Театрализация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

 

Особое место в программе воспитания и обучения в детском саду отводится театрализации. Прививают любовь к театрализации с раннего детства, в этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных организациях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям [2, с. 38].

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализации. Благодаря театрализации развивается личность ребенка, прививается устойчивый интерес к литературе, музыке, театру. У детей совершенствуется навык воплощать в игре определенные переживания, побуждая к созданию новых образов. Однако все дети разные и у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка [25].

Оказывается, (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений [14, с. 93].

В педагогической теории театрализованных игр особое внимание уделяется изучению театрализации как средства развития творческих способностей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве театрализация содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. В театрализации развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Старший дошкольный возраст – период расцвета театрализации. Психолого-педагогическую характеристику этой театрализации дали А.Н. Леонтьев, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает сюжет в идеальном плане (в виде представлений). Театрализация чаще всего разворачивается вокруг какого-нибудь вымышленного героя – игрушки, персонажа сказки, мультфильма. Образы, созданные воображением, получают оформление благодаря таким выразительным средствам, как речевые характеристики, движения, мимики, жесты, экспрессивные проявления. Основа театрализации – сотворчество педагога и детей в придумывании игровых событий, последовательно связанных между собой. Плодотворным является обучение детей изменению сюжета знакомой сказки (сочинение новой концовки, включение персонажей из других сказок и др.) [8, с. 34].

Направить фантазию ребенка в новое русло можно с помощью моделирования (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко): создания схем сказочного сюжета, использования символического изображения персонажей. Творческое начало в игре всегда глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей играющих. В силу этого театрализация выступает как средство развития творческих способностей старших дошкольников [11, с. 27].

Большое внимание уделяется предметно-пространственной среде дошкольного учреждения. В предметно-пространственную среду входят различные зоны, центры, уголки.

Для обеспечения положительного результата совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должен быть оборудован театральный уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Уголки для театрализованных представлений, спектаклей отводится для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках [9, с. 127].

Театрализацию дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр настольный театр игрушек, настольный театр картинок, стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр:

Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием [20, с. 103].

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников: игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо, импровизация.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки [21, с. 151].

Развитие творческих способностей предполагает возникновение предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства: словесного, музыкального, изобразительного; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Театрализация является неисчерпаемым источником развития творческих способностей, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей [24].

В театрализации развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, восприятие и, конечно же, она оказывает большое влияние на развитие творческих способностей.

В период дошкольного детства театрализация вступает в пору своего расцвета. В ней усложняются сюжеты, она приобретает все более творческий характер.

Одной из характерных черт ребенка дошкольного возраста является стремление воплотить в своей театрализации образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности.

Театрализация в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческих способностей ребенка, воспитания творческой направленности личности каждого ребенка [16, с. 57].

Развитие творческих способностей детей в театрализации, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку – дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Дети дошкольного возраста обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализацию и в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональные отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка, но и для окружающих [15, с. 83].

По мнению С.Н. Томчиковой, театрализация у старших дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [17, с. 53].

А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович отмечали, что значение и специфика театрализации заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность. Поэтому роль театра в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является неоценимой, что доказано в исследованиях А.М. Виноградовой, С.И. Мерзляковой. В процессе восприятия художественного произведения как объясняет Л.И. Божович, А.В. Запорожец у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов. В них, с одной отражается внешняя, картина окружающего мира, с другой стороны, внутренний компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер отражения окружающей действительности [20, с. 30].

На определенной ступени психического развития в результате воспитания у детей старшего дошкольного возраста, как отмечает А.В. Запорожец, открывается та сторона развития творческих способностей, которая дает толчок развитию его познавательной деятельности. Происходит это благодаря тому, что художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит ребенка с новыми явлениями и расширяет круг его представлений, но также предмете, понять его художественный образ. В воображаемых обстоятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе детского его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы, жизнь животных и природного мира [13, с. 32].

Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Детям старшего дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Старшие дошкольники обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет по замечаниям Л.Г. Лысюк, С.Г. Якобсон использовать театрализацию в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и с отрицательным, непривлекательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих, что действие сверстникам и взрослым [13, 78].

Театрализация необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализация наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности. В педагогической литературе М.А. Васильевой, С.И. Мерзляковой, Н.Ф. Сорокиной театрализация рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для старшего дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его представления. Основные способы развития эмпирического обобщения у дошкольников – наблюдение и экспериментирование, утверждает Н.Н. Поддъяков [14, с. 98].

Взрослый помогает анализировать и обобщать этот опыт, устанавливать объективные зависимости, определять его важность, затем фиксировать результаты в виде условных знаков. Другим способом развития обобщения у ребенка является «проживание» им различных ситуаций, когда взрослый предлагает ребенку выражать впечатление от музыки языком движений. Театрализация представляется именно такой формой «проживания», хотя и в процессе игры имеется возможность понаблюдать за выделенными автором в сценарии объективными закономерностями действительности и экспериментировать вместе с автором над реальностью, описанной в сценарии [21, с. 101].

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец Л.Г. Лысюк, С.Г. Якобсон единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По влиянию на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста театрализации по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой [25].

Поощрение творческих проявлений особенно важно в старшем дошкольном возрасте. Именно у старшего дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

Организация театрализации в дошкольной организации имеет цель через театр научить ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. По силе непосредственного эмоционального воздействия театр, как вид искусства, находится на первом месте среди других. Спектакль нагляден. Перед зрителями – живые конкретные люди со всеми мыслями, чувствами и поступками, возникающими и происходящими на глазах у зала по мере развития событий [24].

Таким образом, театрализация является наиболее перспективной формой развития творческих способностей старших дошкольников. В качестве условий организации театрализации выделяется следующее: обеспечение взаимосвязи творчества с личным переживанием ребенка, активизация механизма воображения, моделирование жизненных ситуаций самовыражения и самореализации ребенка, сотрудничество со взрослыми на всех этапах театрализации.

 

 

Заключение

В психолого-педагогической литературе (Н.А. Ветлугина, В.М. Теплов, Е.А. Флерина.) творческие способности у старших дошкольников характеризуются –быстротой, то есть способность высказывать максимальное количество идей; гибкостью, значит высказывать широкое многообразие идей; оригинальностью, то есть способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми) и законченностью, значит совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Театрализация оказывает несравненное ни с чем воздействие на развитие творческих способностей и общее развитие ребенка; формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуются творческие способности. Театрализация оказывает большое влияние на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Она необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализация наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности.

Таким образом, успех развития творческих способностей посредством театрализации у старших дошкольников во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка. Правильно организованная система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста позволит создать благоприятные условия для развития театрализованных умений и способностей детей.

 

Список литературы

1. Абдулаева Е. Организация игры с игрушками – персонажами / Е. Абдулаева // Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. – С. 38-42.

2. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду / Е. А. Антипина – М.: Сфера, 2019. – 128 с.

3. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психолог. – 2016. – №5. – С. 53-57.

4. Бутенко Н. В. Концептуальная модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста / Н. В. Бутенко // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 1. – С. 36-41.

5. Галянт И. Организация художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста / И. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 64-67.

6. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех педагогических вузов / М. В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2015. – 512.

7. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. – М.: Просвещение, 2015. – 120 с.

8. Давыдова М. В. Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности / М. В. Давыдова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С. 31-35.

9. Елетина Е. В. Внедрение интегративного подхода в проектировании музыкальной предметно-пространственной среды детского сада / Е. В Елетина // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – №1. – С. 126-129.

10. Жиличкина М. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности / М. Ю. Жиличкина, Т. В. Суханова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 42-46.

11. Карачарова И. А. Социально личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности / И. А. Карачарова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 8. – С. 26-29.

12. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. Учебное пособие для СПО / Т. С. Комарова. – М.: Юрайт, 2017. – 217 c.

13. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 160 с.

14. Котова Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников / Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. – Ступино.: Сфера, 2016. – 128 с.

15. Маркова Т. А. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Т. А. Маркова. – М.: Просвещение, 2015. – 287 с.

16. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: НовГУ имени Ярослава Мудрого / Е. В. Мигунова. – М.: Великий Новгород, 2015. – 126 с.

17. Неменова Т. В. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр / Т. В. Неменова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №1. – С. 53-55.

18. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.

19. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), исп. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

20. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – Творчество – Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н. Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2015. – 156 с.

21. Трифонова Е. В. Развитие игры детей 5-7 лет. ФГОС / Е.В. Трифонова Е. М. Волкова, Р. А. Иванкова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 208 c.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 – Москва: 2013 г.

23. Иванова Г. С. Диагностическая методика развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Г. С. Иванова // Инфоурок – 2019. 3 апреля. – М.: Инфоурок, 2019. –. – Режим доступа: https://infourok.ru/diagnosticheskaya-metodika-razvitiya-hudozhestvenotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-tea. – Загл. с экрана.

24. Крамскя Е. О. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. О. Крамскя // Инфоурок – 2016. 4 апреля. – Таганрог.: Инфоурок, 2016. –. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ob-osobennostyah-tvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta. – Загл. с экрана.

25. Титова Т. П. Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников. Познавательное развитие дошкольников [Электронный ресурс] / Т. П. Титова // Инфоурок – 2018. 20 марта. – М.: Инфоурок, 2018. –. – Режим доступа: https://infourok.ru/teatralizovannaya-deyatelnost-v-ramkah-fgos-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov. – Загл. с экрана.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: