В результате глубокого макроэкономического кризиса 90-х гг. ХХ века, по глубине и размаху сопоставимого с "великим кризисом" 1929-1933 гг. на Западе, Россия, как отчетливо видно из нижеследующей таблицы 1, объективно утратила роль одного из центров силы мирового хозяйства, каковым СССР, несомненно, был в "обойме" с США, Западной Европой и Японией — при всей дифференциации в рамках этой "четверки" по тем или иным позициям.[3]
Таблица 1
Мировые лидеры в производстве по ППС за 2018 г.
№ | Страна | Объем промышленного производства в млрд долл., по ППС | Объем производственного производства в % |
1 | Китай | 9 082 | 24,45 |
2 | США | 3 860 | 10,39 |
3 | Индия | 2 572 | 6,93 |
4 | Россия | 1 340 | 3,61 |
5 | Япония | 1 311 | 3,53 |
6 | Индонезия | 1 295 | 3,49 |
Весь Мир | 37 142 | 100 |
Вследствие оживления и роста российской экономики в 1999-2007 гг., а также того обстоятельства, что в этот период она развивалась темпами выше среднемировых, положение РФ в мировом хозяйстве несколько упрочилось, однако по многим причинам по-прежнему остается уязвимым (табл. 2). [4]
|
|
Таблица 2
Россия в мировом экспорте товаров в 2017 г.
№ | Страна | Млрд. долл. США | ||
1 | Китай | 1904 | ||
2 | Германия | 1547 | ||
3 | США | 1497 | ||
4 | Япония | 787 | ||
5 | Франция | 589,7 | ||
6 | Южная Корея | 552,8 | ||
7 | Нидерланды | 550,2 | ||
8 | Италия | 524,9 | ||
9 | Россия | 520,3 | ||
Она продолжает оставаться страной со средним уровнем экономического развития: по расчетам на базе данных последнего доклада Всемирного банка, валовой национальный доход (ВНД) России по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения в 2018 г. составил 26 470 долларов. Статус великой державы Российская Федерация удерживает главным образом благодаря наличию все еще мощного ракетно-ядерного потенциала, сопоставимого с аналогичным потенциалом США, и своего геостратегического положения. Однако на фоне отсутствия реальной экономической мощи поддержание этого статуса требует от России все больших усилий. Для активного воздействия на процесс ГЭ в целом, придания тем или иным ее сторонам российской "окраски" экономической мощи сегодняшней РФ явно недостаточно.
В результате скачкообразно и бессистемно проведенной либерализации внешнеэкономических связей (ВЭС) и механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), значительно опередившей по темпам внутриэкономические и социальные реформы, РФ уже в первые постсоветские годы на деле стала страной с открытой экономикой, развитие которой сильнейшим образом зависит от сдвигов в мировом хозяйстве и его конъюнктуры. По оценкам экспертов, не менее 35-40% российского ВВП формируется и используется в связи с ВЭД хозяйствующих субъектов и государства.[3]
|
|
Таким образом, после распада СССР у новой России никогда не было реальной альтернативы, вступать или не вступать в процесс глобализации и сложившийся в мире механизм ее международного политического и правового оформления, поскольку она с самого начала оказалась спонтанно втянутой в этот процесс. В действительности проблема состояла и состоит в том, чтобы органично и с максимально возможной выгодой для себя интегрироваться в глобализацию с учетом ее сущностных черт и противоречий, рассмотренных выше. Однако такой интеграции не произошло. Вовлечение (включение) РФ в мировые глобализационные процессы едва ли можно оценить, как в целом успешное, хотя по некоторым аспектам ГЭ ей и удалось добиться определенных позитивных результатов, особенно в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК).