категорическая оценка: ● «Их миллионы, нас миллионы вдвойне». ● «Мы – образ»

Социально-коммуникативные функции текста:

Снятие социального стресса;

● Нагнетание энтузиазма;

● Возбуждение эмоций и непроизвольных, импульсивных реакций;

● Продвижение мифем.

Мифема: призыв автора к объединению русского народа против врага.

Эффективность текста: Автор пытается донести до читателя мысль о необходимости несения ответственности за будущее нашей Родины. Эффективность текста достигается благодаря выразительным средствам, которые, в свою очередь, вызывают у читателей определенные чувства. Так, например, этот отрывок из текста вызывает у чтеца гордость:

(«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, – говорившиеся нараспев, под звон струн, – о славных подвигах богатырей, защитников земли народа, – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.»)

А этот отрывок — чувство возмущения («И вот смертельный враг загораживает нашей родине путь в будущее.»). Большой список исторических фактов, приведенный автором, дополняет силу эффективности текста, который действует на мыслительный процесс читателя.

Примера из СМИ

 

● https://meduza.io/shapito/2020/04/08/u-rossii-est-tri-vraga-pechenegi-polovtsy-i-koronavirus-uh-trepeschite

 

● https://newsland.com/user/4297726154/content/vsevolod-chaplin-rossiia-dlia-russkikh-plokhoi-lozung/4298541

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: