Конституционализация и развитие принципов правового государства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НОВОСИБИРСКЙЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

 

 

Институт философии и права

Кафедра теории и истории государства и права, конституционного права

Магистерская программа «Конституционное право, муниципальное право,

конституционный судебный процесс и государственное, муниципальное

управление»

 

Реферат

по дисциплине «Конституционализация правовой системы и правопорядка»

на тему: «​Конституционализация и развитие принципов правового государства: проблемы обеспечения в деятельности органов государства»

 

Выполнил:

магистрант 2 курса обучения

группы ИФП-18912

Елисеева Кристина Андреевна

Проверил:

д. ю. н.,проф. Кравец И.А.

 

 

Новосибирск – 2020

Содержание

Введение 3

1. Принципы правового государства 3

2. Конституционализация и развитие принципов правового государства 4

3. Проблемы обеспечения принципов правового государства в деятельности органов государства 5

Заключение 6

Библиографический список 7

 

 

Введение

Большинство стран мира в настоящее время позиционирует себя правовыми государствами. Значительные потери, вызванные войнами двадцатого века, привели к формированию общего понимания ценности человеческой жизни и других прав и свобод человека. Правовое государство подразумевает такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации.

В нашей стране в начале двадцатого века проблемами правового государства занимались правоведы, философы и политические деятели, как Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и другие. Однако идеи правового государства были отвергнуты советской правовой доктриной. Только в конце 80-х годов прошлого века проблема правового государства вновь возвращается в общество как тот идеал, к которому следует стремиться при реформировании его политических структур.

В каждом государстве в силу исторических, географических и иных признаков формируются собственное понимание правового государства, но имеют место быть и общепризнанные нормы и принципы. Именно по таким признакам можно отнести государство к категории «правовое».

Принципы правового государства

Идея правового государства направлена на ограничение власти государства правом, а также на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с данным государством. Термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой половине девятнадцатого века. Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом.

Под правовым государством, по мнению Д.Н. Миронова, необходимо понимать «государство, организация которого подразумевает взаимодействие органов государственной власти и должностных лиц с гражданами на основе права».[1] Правовое государство как идея, взятая на уровне абстракции, реализуется исторически конкретным обществом, в определенной географической среде, при стечении своеобразных культурных, экономических, политических и ментальных условий.

В современном мире правовое государство базируется на следующих принципах:

1) верховенства права;

2) признание прав и свобод человека высшей ценностью;

3) взаимная ответственность государства и личности;

4) конституционная и судебная защита прав и свобод человека и гражданина;

5) принцип равноправия;

6) разделение властей;

7) содействие развитию институтов гражданского общества.[2]

В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации наше государство «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».[3] В соответствии с данным положением в нашем государстве признаются и гарантируются все вышеперечисленные принципы правового государства.

Отличием правового государства является его способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом, с целью защиты прав и свобод личности, а также на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан и на справедливое урегулирование конфликтов и противоречий.

Одним словом, правовое государство стало закономерным итогом политических и иных событий двадцатого века. Отнесение государств к категории «правовое государство» возможно лишь при существовании определенных принципов.

Конституционализация и развитие принципов правового государства

Зачатки принципов правового государства можно пронаблюдать в виде идей гуманизма, а также в стремлении ограничить притязания господствующего класса. Человечество сделало огромный прорыв в определении ценности прав каждой личности вне зависимости от ее положения. Так, в Конституции Российской Федерации принцип господства права воплощается в верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов, в примате федерального права над правом субъектов Российской Федерации, в высшей юридической силе основного закона, в приоритете норм международного права и международных договоров над нормами федерального законодательства.

Судебная защита является неотъемлемым элементом механизма гарантий прав и свобод личности. Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод об увеличении количества обращений в конституционные, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Данное явление имеет как положительные черты, так и отрицательные показатели. Увеличение числа обращений в суд свидетельствует о росте правового сознания населения, но увеличивает нагрузку на аппараты судов.

Конституция Российской Федерации закрепила среди основ конституционного строя принципы взаимоотношений общества и государства, создала необходимые юридические основы для формирования и развития гражданского общества. Основой формирования гражданского общества выступают институты «частной собственности, общественные и иные некоммерческие организации, свободный рынок с социально ориентированной экономикой, неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина».[4]

Правовое государство может быть построено только на основе гражданского общества, развитость которого, в свою очередь, зависит от степени реализации принципов правового государства. При исследовании проблем правового государства необходимо анализировать возникающие вопросы как с позиции нормы права и правового регулирования, так и с точки зрения справедливости деятельности государства и выполнении им своего долга по отношению к обществу.

Одним словом, провозглашение России правовым государством - значительный шаг вперёд по пути развития российского конституционного строя, конституционализма. Однако не все принципы правового государства эффективно реализуются и обеспечиваются в правовой системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: